Итоги десяти лет. Музыкальные эксперты анализируют, куда движется современная музыка в Украине

17 июля 2021, 08:26

Представители украинской музыкальной индустрии анализируют 2010-е годы, оглядываясь на десятую церемонию Национальной музыкальной премии YUNA 2021.

«Украинский артист обрел украинского слушателя», — так охарактеризовал последнее десятилетие украинской музыкальной индустрии Виталий Дроздов, один из членов жюри Нацотбора на Евровидение 2020 и генеральный продюсер радио-холдинга ТАВР-Медиа. Он и его коллеги из украинской музыкальной индустрии анализируют 2010-е годы и объясняют, что происходило в эти десять лет. Какие имена, явления и тренды являются ключевыми для этого периода украинской музыкальной индустрии? Как изменилось медиа-пространство и насколько на него повлияло введение радиоквот на украиноязычную музыку в 2016 году?

Видео дня

Десятая церемония Национальной музыкальной премии YUNA подвела итог за 2020 год, расставив акценты в трендах украинской сцены. Проект YUNA стартовал в самом начале 2010-х и, по сути, премия отслеживала процессы в современной музыке в Украине на протяжении минувшего десятилетия.

Артем Пивоваров (Фото: @Yuna)
Артем Пивоваров / Фото: @Yuna

Об этом мы спросили нескольких топовых членов жюри премии YUNA — людей, которые десятилетиями работают в шоу-бизнесе, помнят его прошлое, знают настоящее и отслеживают динамику процесса.

Вадим Лисица, саундпродюсер, музыкальный продюсер телешоу Х-Фактор

Вадим Лисица

Саундпродюсер, музыкальный продюсер телешоу Х-Фактор

— Современная украинская музыка — как бы вы ее описали?

— Для меня ключевой тренд — разделение по аудиториям. Появление многочисленных инструментов для коммуникации в интернете дает лавинообразный рост музыкальных проектов для молодежи — рэперов, инди-групп. Все это выглядит как отдельное государство. Поп-сцена кристаллизуется отдельно: такие артисты, как Оля Полякова и Олег Винник работают со своей большой аудиторией.

Кроме того, Украина по-прежнему остается трендсеттером для всех постсоветских стран. Многие артисты ближнего зарубежья делают продакшн у нас, потому что им нравятся наши креативность, качество и цены на услуги.

— 2011 VS 2021 — как изменилась украинская музыка за последнее десятилетие?

— Она точно выросла в качестве за счет того, что появилось несколько хороших музыкальных продюсеров, которые знают свое дело. Музыканты точнее и тоньше стали чувствовать тренды. Как следствие, возросла конкуренция, а это всегда стимулирует рост.

— Каких музыкантов и исполнителей можете выделить среди тех, кто громко зазвучал за это время?

— Я бы выделил целую плеяду: The HARDKISS, MONATIK, Артем Пивоваров, Сергей Бабкин, Дима Шуров… Олег Винник, который покорил Украину «снизу», объехав всю страну вдоль и поперек. Оля Полякова, которая смогла перестроить свою карьеру и пришла к успеху, к которому стремилась много лет. Время и Стекло стали одним из главных явлений этого периода. Макс Барских, который, наконец-то, выработал свое «золотое сечение».

— Какое влияние на рынок оказали квоты и «украинизация» музыкальной индустрии? Как вы оцениваете результаты?

— Я к квотам отношусь нормально, понимаю их необходимость, но повлияли они, на мой взгляд, негативно. Общее качество украинской песни упало. Если бы государство сначала сделало вливания в индустрию, а потом начало регулировать контент, результат был бы куда лучше. Очень много украиноязычных песен сейчас так и остается на задворках, лишь единицы из них выходят на топ-позиции, как Плакала группы KAZKA. Один-два хита в год на украинском языке — это, к сожалению, очень мало. Таких песен, играющих в течение года из всех утюгов, должно быть минимум 5−6. Тогда можно будет говорить о развитии нашей индустрии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

KAZKA (Фото: @KAZKA/Facebook)
KAZKA / Фото: @KAZKA/Facebook

Анна Свиридова, продюсер и программный директор радио П’ятниця

Анна Свиридова

Продюсер и программный директор радио П’ЯТНИЦЯ

— 2011 VS 2021 — как изменилась украинская музыка за последнее десятилетие?

