«Музыкальный язык — самый понятный». Интервью со всемирно известной украинской дирижеркой Оксаной Лынив

30 марта 2021, 21:00

Рабочий график звездной дирижерки Оксаны Лынив расписан по часам. Сегодня она в Киеве получает награду Women in Arts, завтра — дебютирует в итальянской Болонье, а еще через несколько дней — выступает на сцене Одесского оперного театра.

Громкие премьеры, участие в легендарных фестивалях, дебюты в разных странах мира, преподавательская деятельность, ряд важных в культурно-историческом контексте проектов таков ритм жизни не только не утомляет Оксану Лынив, но и вдохновляет, ведь дирижерка знает, ради чего все это делает. И лаконично объясняет: музыка — смысл ее жизни.

Видео дня

Последние годы Оксана Лынив живет и работает в Западной Европе. За это время она была музыкальным ассистентом и дирижером в Баварской государственной опере (Германия) и главным дирижером оперы и филармонического оркестра г. Грац (Австрия). Сейчас дирижерка работает на контрактах с различными известными оркестрами и коллективами мира. Она признана лучшей дирижеркой 2020 года по версии немецкой премии Oper! Аwаrds и внесена в короткий список шести самых интересных дирижеров мира от International Opera Awards — 2020 (Великобритания).

Недавно она получила награду в номинации Музыка премии Women in Arts. А на днях совместный проект Оксаны Лынив и культурной менеджерки Ярины Винницкой Ковчег Украина: музыка получила премию Украинского Культурного Фонда в номинации Аудиоискусство.

Журналистка Мария Семенченко пообщалась с Оксаной Лынив специально для НВ накануне ее выступления в Одесском национальном театре оперы и балета, куда ее пригласили дирижировать концертное исполнение оперы Евгений Онегин. Из-за локдауна выступление пришлось отменить, но театр снял и выложил в свободный доступ несколько номеров из оперы.

— За что вы любите оперу Евгений Онегин?

— Я вообще люблю музыку Петра Чайковского. Он соединил славянскую мелодику и западноевропейское симфоническое мышление, симфоническую школу. Я дирижировала четыре оперы Чайковского — Евгения Онегина, Пиковую даму, Иоланту и Орлеанскую деву. И Онегин среди всех опер мне больше нравится своим камерно-музыкальным стилем, деталями, которые передают сердечные переживания героев. В Онегине партитура полна тонких психологических нюансов.

— В чем особенность концертного исполнения оперы и какие вызовы оно ставит перед дирижером?

— Концертное исполнение оперы имеет свою особенность — публика может больше концентрироваться именно на музыке. В концертном или полуконцертном исполнении сценически-визуально средства сведены к необходимому минимуму — только чтобы очертить сюжет. Так слушатели могут больше отдаться полету своего воображения и через музыку окунуться в мир, созданный композитором.

Оксана Лынив/Facebook
Фото: Оксана Лынив/Facebook

— Это ваше первое выступление в Одесской опере после пятилетнего перерыва. Что оно для вас значит?

— Я последний раз выступала на сцене Одесского оперного театра в 2016 году и очень тронута вернуться сюда. К 2013 году я работала в Одесском оперном театре дирижером на полную ставку. В моем репертуаре было более 15 спектаклей и большое количество моих авторских концертных программ.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

С 2013 года я живу и работаю в основном в Западной Европе, я уже трижды успела сменить страну проживания. За это время я была музыкальным ассистентом и дирижером в Баварской государственной опере, главным дирижером Оперы и филармонического оркестра в австрийском городе Грац. Сейчас я работаю с известными оркестрами и коллективами по всему миру. И для меня это действительно волнующий момент — вернуться на сцену Одесской оперы, работа в которой стала для меня определенным трамплином в дальнейшую творческую жизнь. И я счастлива снова выступить перед одесской публикой.

— Весь мир уже больше года живет в очень жестких ограничениях. Насколько остро вы сейчас чувствуете эту радость живого выступления перед зрителями? И почему в такие времена кризисов и исторических изломов важно обращаться к искусству — к музыке, к театру? Оно может стать опорой в зыбкие времена?

— Музыкальный язык — самый понятный язык, он объединяет все человечество. Шедевры классической музыки способны подарить нам очень сильные переживания и ощущения, способные побудить нас к переосмыслению внутренних, очень личных, вопросов. Я думаю, редкий вид искусства может непосредственно так сильно влиять на человека.

Это особая способность музыки и особая ответственность музыкантов, которые посвящают свою жизнь тому, чтобы быть посредниками между миром тонким, духовным, откуда приходит вдохновение и все те идеи в головы известных композиторов и миром реальным, в котором мы живем здесь и сейчас. Мы, музыканты, всю жизнь овладеваем этим мастерством исполнителей посредников, чтобы как можно совершеннее мочь передать смыслы, заложенные в этих произведениях. И это правда, что музыкальное искусство может заставить людей испытывать такие вещи, о которых они никогда в жизни даже не догадывались. Поэтому в самые сложные моменты кризисов или мировых катаклизмов искусство не только продолжало жить, но и переходило на новые уровни. И именно поэтому так важно для нашего общества, для каждого из нас, не терять этой связи, этого живого диалога между реальными событиями, действительностью, в которой мы живем, и миром художественных образов и художественной речи.

