Музыкальная Игра в кальмара. Что не так с новым альбомом Coldplay, которые записали трек с BTS, но разонравились самим себе

31 октября 2021, 08:36

Музыкальный журналист и DJ Stereoigor послушал новый альбом Music of the Spheres британской группы Сoldplay и рассказывает, что с ним не так.

Игорь Панасенко (Stereoigor)

Музыкальный журналист, DJ, ведущий аудиожурнала Stereobaza

Мотивом несчастливых персонажей Игры в кальмара были деньги. Большие деньги. Как и в шумящем сейчас южнокорейском сериале, мотивы действующих лиц рекорд-индустрии, как и глобальной экономики в целом, предельно ясны. Money talks.

Видео дня

Каждые несколько лет рекорд-индустрия, подобно сюжету вышеупомянутого сериала, вынуждает музыкантов играть в новые игры. Перестать издавать музыку на физических носителях. Соткать собственные социальные сети-связи, обзавестись сонмом SMM-советников и диджитал-паствой. Отказаться от формата издания сугубо «долгоиграющих альбомов», размазывая событие-релиз на череду, желательно, никогда не прекращающихся инфоповодов.

Потом заигрывать уже не только и не столько с солидными, авторитетными музыкальными СМИ с высоколобыми умниками, а быть «своим» для подростков-блогеров с аудиторией фолловеров, превосходящей тиражи и трафик уважаемых изданий — и генерировать «годный контент для подписоты».

Затем перестать зарабатывать на продаже, собственно, музыки и ловить денежные потоки из концертного источника и мерчандайзинга-кормильца — да восславятся брендированные имярек изделия.

Адаптироваться, казалось бы, к новой реальности и музыкальным бизнес-моделям. Подогнать-вылизать свои затейливые сахарные фигурки под снова изменившиеся, но вполне приемлемые правила. Чтобы немного выдохнуть и, наконец, «спокойно» работать. Но вдруг, оказавшись в разгар мировой эпидемии Covid-19 взаперти — перестать концертировать и снова искать способы как-то выживать и записывать новую музыку.

Непросто даже крупным игрокам. Кто-то, вроде Röyksopp, на вынужденных каникулах скребёт по сусекам и издаёт «ранее неопубликованное».

Кто-то — например, Элтон Джон, играючи, записывает альбом-коллаборацию The Lockdown Sessions вместо прерванного турне. Иные — и вовсе предусмотрительно откладывают выпуск альбома и гастроли. Тише едешь дальше будешь, как всё в той же «Игре в кальмара».

В отсутствие единых «Правил поведения артиста в эпоху пандемии Covid-19» и общедоступного «Плана развития Земли 2020—2030 г. г.» некоторые смельчаки отваживаются релизить полноформатные альбомы прямо сейчас. Британская группа Coldplay выпустила новый лонгплей Music of the Spheres. Девятый студийный альбом с пометкой Vol I. From Earth with Love выверен и просчитан. Он тщательно сконструирован с учётом всех трендовых лекал. Особенно по части привлечения молодой части ЦА, которая и через 5 лет, и через 10, когда Человечество победит коронавирус и почти забудет о нём, не перестанет ездить на концерты и покупать официальный мерч.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Для неопытных музыкантов новая долгоиграющая запись Coldplay не просто релиз старших коллег, а учебное пособие, как нужно сейчас работать на рынке.

Конечно же, первое, что бросается в глаза (и в уши) — это сразу 3 коллаборации на 1 альбом. Такого с уважаемыми поп-рокерами не случалось никогда в рамках одного лонгплея. Ранее, почти 6 лет назад проскакивал «точечный фит» — совместная с Tove Lo песня Fun.

В новой работе не просто коллаборации, а SMM-джек-пот.
Видимо, просто так удачно совпало, что творческое единение британские поп-рокеры ощутили именно с талантливыми лидерами социальных сетей. Ах да, ещё и музыкантами по совместительству.

Пару лет назад «самой популярной Instagram-пользовательницей» признали Селену Гомез. Количество её инста-подписчиков 269 млн. Это больше, чем население Германии, Франции, Испании, Ирландии и Великобритании вместе взятое. Всё население этих стран: Германия + Франция + Испания + Ирландия + Великобритания. Плюс ещё чуть-чуть.

С такими охватами, сами понимаете, любое творческое объединение с Селеной выглядит извне соблазнительным и желанным. Но не для всех цветочек рос. У Coldplay — получилось. Результатом такого кратковременного музыкального союза стала в новом лонгплее красивая баллада в духе Питера Гейбриела Let Somebody Go.