— Десять лет назад украинский артист не был настроен на локальный рынок и посматривал на соседей. Геополитические связи, которые были в период СССР и остались в периоде СНГ, продолжали влиять и на музыку. Сейчас украинские артисты куда больше нацелены на местную аудиторию. Кроме того, мы все чаще видим примеры наших исполнителей, которые стараются транслировать себя не на постсоветский рынок, а на весь мир.

Появилось также больше ярких нишевых проектов в Украине, которые пробиваются к слушателю в том числе и благодаря радиоквотам.

— Каких музыкантов и исполнителей можете выделить среди тех, кто громко зазвучал за это время?

— Я слежу за группой БЕZ Обмежень еще со времен, когда они были Without Limits, и очень рада, что они наконец-то достигли серьезных высот. Также очень симпатичен мне тот путь, который проходит группа Latexfauna. Ну, и, конечно, MONATIK, The HARDKISS, NK, Время и Стекло, Pianoбой. На рок-сцене не могу не вспомнить успех Stoned Jesus.

— Что хочет слушать аудитория радио сейчас и что слушала 10 лет назад?

— В корне ничего не изменилось. Как и прежде, я вижу желание слушать раскрученные хиты и прислушиваться к хитам потенциальным, которые звучат из разных источников и завоевывают пространство. От радио ждут того же, что и десять лет назад.

— Какое влияние на рынок оказали квоты и «украинизация» музыкальной индустрии? Как вы оцениваете результаты?

— Я давно чувствовала, что этот период наступит. Я много лет наблюдала большой пласт украиноязычной культуры, который игнорировался масс-медиа из-за общей ориентации индустрии на рынок России. Квоты дали части этого контента выход к людям.

Как я оцениваю результаты этого? На сегодня — 50 на 50. Музыка еще не победила, но те артисты, которые несут в своих песнях дух именно украинской культуры, получили свой шанс. Осталось дождаться, когда качество подтянется к уровню количества. Но я уверена, что это произойдет.

БЕZ Обмежень (Фото: @БЕZ Обмежень/Facebook)
БЕZ Обмежень / Фото: @БЕZ Обмежень/Facebook

Павло Шилько, сооснователь и генпродюсер премии YUNA

Павло Шилько

Сооснователь и генпродюсер премии YUNA

— 2011 VS 2021 — как изменилась украинская музыка за последнее десятилетие?

— За эти десять лет поменялись лидеры рынка. Начиная проект YUNA, мы награждали артистов за предыдущие двадцать лет, и это были совершенно другие люди, нежели те, что правят бал на большой сцене в Украине сейчас. MONATIK, KAZKA, The HARDKISS родились в этой новой волне и на сегодня являются флагманами новой украинской сцены.

— Как влияют музыкальные премии на развитие индустрии? Что они дают популярным исполнителям, а что — новым именам?

— Я смотрю на это как на химический процесс катализации. Возможно, каждый из артистов, получающих премии, стал бы и так популярным в свое время. Но премия — это инструмент, который ускоряет события. В мировой индустрии развлечений тренд премий начался в США больше 90 лет назад с Оскара, потом в конце 1950-х был подхвачен Грэмми и дальше распространился по всему миру и на все сферы. Это мощный катализатор роста популярности. При определенных обстоятельствах получение премии может сократить путь артиста к славе с нескольких лет до нескольких месяцев.

— YUNA часто прогнозирует тренды и первой награждает начинающих музыкантов, которые после становятся звездами. Кто из номинантов YUNA 2021 имеет все шансы в ближайшие годы собрать киевский Дворец Спорта?

— Действительно, мне приятно видеть, что те артисты, которые выигрывали награду YUNA Открытие года, сейчас среди топов всей сцены или лидеры своих ниш: The HARDKISS, ONUKA, KAZKA, ALEKSEEV, Jerry Heil… Из номинантов и победителей нынешнего года я вижу в ближайшие годы во Дворце Спорта Артема Пивоварова. Тот же уровень по зубам группе TVORCHI, если она, получив большой аванс от нашего жюри, не зазнается и продолжит работать над собой.