Я очень счастлива, что даже в этот период — год пандемии — мне все же удавалось реализовывать немало международных проектов. И сейчас я еще острее чувствую, что без музыки моя жизнь не имела бы никакого смысла. И именно в работе на сцене сосредоточена моя основная миссия в жизни. Поэтому я благодарна за любую возможность выступить. Ведь даже те концерты, которые проходили онлайн, в пустом зале, были для меня не менее важными, ведь я знала, что люди, которые будут слушать их через экраны своих компьютеров, все равно поймут и почувствуют то послание, которое я вкладываю в свои исполнения.

Оксана Лынив/Facebook
Фото: Оксана Лынив/Facebook

— Как вы чувствуете эту разницу между выступлениями в зале, полном людей, и в пустом зале?

— Для меня самым важным моментом выражения моего внутреннего мира является контакт с живым звуком — с оркестром. Поэтому по интенсивности ощущений для меня нет никакой разницы, я выступаю в полном зале, или в пустом. Ведь эта химия, эта магия звучания происходит одинаково. Более того, дирижирование в пустых залах для меня равноценно тому, как человек молится в пустом храме. Он туда заходит, потому что в этот момент эта молитва является крайне необходимой для его души и приносит ему облегчение. Таковы и концерты в пустых залах для меня. Это долгожданный глоток свежего воздуха, когда я могу почувствовать, что я живу. Что я — это я. Когда я выхожу на сцену, я возвращаюсь к своей сути. И это — самое важное.

— Календарь на год Оксаны Лынив. Какие знаковые проекты вы планируете в 2021 году? Где вас можно будет увидеть и услышать?

— В марте уже состоялся мой симфонический дебют в Италии с филармоническим оркестром Болоньи. Это известный оркестр, и Болонья в музыкально-историческом контексте является одним из ведущих городов в Италии. Еще одно мартовское выступление, о котором я здесь уже упоминала — «Евгений Онегин» в Одесской опере.

В начале апреля я планирую одно выступление во Львовской национальной опере — дирижировать спектакль «Травиата» Джузеппе Верди. А с конца апреля начинаю постановку в Национальной опере Парижа. Это будет «пиковая дама» Петра Чайковского. Если все сложится, то премьера запланирована на конец мая.

Также в начале мая у меня будут два симфонических дебюта — на моцартовском фестивале в Саксонии, а также на фестивале в Людвигсбурге, где я исполню музыку Густава Малера и Людвига ван Бетховена.

В июне я начинаю постановку «Летучего голландца» в Байройте, Германия. Премьера планируется на конец июля.

В августе запланировано мое выступление на Дне Независимости Украины с музыкальной программой «Ковчег Украина: музыка», оно состоится в Киеве на Софийской площади. После этого — проведение юбилейного фестиваля LvivMozArt во Львове, уже пятого. Кроме того, в 2021-м исполняется 230 лет со дня рождения пианиста, дирижера, композитора и педагога Франца Ксавера Моцарта, младшего сына Вольфганга Амадея Моцарта. Мы планируем много интересного, и не только музыкального.

В сентябре запланирована премьера двух опер во Львовской национальной опере — это «Сокол» и «Алкид» Дмитрия Бортнянского. Над ними мы работаем вместе с немецким режиссером Андреасом Вайрихом.

В начале октября должна состояться премьера оперы Рихарда Вагнера Тристан и Изольда в Баварии. А также симфонические концерты в Швейцарии и Австрии.

В ноябре и декабре я дебютирую в Лондоне.

Также летом и осенью у меня запланированы два зарубежных тура с Молодежным симфоническим оркестром Украины — по Германии и Австрии.

Этот год у меня традиционно очень насыщенный. И это вдохновляет.

— Вы рассказываете, что готовите к юбилейному фестиваля LvivMozArt не только музыкальную программу. Что еще?

— Мы планируем очень много всего. Вместе с международным фондом Mozarteum инициируем установку памятника Францу Ксаверу Моцарту во Львове. Сейчас продолжаются переговоры с городскими властями. Также запланировано немало различных дополнительных проектов, таких как создание авторских конфет, издание книг или запуск цифровых экскурсий следами Моцарта во Львове.

— Ваша книга о Франце Ксавере Моцарте также выйдет к нынешнему LvivMozArt? В чем ее уникальность?

— Я составитель книги о младшем сыне Моцарта, она увидит свет в Издательстве Старого Льва. Впервые будут переведены на украинский и опубликованы более ста писем Франца Ксавера Моцарта, а также его дорожный дневник и документы, касающиеся его жизни и творчества. Такого издания нет даже в Германии. Мы — первопроходцы.

