К 80-летию режиссера. На Одесском кинофестивале покажут ретроспективу Кшиштофа Кесьлевского

6 августа 2021, 13:53

В рамках 12-го Одесского кинофестиваля, который пройдет с 14 по 21 августа, будет показана ретроспектива фильмов знаменитого польского режиссера Кшиштофа Кеслевского.

В этом году двукратному номинанту на премию Оскар и лауреату 70 наград исполнилось бы 80 лет, по случаю чего в рамках ОМКФ состоятся показы его пяти фильмов.

В программу ретроспективы вошли фильмы:

Видео дня

Аматор, 1979

Двойная жизнь Вероники, 1991

Три цвета: синий, 1993

Три цвета: белый, 1994 год

Три цвета: красный, 1994 год

Кшиштоф Кесьлевский родился 27 июня 1941 в Варшаве, но детство провел в странствиях сначала по оккупированной, а затем послевоенной Польше. Собирался связать свою жизнь с театром, поэтому выбрал киношколу в Лодзе, но поступил туда только с третьей попытки.

В своих ранних документальных фильмах режиссер исследовал моральное состояние нации и своего поколения, жизнь в коммунистической стране в целом. В начале 1970-х годов Кесьлевский начал работать ассистентом на Варшавской студии документального кино, впрочем лишь формально, поскольку изначально был там режиссером.

Документальный период Кесьлевского закончился в начале 1980-х годов. Свой первый художественный фильм режиссер снял в 1973 году — короткометражный телевизионную ленту Подземный переход, который был снят за 9 дней и переснят в последнюю ночь.

Фильмы Кесьлевского, снятые в начале 80-х, балансируют на грани соцреализма и документалистики, между производственной драмой и социальной критикой. Таким был его дебютный полный метр в 1976 году Шрам.

Фильм Аматор Кесьлевский снял в 1979 году. Это история о Филиппе, который против своей воли становится режиссером-документалистом. Он купил кинокамеру после рождения дочери, чтобы заснять каждый ее день, но внезапно становится востребованным документалистом на родном заводе. Филипп начинает понимать, насколько камера является мощным и опасным инструментом и правда нужна не всем. Аматор стал пропуском Кесьлевского в мир большого кинематографа и получил награды международных кинофестивалей в Берлине, Чикаго, Москве.

Последние четыре фильма режиссера были сняты в копродукции с французскими компаниями. В них Кесьлевский осваивает пространство больших идей от меняющейся реальности, к понятиям свободы, равенства и тайн жизни и смерти.

Фильм Двойная жизнь Вероники 1991 года — одна из вершин Кесьлевского как художника. Разделенная на две части, лента рассказывает о двух женщинах по имени Вероника и Вероник, которых сыграла Ирен Жакоб и стала лучшей актрисой Каннского кинофестиваля. И хотя в Польше ленту приняли холодно, в мире, а особенно во Франции, фильм встретили с восторгом. Об этом свидетельствует приз ФИПРЕССИ и приз экуменистического жюри Каннского кинофестиваля.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Трилогия Три цвета: синий, белый, красный стала прощальным эссе режиссера, в котором он размышляет над базовыми концептами европейской идентичности: равенство, братство, их границы, как между собой коррелируют свобода и справедливость.

Премьера каждого из фильмов трилогии состоялась с триумфом. Три цвета: синий получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля и премию Гойя за вторую часть Кесьлевского признали лучшим режиссером Берлинале, а заключительный фильм трилогии получил премию Сезар, номинацию на Оскар и на Золотую пальмовую ветвь. После премьеры фильма Три цвета: красный на Каннском кинофестивале в 1994 году Кеслевский заявил, что уходит из кино. Его последней работой стал сценарий трилогии из трех фильмов: Рай, Ад и Чистилище. При жизни режиссера проект не было завершено. После смерти Кесьлевского его соавтор Кшиштоф Песевич завершил сценарий, который впоследствии экранизировал Том Тыквер.

12-й Одесский международный кинофестиваль пройдет с 14 по 21 августа. Купить фестивальные абонементы можно по ссылке.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X