The HARDKISS получили пять наград Yuna 2021 (Фото: @Yuna)
The HARDKISS получили пять наград Yuna 2021 / Фото: @Yuna

Виталий Дроздов, генпродюсер радиохолдинга ТАВР-Медиа

Виталий Дроздов

Генпродюсер радиохолдинга ТАВР-Медиа

— 2011 VS 2021 — как изменилась украинская музыка за последнее десятилетие?

— Самая главная перемена: украинский артист обрел украинского слушателя. Если в 2000-е еще наблюдался комплекс неполноценности по отношению к украинским артистам (мол, главные артисты в Москве, а у нас тут неплохие, но маленькие, «местечковые» и не такие яркие), то за последнее десятилетие ситуация развернулась на 180 градусов. Украинские артисты собирают наивысшие рейтинги — будь то в радиоротациях или передачах о светской жизни. Сегодня сложно спорить с тем, что фокус культурного и музыкального интереса украинского обывателя явно сместился из Москвы в Киев, к нашим артистам. Так и должно быть в здоровой культуре.

Из других перемен отмечу падение интереса украинского слушателя к традиционным «совковым» жанрам: шансону и эстраде наряду с ростом интереса к общеевропейским жанрам: rock, dance, urban, indie pop. Особенно хочу отметить самый мощный тренд последних пяти-семи лет: интерес к рок-музыке (всех времен и народов) вывел этот ранее достаточно маргинальный и нишевый жанр в мейнстрим и сделал его массово популярным.

Согласно исследованиям ТАВР-Медиа, большинство украинских мужчин признается в любви к рок-музыке. 10 лет назад о таком можно было только мечтать. Произошло это, на мой взгляд, благодаря новым фестивалям, родившимся в последнее десятилетие, благодаря успешным рок-артистам, показавшим мировой творческий уровень (от The HARDKISS и БЕZ Обмежень до SINOPTIK, О.Torvald и Stoned Jesus).

— Каких музыкантов и исполнителей можете выделить среди тех, кто громко зазвучал за это время?

— Не думаю, что жанр короткой статьи позволит упомянуть всех значимых артистов, но вот некоторые из тех, старт активной карьеры которых пришелся на 2010-е: The HARDKISS, MONATIK, Макс Барских, alyona alyona, Оля Полякова, Время и Стекло, ONUKA, LOBODA, KAZKA, Иван Дорн, Олег Винник, DZIDZIO, Артем Пивоваров, NK, Антитiла, Alina Pash, ALEKSEEV, Грибы, Jamala, MOZGI, The Maneken, Pianoбой, БЕZ Обмежень, Ирина Федишин, Сергей Бабкин, ДахаБраха.

— Какое влияние на рынок оказали квоты и «украинизация» музыкальной индустрии?

— Я думаю, свою лепту закон внес, но это лишь составляющая часть успеха современной украинской музыки.

ДахаБраха (Фото: @DakhaBrakha/Facebook)
ДахаБраха / Фото: @DakhaBrakha/Facebook

Алексей Бондаренко, главный редактор LiRoom, обозреватель Suspilne.media

Алексей Бондаренко

Главный редактор LiRoom, обозреватель Suspilne.media

— Какие новые жанры и направления в украинской музыкальной индустрии появились за последние 10 лет? А какие изжили себя?

— Мне кажется, что украинская музыкальная индустрия подражает мировой. Не могу сказать, что мы родили какие-то собственные жанры, хотя есть определенные категории, которые здесь развиваются активнее и в собственном направлении. Например, World Music и смесь театра с музыкой. Ими прежде всего занимаются проекты театра Дах — ДахаБраха и Dakh Daughters. Также Украина благодаря группам Stoned Jesus и JINJER заняла свои позиции в стонере и металле. Довольно интересна украинская фольктроника в самом широком ее смысле. От одесского диджея C.J.Plus до экпериментов YUKO и многочисленных менее известных артистов — эта музыка точно имеет уникальный колорит.