Документы для этой книги мы собирали по всему миру — в архивах Брюсселя, Вашингтона, Вены, Зальцбурга, Варшавы. Это очень интересная работа, но и очень сложная. Работа над книгой продолжается уже более трех лет.

— Почему важно прочитать ее не только тем, кто интересуется музыкой?

— Я получила музыкальное образование в Украине. И я помню годы своего обучения, когда мы брали в руки музыкальную литературу или же смотрели на портреты Баха, Моцарта и других, и у нас постоянно было ощущение, что эта классическая музыка зародилась и развивалась где-то за нашей страной. Было ощущение, что все это происходило в каком-то другом мире, к которому мы еще не причастны. И сам факт, что младший сын Моцарта почти 30 лет провел во Львове, принес к нам западноевропейскую школу, многое меняет в культурно-историческом контексте.

В Вене Франц Ксавер Моцарт учился у лучших учителей того времени. Во Львове он был несколько лет главным дирижером Львовского королевского оперного театра. Также он основал здесь свое хоровое общество. А еще сам был прекрасным пианистом-виртуозом и выдающимся педагогом. Среди его учеников были и молодые девушки и женщины, что тогда, в 19 веке, не было принятым и само собой разумеющимся. А Франц Ксавер Моцарт очень поддерживал творчество своих учениц.

Также он был в прямых контактах со многими выдающимися европейскими музыкальными деятелями. Например, в этой книге будут его письма Шуману. Сейчас мы уже знаем, что он был знаком и с Мендельсоном, и с Шубертом. Например Франц Шуберт передавал Моцарту ноты для хора, и он их исполнял во Львове еще до того, как те ноты вообще были опубликованы в Австрии. И мы знаем, что традицию отмечать день смерти Вольфганга Амадея Моцарта исполнением его «Реквиема», Франц Ксавер ввел во Львове на 15 лет раньше, чем эту традицию начали в Вене, в Австрии.

Это был выдающийся музыкальный деятель, активно привлекся к развитию культуры Львова. Мы можем гордиться тем, что Украина, и в частности Львов, имеют прямое отношение к музыкальной династии Моцартов. И для нашего времени все это очень интересно, ведь в Советском Союзе эта информация была стерта и запрещена, так как подчеркивала связь Украины с Европой, усиливала этот европейский культурно-исторический контекст. Исследуя этот вопрос сейчас, мы по-другому смотрим на свою историю.

Это очень сложное исследование, ведь материалы рассеяны по архивам многих стран. И до сих пор они никогда не были собраны или досконально изучены. Сейчас мы пытаемся провести максимально полное исследование этого наследия. Партнером в работе над этой книгой является международное общество Mozarteum из Зальцбурга. И наша активная исследовательская деятельность их очень заинтересовала, поэтому они к юбилею Франца Ксавера Моцарта решили опубликовать оцифрованную коллекцию его писем на своем сайте. И сейчас мы с ними в очень активном сотрудничестве, например, недавно Mozarteum прислал нам часть новейших расшифрованных писем, которые до сих пор хранились в рукописях и никогда не были исследованы.

Оксана Лынив/Facebook
Фото: Оксана Лынив/Facebook

— У вас очень плотный рабочий график, очень много проектов, которые вы воплощаете по всему миру. Где черпаете ресурс на все это?

— Силы я прежде всего черпаю из осознания неотложности и важности всех этих дел. В Украине я воплощаю не менее сложные проекты, чем за рубежом. Для меня вся моя работа одинаково важна. Дебюты на международных престижных сценах, педагогическая работа, продолжение сотрудничества и развитие Молодежного симфонического оркестра Украины. Я являюсь примером, вдохновляю и непосредственно занимаюсь развитием будущего музыкального поколения в Украине. Также сотрудничество с украинскими театрами — Одесса, Львов, Киев, фестиваль LvivMozArt, который меняет музыкальный ландшафт и способствует другому восприятию Украины в международном культурном контексте…

Я осознаю, что это моя миссия, времени очень мало — нам нужно наверстывать то, что потеряли и пропустили, когда Украина не имела ни своей государственности, ни своей четкой культурной политики. А это век! Поэтому сейчас очень важное время и для нашей самоидентификации внутри государства, решения наших проблем или острых вопросов нами самими, но также и для коммуникации нашего имиджа и наших культурных ценностей наружу, в другие европейские страны. И у меня сейчас очень важная роль, я понимаю, что уже вышла на тот уровень, когда со мной считаются и за рубежом, и в нашей стране, и это дает мне еще больше сил продуктивно использовать каждый год, чтобы ступенька за ступенькой двигаться в этом деле дальше.

И, конечно, меня очень вдохновляет поддержка, помощь и положительная энергия моих близких людей. Это — моя семья, мой любимый человек, а также друзья, которые являются моими коллегами и соинициаторами всех этих проектов. Это люди, которые со мной в одной команде, мы бок о бок двигаемся вперед. И так же очень и очень вдохновляют положительные изменения в нашем обществе.

Показать ещё новости
Радіо NV
X