Партесная лаборатория «Musica sacra Ukraina»: от рукописи к исполнению

5 октября 2020, 17:54
Новости компаний
Константин Гомон, Кирилл Шарапов

Константин Гомон, Кирилл Шарапов

9 октября Open Opera Ukraine представляет диск с записями украинских партесных концертов XVII—XVIII века. Релиз является частью масштабного проектa «Musica sacra Ukraina: партесное измерение», целью которого является исследование и презентация партесов — выдающегося наследия профессиональной музыки украинского барокко

Старт проекта «Musica sacra Ukraina: партесное измерение» состоялся летом прошлого года концертом в Софии Киевской, где прозвучали произведения Николая Дилецкого — известного автора партесной музыки. Из прошлогодней программы для записи CD были выбраны 10 произведений Дилецкого: девять концертов на четыре голоса из архивов Санкт-Петербурга, недавно изданные в Варшаве, и один восьмиголосный концерт из киевской коллекции, авторизованный и изданный в 2006 году.

Видео дня

Кирилл Шарапов
Фото: Кирилл Шарапов

Эксклюзивом диска являются три двенадцатиголосных концерта неизвестных авторов. Они будут представлены впервые. «По стилю это высокое барокко. Масштабные композиции, в которых задействованы одновременно три хора, с развитой полифонической техникой, контрастами составов, виртуозными партиями — настоящий вызов для исполнителей», — комментирует научный консультант проекта Евгения Игнатенко, которая расшифровала анонимные концерты из рукописей киевской коллекции.

Почему партесы?

Партесное пение — то есть пение на несколько голосов по отдельным партиям — появилось в Украине в начале XVIІ века и вошло в практику церковных музыкантов наряду с одноголосным, существовавшим еще со времен принятия на Руси христианства. Современники, и особенно иностранцы, которые путешествовали по Украине, восхищались удивительной по тем временам грамотностью людей и тем необыкновенным пением без инструментального сопровождения. Оно сочетало различные голоса — от звонких, «ангельских» голосов мальчиков-дискантов до мощных, звучных басов.

Кирилл Шарапов
Фото: Кирилл Шарапов

Со второй половины XVIII века эту красочную, сложную музыку заслонил ясный и строгий стиль классических хоровых концертов. Интерес к партесам начал возрождаться в XIX веке, чтобы потом снова встать на паузу — на этот раз из-за советских идеологических запретов. Примечательно, что стимулом к активному исследованию партесов в 1960-х годах стала необходимость представить старинную украинскую музыку на конгрессе в Польше. И тогда за расшифровку и реконструкцию рукописей, хранящихся в Киеве в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского, взялась академик, доктор искусствоведения Нина Герасимова-Персидская. Так появился каталог киевской коллекции, нотные издания партесных произведений, монография, диссертация, более сотни статей автора, изменивших устоявшиеся представления об истории украинской музыки.

Партесные концерты
Фото: Партесные концерты

После выхода работ Нины Герасимовой-Персидской были найдены новые произведения, намеченные ею направления получили развитие в исследованиях украинских и зарубежных ученых. Партесные концерты начали исполнять украинские коллективы. Однако, по оценкам специалистов, сегодня исследовано и актуализировано только 10% архивных материалов. Поэтому цель цикла «Musica sacra Ukraina: партесное измерение» — привлечь общественное внимание к этой музыке, стимулировать ее изучение и исполнение.

Где и как исполнять партесы?

Запись диска выполнена в одном из древнейших киевских храмов — Кирилловской церкви. Уникальный архитектурный памятник ХII-ХIХ веков с аутентичной акустикой является идеальной локацией для исполнения барочной музыки.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кирилл Шарапов
Фото: Кирилл Шарапов

Избранный командой Open Opera Ukraine формат лаборатории предполагает постоянный поиск звучания, соответствующего стилю и содержанию произведения. Каждый певец несет ответственность за свою партию, потому что исполняет ее сольно. Но в тоже время — имеет возможность предлагать свои нюансы и варианты исполнения. Участники поделились своими инсайтами.

Наталья Хмилевская, художественный руководитель проекта, артистический директор Open Opera Ukraine, хормейстер и певица: «Поэтическая составляющая в этой музыке очень важна! Это двуединое целое, где музыка, вполне в духе барочной риторики, усиливает смысловые нюансы текста. Как читать старинные церковнославянские тексты, нас консультировали языковеды. Но аффекты и наиболее точные интонации мы должны были найти сами».

Константин Гомон
Фото: Константин Гомон

Василий Гуляк, тенор: «Мне было интересно наблюдать за собственно процессом поиска взаимодействия между участниками хора. Мы все превратились в исследователей — музыки барокко, литературного текста, музыкальной формы, способов звуковедения и фразировки».

Роман Мелиш, контратенор, альт: «Если сравнивать партесы с западноевропейской музыкой, сперва мне вспоминаются инструментальные концерты Вивальди — дуэты сопрано очень схожи со звучанием сольных скрипок! Но не только Вивальди, а и французская вокальная музыка позднего Возрождения и раннего барокко. А в общем, мало где можно услышать такое разнообразие и „многоярусность“, как в украинских партесах».

Анна Павлушенко, сопрано: «Меня привлекает именно ансамблевая форма работы в этом проекте. Виртуозные вокальные партии и различные составы певцов в отдельных концертах составляют мощные тембровые и акустические волны. А эта старинная речь! Каждый отдельный певец со своим неповторимым голосом становится маленьким творцом большого и прекрасного».

Константин Гомон
Фото: Константин Гомон

«Партесные концерты — самый совершенный во всех смыслах продукт культурной дипломатии. В них европейское органично соединилось с истинно украинским, — комментирует программный директор Open Opera Ukraine Анна Гадецкая, тоже участвовавшая в исполнении и записи концертов. — Это музыка высокого профессионального уровня, которая может быть поставлена в один ряд с хоровыми шедеврами европейских современников. В то же время она обладает своей неповторимой звуковой аурой. Это наша идентичность, которую мы должны нести миру».

Показать ещё новости
Радіо НВ
X