Наш человек в Берлине. Фильм-оправдание и гендерный паритет

14 февраля 2019, 07:23

Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич продолжает рассказывать о 69-м Берлинском кинофестивале специально для НВ STYLE.

НВ
Фото: НВ

Берлинский кинофестиваль пересек свой экватор: жюри - фильм за фильмом - продолжает оценивать участников, а у зрителей и кинокритиков уже появились свои фавориты - явные претенденты на «медведей» в этом году.

Видео дня

Одним из самых знаковых фильмов с первых дней Берлинале остается картина польского режиссера Агнешки Холланд Гарет Джонс, совместного производства Польши, Украины и Великобритании. Билеты на премьерный показ этого фильма разлетелись практически мгновенно, а перед самой премьерой возле входа собралась, пожалуй, рекордно длинная очередь. Гарет Джонс - фильм о британском журналисте, который после визита в СССР решил рассказать миру всю правду о голодоморе 30-х годов в Украине. Отмечу, что перед показом творческая группа Гарета Джонса вышла на красную дорожку с плакатами FreeSentsov и Freedom of speech is not a crime, выступив в защиту Олега Сенцова и других украинских политзаключенных в России.

Фильм уже вызвал большую реакцию ведущих мировых кинокритиков и изданий. Кто-то отмечает его динамичный сюжет и чувственные эмоциональные сцены. Кто-то хвалит режиссера за убедительность и внимание к деталям. Кому-то не хватило раскрытия и развития сюжетных линий. Впрочем, равнодушным не остался никто - и это явно закрепляет за фильмом статус одного из главных претендентов на победу в конкурсной программе Берлинале 2019.

В целом конкурсные фильмы в этом году часто поднимают не только политические и социальные, но и психологические темы. Так, в фильме Крушитель системы Норы Фингшайдт (Германия) психологизм кроется уже в самом названии: Systemsprenger - «системный сбой», термин для описания неконтролируемых детей с опасным поведением. Это история девятилетней Бенни, которая представляет собой настоящую угрозу не только для своих сверстников, но и для взрослых. Агрессию ребенка режиссер словно оправдывает эмоциональной травмой и сложными социальными явлениями. При этом социальную проблему трудных детей в фильме искусно переплетают с историей одной маленькой девочки, которая всего лишь хочет быть рядом со своей мамой. Получилось и жестко, и трогательно.

Берлинале-2019 (Фото: ЕРА)
Берлинале-2019 / Фото: ЕРА

Канадский режиссер Дени Коте привез в Берлин свой новый фильм Антология города-призрака, который сам же сравнивает с... буфетом - мол, в этой картине каждый зритель найдет себе что-то по вкусу. Место действия в фильме - маленькая деревня в Квебеке, где после самоубийства молодого человека начинают появляться нежелательные и очень пугающие гости. Фильм довольно меланхоличный, вызывает ощущение тревоги и беспокойства, словно выводит зрителя из душевного равновесия. Мрачно и странно - при этом картина заставляет думать о жизни и о том, не слишком ли часто мы иногда возвращаемся к нашему прошлому.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Яркой премьерой Берлинале стал также фильм Кейси Аффлека Свет моей жизни. Это режиссерский дебют актера - драма о том, как отец защищает дочь в мрачном антиутопическом мире. Критики мгновенно заподозрили режиссера в том, что картину можно считать его ответом движению #MeToo и, собственно, многочисленным обвинениям самого Аффлека в сексуальных домогательствах. Он же уверяет, что просто снял картину о любви, которую нужно защищать. Что ж, как оценит старания Аффлека жюри Берлинале станет известно уже совсем скоро.

Кейси Аффлек на премьере своего фильма (Фото: EPA)
Кейси Аффлек на премьере своего фильма / Фото: EPA

А пока в рамках фестиваля проходят не только кинопоказы, но и другие важные для киномира события. Так, в первые дни фестиваля состоялось мероприятие Гендер, жанр и большие бюджеты, организованное движением Женщины в кино и на телевидении (WIFT). Во время ивента директор Берлинале Дитер Косслик подписал публичное обязательство «5050х2020», призывающее соблюдать гендерное равенство в рамках фестиваля и кинорынка. Соглашение не обещает обязательные квоты для фильмов, снятых женщинами, но обязывает соблюдать равноправное гендерное соотношение - от отборочной комиссии до процесса отбора фильмов. Для Берлинале, который ранее практически полностью игнорировал гендерную проблему, это действительно достижение.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X