На драйве: рецензия на криминальный экшн про гонки и любовь

23 августа 2017, 13:43
В украинский прокат выходит фильм На драйве – новая работа английского режиссера Эдгара Райта

Райт – большой выдумщик со своеобразным чувством юмора, уникальным подчерком и умением превращать скромные с виду истории в универсальные высказывания без явных поколенческих границ.

Видео дня

Начинал Эдгар Райт с малого. Всю вторую половину 90-х режиссер набивал руку на британских ситкомах. Кульминацией того периода стал сериал Долбанутые про двух молодых инфантилов и их совместную жизнь в съемной лондонской квартире. Одного играл Саймон Пегг, вторую – Джессика Стивенсон.

Схожие взгляды на мир и чувство юмора еще не раз сведут Пегга с Райтом, выведя обоих в ранг авторитетных людей в современном кино. А инфантилы так и останутся главной движущей силой всех фильмов режиссера, будь то великолепный оммаж Джорджу Ромеро (Зомби по имени Шон), комедийный детектив (Типа крутые легавые), история про конец света и инопланетян (Армагеддец) или гоночный экшн На драйве.

Идея снять фильм про гонщика-меломана родилась в голове Райта еще в 90-х. Позже он сделает музыкальное видео для манчестерцев из группы Mint Royale с похожим сюжетным мотивом, а когда в 2014-м не сойдется характерами со студией Marvel по поводу съемок Человека-муравья (слава Богу!) вернется к своей старой идее.

В итоге фильм произведет маленький фурор в североамериканском прокате, неожиданный даже для своих создателей, а его главные герои проложат дорожку к сердцам зрителей. В их число попадет, например, Гильермо дель Торо, призывавший всех в своем твиттере идти на фильм Райта в кино. Спорить с классиком не очень хочется, но мы все равно постараемся разобраться стоит ли На драйве поднятого шума.

Сюжет

Атланта. Время айподов. Молодой человек, позже мы узнаем, что его все зовут Малыш, сидит за рулем напротив здания банка, ждет своих напарников-грабителей и увлеченно слушает музыку. Те прибегают с сумками наперевес, Малыш резко трогается с места. Начинается погоня.

Это одно из многих дел, которыми промышляет, и которые организовывает криминальный авторитет по имени Док. Он никогда не нанимает одну и ту же команду за одним исключением: во всех ограблениях участвует Малыш – его талисман, должник и водитель от Бога.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P. Фото:

Должником Дока Малыш стал еще в детстве, когда украл его машину с кучей героина в багажнике. Дальновидный Док решил не убивать угонщика, а заключить с ним сделку: Малыш работает на него, пока не выплатит весь долг за тачку и наркотики.

Приходит время для последней поездки. У Малыша есть виды на симпатичную девушку Дэбору из одной закусочной, куча отложенных денег и мечта выкрутить громкость радио на максимум и поехать с ней по бескрайним американским хайвеям куда глаза глядят.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У Дока совершенно другие планы. Долг ему Малыш вернул, но терять такого ценного работника он не хочет. Парню придется пойти еще на одно дело, иначе все, кого он любит, будут убиты.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P. Фото:

Сценарий и драматургия

Для полноты картины Эдгару Райту надо было не называть настоящего имени Малыша. В новом американском герое должна была остаться какая-то загадка. А то, что перед нами новый американский герой, нет никаких сомнений. Здесь есть и душевная травма, и физическое увечье, и любовь, и предательство, и много убийств: мифология сформирована.

И это во времена, когда без коммерчески прочной основы в виде комиксов ни один продюсер и шагу не ступит. Вот что имел ввиду дель Торо, когда советовал всем пойти на новый фильм Эдгара Райта: наслаждение от просмотра придуманной с нуля истории, снятой за небольшие деньги, но по части внутренней свободы и креативности способной дать фору многомиллионному блокбастеру.