Теперь резко сменим направление с западноевропейского на противоположное, азиатское.

Как человеку, полтора месяца проведшему в Южной Корее, мне был страшно любопытен феномен экспортируемого из Страны утренней свежести музыкального материала. Несколько лет назад я, было, озадачился исследованием феномена кей-поп («K-Pop», Korean Pop) — как бы музыкального жанра, в действительности представляющего собой субкультурный FMCG-микс из качественного аудио-видео-продакшна, IT-технологий, соцмедиа и производства пудры и красок для волос.

Интересное наблюдение я, к слову, сделал в Южной Корее, когда CD ещё свободно продавались в музыкальных магазинах, которые я старался не пропускать. Неожиданностью было увидеть на полках как в крупных сторах, так и в небольших музыкальных лавчонках многочисленные «локальные» издания группы Кино, на обложках которых попросту размещали фотографии фронтмена. И, понятное дело, с иероглифическими треклистами.

То, что человек по фамилии Цой популярен в Корее — неудивительно. А вот по-настоящему удивительным по части южнокорейской музыки (о северокорейской музыке и что связало с нею Илона Маска можно услышать тут) стало гигантское количество просмотров кей-поп клипов на YouTube. Это при том, что в соседнем Китае доступ к YouTube ограничен.

Около года назад группа BTS — одни из флагманов этого (лако)красочного жанра — разместила видео на песню Dynamite, просмотры которого уже преодолели отметку в 1 млрд 200 млн только на YouTube.

Снова обращаясь к нашему излюбленному наглядному примеру — можно сказать, что это почти 4 населения Соединённых Штатов. То есть практически каждый житель США от младенца до старика условно посмотрел это видео BTS по 4 раза.

И снова здравствуйте. Взяв себе в одноразовые альбомные компаньоны BTS, Coldplay не просчитались: за месяц просмотры совместного двуязычного (английский, корейский) трека My Universe приблизились к отметке в 100 млн.

Тем временем украинские фэны повесили во славу BTS-ситилайт на станции Кловська Киевского метрополитена. В пересчёте на украинцев Dynamite каждый из нас посмотрел бы 27 раз.

Продюсерская команда альбома Music of the Spheres — а в ней полдюжины участников — также внушительна и пестрит знаменитыми именами. Их клиентами побывали Адам Ламберт, Tiësto, Джастин Тимберлейк, Кэти Перри, The Weeknd, Jay-Z, Portishead, Kasabian, PJ Harvey и многие другие артисты первого эшелона. Звучание Music of the Spheres благодаря широкому спектру привлечённых аудио-профессионалов варьируется от совсем уж приторно-радиодружественного прибитого саунда до вполне приличных чуть ли не неоклассического и арт-рокового.

Есть и более тонкие уловки в альбоме.
О жанре витч-хаус, второе пришествие которого среди звуковых модников началось несколько лет назад, в новой работе Coldplay напомнят названия 4 треков. Они обозначены на обложке пластинки нечитаемыми символами ⦵, ✧, ❍ и ∞, без использования которых не должен обходиться ни один уважающий себя витч-хаус проект (что это за такой дикий ведьмацкий жанр можно услышать тут).

Вместо парольных витч-хаус-кодов уместнее на артворке Music of the Spheres смотрелись бы, конечно, иероглифы, тем более, что фрагмент лонгплея звучит на корейском, но модная корейская тема уже раскрыта представителями чемпионской лиги кей-попа BTS. Так что риски лучше диверсифицировать.

Кажется, с новым альбомом Coldplay настолько хотели понравиться всем, что перестали нравиться себе. Угодив миллионам подписчиков по всему свету, музыканты, разумеется, вполне заслуженно заработают право на концертно-фестивальные ангажементы. На выступлениях будут лихо играть свои старые хиты под взмахи зрительских смартфонов — в нагрузку добавляя песни из нового лонгплея.

А нам предстоит наблюдать за новыми играми в пост-ковидной рекорд-индустрии. Где выживут не столько талантливые, сколько удачливые. Правда, к музыке результаты такого отбора могут иметь всё меньше отношения. Ну, а кто сказал, что к музыкальной индустрии нужно продолжать относиться с музыкальной точки зрения, и, в буквальном смысле, слушания?

Показать ещё новости
Радіо NV
X