Эротические желания и тяга к насилию. Номинант на Оскар японский мультипликатор Кодзи Ямамура — о феномене аниме и независимой анимации

29 августа 2020, 09:15

Интервью с куратором программы Специальных показов: Современная японская анимация Кодзи Ямамура. Ее покажут на фестивале Linoleum 2020, который пройдет 2−6 сентября в формате онлайн на Megogo.

Для фестиваля актуальной анимации и медиа-искусства Linoleum 2020 японский мультипликатор, двукратный номинант на Оскар в категории Лучший короткометражный анимационный фильм за мультфильмы Мистер Голова (2002) и Сельский врач Франца Кафки (2007), подготовил особенную программу. Он познакомит зрителей с современной независимой японской анимацией.

Видео дня

Интервью двукратного номинанта на Оскар Кодзи Ямамото (Фото: @blog.nfb.ca)
Интервью двукратного номинанта на Оскар Кодзи Ямамото / Фото: @blog.nfb.ca

Большинство неискушенных зрителей ограничивает японскую анимацию популярным жанром аниме. Кто-то аниме смотрит запоем, а кто-то его абсолютно игнорирует. Тем не менее, между аниме и японской анимацией ни в коем случае ставить нельзя знак равенства. Кодзи Ямамура объясняет и показывает почему.

— В нашей стране, как и во всем мире популярен жанр аниме, но ведь японская анимация не ограничивается жанром аниме.

— Да, это абсолютно разные жанры. И Япония — это, конечно, не только аниме. У создателей аниме и других жанров анимации разные амбиции и мотивы, поэтому я думаю, что они чувствуют себя живущими в разных плоскостях. Аниме фокусируется на персонажах и историях, а в основе японской анимации — поиск техник и способов повествования, а также личные цели.

Мистер Голова, Кодзи Ямамура, номинант на Оскар 2002

— Аниме — это собственно японский жанр. Вышел ли он за пределы Японии и есть ли успешные неяпонские аниме?

— Я его еще не посмотрел, но тайваньское аниме По дороге счастья (2017) выглядит удачным. Многие корейские и китайские фильмы похожи на японское аниме. Все потому, что у целого поколения японских аниматоров было много субподрядчиков из этих стран по созданию аниме, которые изучали эту технику.

По дороге счастья, аниме, Тайвань, 2017

Мне также кажется, что главные герои диснеевского мультфильма Холодное сердце похожи на японское аниме, во французских работах часто наблюдается его влияние. Да и в целом влияние японского аниме чувствуется в работах по всему миру.

— Нашли ли вы для себя ответ на вопрос, в чем кроется секрет популярности японской анимации и жанра аниме в частности?

— Японская анимация хорошо принята и признана на международных кинофестивалях, но я не думаю, что она действительно широко популярна. С ней еще следует познакомиться.

А что касается аниме, то оно особенно популярно среди подростков, так как содержит привлекательные для них скрытые элементы, удовлетворяющие эротические желания и стремление к насилию. Исторически сложилось так, что в основе аниме — японские комиксы манга, они продолжают раскрываться в новых медиа-форматах легких новелл и игр.

Сельский врач Франца Кафки, Кодзи Ямамура, номинант на Оскар 2007

— Чем лично вас привлекает такой жанр искусства как анимация? На чьем творчестве вы выросли и чья анимация вам ближе.

— Независимое производство — это наиболее подходящая среда для моих целей и навыков. Подростком я увлекался старыми японскими комиксами, укиё-э. Один из ярких представителей этого течения японский художник-график Утагава Хиросигэ (1797−1858), старыми европейскими гравюрами, в частности французского графика Жан Жака Гранвиля (1803−1847), и европейской каллиграфией. Мне нравятся иллюстрации с текстом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Из аниматоров мне особенно нравятся работы художников, творивших в 70-е — 80-е годы ХХ века, например, канадца Ишу Пателя, а также работы советских мультипликаторов Юрия Норштейна и Прийта Пярна.

— Каких режиссеров и какие анимационные фильмы Вы подготовили для показа на фестивале Linoleum?

— Познакомиться с перечнем фильмов можно на сайте фестиваля. В их числе есть также и моя работа — Парад Эрика Сати. Ориентируясь на современность, я ограничился работами, которые были созданы в течение последних пяти лет. Приоритет был у авторов, которые неизменно придерживаются качества. Исключение — студенческие работы. При формировании программы я ориентировался на собственное эстетическое чутье, это работы, которые интересно смотреть, и зрители смогут познакомиться поближе с различными стилями современной японской независимой анимацией.

Трейлер мультфильма Парад Эрика Сати

— Назовите пять лучших анимационных фильмов Японии, которые стоит посмотреть?

Кит, Нобуро Офудзи, 1952

Зоопарк людей, Ёдзи Кури, 1962

Демон, Кихатиро Кавамото, 1972

Волшебный лис, Таданари Окамото

Сломанная пленка, Осаму Тэдзука, 1985

— Назовите пять анимационных фильмов (не японских), которые вы рекомендуете посмотреть.

Игра в биссер, 1977, Ишу Патель, Канада

Сказка сказок, 1979, Юрий Норштейн, СССР

Завтрак на траве, 1987, Прийт Пярн. Эстония, СССР

Игра, 2006, Жорж Швицгебель, Швейцария

Молоко, 2005, Игорь Ковалев, Россия-США

Напомним, седьмой Фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства Linoleum 2020 пройдет 2−6 сентября в формате онлайн на Megogo. Торжественное открытие фестиваля и показ фильмов Международного конкурса пройдет 2 сентября на Киевском велотреке. Вход свободный при условии предварительной регистрации.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X