Фильм Райта подобен джазовой пластинке. Герои вроде бы ходят, проторенными десятками фильмов до них, дорожками, но каждый шаг кажется внезапным, сиюминутным решением. Этот эффект достигается благодаря музыке: она буквально встроена в картину. Кажется, что многие события в фильме происходят не согласно сценарию, а повинуясь воле ритма выбранной Малышом песни.

Их с Дэборой центральная история любви – это шекспировские Ромео и Джульетта, помноженные на Бонни и Клайда Артура Пенна. Как видно и здесь все уже было. На драйве вообще начисто лишен амбиций.

Подобно фильмам Нового Голливуда на рубеже 60-70-х, он существует вопреки студийной системе. Подобно этим же фильмам он нахально игнорирует привычные правила игры, берет все лучшее из прошлого и не стремится сказать больше чем хочет: историю Малыша и его попыток начать новую жизнь с любимой девушкой.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P.

На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P. Фото:

Картинка

В фильме Райта то, что показано, удивительно гармонично сочетается с тем, как это показано. Редкое достижение в современном американском кино. Точное время действия ленты не называется умышленно: это излишняя нагрузка. События могут происходить в 2010-м, или в 2005-м, или в 2007-м, или даже в 2015-м.

Но вообще видно, что Райта больше тянет в ретро, ну или как минимум в не столь отдаленное прошлое: старые телефоны и автомобили, ограбление банков (кто в наше время вообще их грабит?) и классический американский дайнер, в котором работает Дэбора. Мифология американского прошлого незаметного уживается с мифологией настоящего: теми же айподами, например.

Хореография погонь и некоторые сцены в зданиях сняты изобретательно и технически совершенно. В принципе, весь фильм Райта – это одно сплошное движение и это тот самый случай, когда мастерство оператора, режиссера, актеров по ходу трансформируется в настоящее искусство.

Актеры

Про персонажей известно ровно столько, сколько нужно, чтобы придать им минимальной глубины. Остальное дорабатывается актерским мастерством. Это режиссерский замысел: Райт все-таки снимает криминальный экшн с погонями, а не психологическую драму.

Энсел Эльгорт, завоевавший девичьи сердца в фильме Виноваты звезды, здесь занимается тем же. Малыш немногословен, поэтому пластичность, рост и ангельская внешность Эльгорта отлично дополняют его образ. Про его возлюбленную в исполнении Лили Джеймс известно еще меньше, но в эту пару веришь с самого первого кадра, в котором они появляются вместе.

Глухой американский актер Си Джей Джонс, играющий приемного отца Малыша, отвечает за метафорическое сердце картины. Джейми Фокс за непредсказуемую ярость, Джон Хэмм за гнев, а Кевин Спейси практически не меняя выражения лица, проводит инструктаж, злится и проявляет заботу.

© На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P.

© На драйве (2017) © TriStar Pictures, Inc., MRC II Distribution Company L.P. Фото:

На драйве – вердикт НВ

9/10

Гильермо дель Торо, когда советовал сходить в кино на На драйве, кроме всего прочего, еще и намекал, что фильм Райта должен заработать денег, тем самым доказав большим студиям, что в оригинальные, авторские истории стоит вкладывать деньги. Для дель Торо отсутствие финансирования – серьезная проблема. И не только для него.

Райт же продолжает изобретать жанры заново. Вслед за зомби-апокалипсисом, детективом и научной фантастикой, режиссер обратился к такому же нишевому жанру – гоночному триллеру. И сумел снять универсальное кино для всех, сохранив свой стиль и не поступившись принципами.

На драйве

Baby Driver

Криминальный экшн

2017 год

США

Режиссер – Эдгар Райт

В ролях: Энсел Эльгорт, Лили Джеймс, Джон Хэмм, Кевин Спейси, Джейми Фокс, Джон Бернтал, Фли, Скай Феррейра, Эйса Гонсалеси другие.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо NV
X