Из тех, что уже не так актуальны, я бы назвал поп-рок, который в нулевых шел рядом с русским роком в Украине. Группы, которые тогда пытались записывать в ру-роке (например, ВВ и ОЕ) к счастью нашли себя в Украине, но сам жанр чувствуется устаревшим. Хотя это в основном касается кризиса форматной рок-музыки в мире. Она ищет себя и все никак не может найти. Собственно, поэтому и появляются постоянные споры и недоразумения с тем, кого сегодня можно или нельзя считать рок-группой, и насколько БEZ Обмежень, Pianoбой и The HARDKISS — это настоящий рок.

— Каких музыкантов и исполнителей можете выделить среди тех, кто громко зазвучал за это время?

— Мой фаворит — группа Vivienne Mort. Я считаю, что они делают абсолютно гениальную музыку и умудряются находиться на стыке андеграунда, тяжелой музыки и поп-музыки. Также это Курган и Агрегат — настоящий голос негородской Украины. Конечно, ДахаБраха и Stoned Jesus. Нельзя игнорировать alyona alyona. Ну и моя персональная guilty pleasure — Жадан и Собаки.

— Новая украинская музыка - что это?

— Это все, что выходит в новой Украине. Мне кажется, что после 2014 года этот срок еще и получает определенную политическую коннотацию. Новой украинской музыкой хочется называть артистов, имеющих четкую позицию, по крайней мере по базовым вопросам, которые сейчас стоят перед украинцами. Прежде всего речь об отношении к России, работе на российском рынке и целевой аудитории.

— По вашему мнению, какое будущее у украинской музыкальной индустрии, учитывая социокультурный контекст, а также карантинные реалии?

— Честно говоря, будущее пока безрадостное. Карантин продемонстрировал, что украинская музыкальная индустрия совершенно не способна договариваться по проблемным вопросам. Я два года слежу за тем, как участники индустрии в момент кризиса только ссорятся и разрушают все на своем пути. Также не происходит бума новых качественных артистов, несмотря на то, что нет концертов. В то же время на нас давит российский рынок, а стриминг-сервисы не идут на контакт. Все это довольно тревожные сигналы. Хотелось бы верить в лучшее, но пока не получается.

Vivienne Mort (Фото: @Kirai Gigs)
Vivienne Mort / Фото: @Kirai Gigs

Нателла Чхартишвили-Зацаринная, генпродюсер телеканалов М1 и М2

Нателла Чхартишвили-Зацаринная

Генпродюсер телеканалов М1 и М2

— Современная украинская музыка — как бы вы ее описали?

— Меня радует то, что первенство среди трендов в украинской музыке, несмотря на время, сохраняется за мелодичностью: у хитов по-прежнему есть яркая, характерная, узнаваемая мелодия. В аранжировках используются уникальные инструменты, чтобы звук был особенным. Относительно вокала — сейчас, как мне кажется, даже моветон петь «во все горло». Успех заключается в умении артиста подать себя и конкретную песню. Мы видим это на примере нашего конкурса Хіт-Конвеєр: выстреливают те, кто чувствует собственный стиль и отличительные от других черты.

— Каких музыкантов и исполнителей можете выделить среди тех, кто громко зазвучал за это время?

— Выделила бы тех, кто сейчас находится в так называемом топ-сегменте. Не зря же они там! Все дело в бешеной работе на результат. Желаю им не утратить свою актуальность через 10 лет и продолжать идти в ногу со временем. Хотя мне хотелось бы, чтобы имен там становилось только больше, так ведь интереснее!

— Какое влияние на рынок оказали квоты и «украинизация» музыкальной индустрии? Как вы оцениваете результаты?

— Само слово «квоты» сейчас получило негативную коннотацию. Мол, хочешь звучать — делай необходимый формат… Хотелось бы, чтобы творчество было искренним, а не по необходимости. Есть, безусловно, артисты, которых это нововведение только раскрыло для массового слушателя. Перейдя на украинский, они стали более востребованными.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X