Сказка про КНР. Рецензия на ремейк популярного мультфильма Мулан

13 сентября 2020, 11:11

В украинский прокат вышел фильм Мулан — игровой ремейк классического мультика Disney.

Энный по счету, но уникальный относительно производственного процесса. Картина находилась в разработке с 2010 года, сменила несколько социокультурных эпох и вместе с ними одного режиссера, парочку сценаристов и заглавную актрису.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

С другой стороны ставки здесь достаточно высоки, чтобы не торопиться: китайский рынок — один из важнейших зарубежных для Голливуда (если не самый главный). Многие проекты перешагивают порог убыточности именно благодаря сборам в КНР. Мулан же хрестоматийная для Поднебесной история и обращаться с ней надо осторожно: к мультипликационной версии у китайцев были свои довольно обоснованные претензии.

Но в итоге желание угодить и реверансы актуальному не спасли картину от стандартных в случае с Disney косяков.

1. Сюжет

То ли пятый век нашей эры, то ли седьмой. В сельской местности находящегося под управлением всесильного императора Китая живет престарелый и прославленный воин Хуа Чжоу. Он собирается выдать двух дочерей замуж. Старшая, Хуа Мулан, никогда особого интереса к замужеству не проявляла. Ее переполняет энергия ци и вместе с ней желание cовершенствовать свои боевые навыки. Про младшую дочь известно, что она с обожанием смотрит на старшую и боится пауков.

В процесс подготовки к браку вмешивается судьба: границы империи атакует некто по имени Бори Хан. За ним идет войско агрессивно настроенных кочевников и отдельным пунктом — ведьма по имени Сянь Ланг. Она умеет превращаться в орла, отлично дерется и демонстрирует другие преимущества использования ци.

Мулан, понимая, что отец не протянет в армии и дня, решает надеть его доспехи, взять фамильный меч, приглашение на войну и отправляется вместе с этим всем на сборы. В ее руках будущее страны.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Ключевых изменений в фильме несколько. Во-первых, тут не поют. Во-вторых, убрали раздражавшего китайцев болтливого дракончика Мушу и заменили его галлюцинацией молчаливого феникса в самые отчаянные моменты парящего над Мулан и, грубо говоря, указывающего ей путь. В-третьих, в противовес Мулан здесь придумали ведьму Сянь Ланг. По сюжету фильма женщинам запрещено использовать энергию ци и таким образом нам показывают два разных пути двух похожих бунтарок: первая росла в тепличных условиях, получая за свои трюки разве что недовольный взгляд матери и теплую улыбку отца; вторую ее соплеменники обозвали ведьмой и выгнали.

Сердце Мулан в итоге сохранило свою мягкость, сердце же Ланг почернело и пропиталось жаждой мести. Стандартный сюжетный ход, который ничего нам не сообщает о Мулан, но зато делает из ведьмы чуть ли не самого человечного персонажа в этой лишенной настоящих эмоций картине.

Ну и, в-четвертых, претерпела изменений романтическая линия. Вместо капитана Ли Шанга, мило принесшего в конце мультфильма Мулан ее боевой шлем и намекнув таким образом на возможность сближения, в фильме появились двое: командир Тунг — ментор девушки, принесший в конце ей не забытый шлем, но подаренный императором меч и назначение на высокий пост, и рядовой по имени Чэнь Хунхуэй, который намекал на свою симпатию, когда Мулан была в образе мужчины, и продолжил, когда она стала собой.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сделано это видимо было, чтобы населить картину большим количеством китайских звезд (командира Тунга играет популярнейший Донни Йен). Впрочем, гомосексуальный подтекст первой части сближения Мулан и его/ее армейского коллеги сохранился.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Но сказать, что все это было сделано, чтобы угодить людям, нельзя. Критике подверглись и фривольное использование концепции энергии «ци», и заигрывание администрации Disney с администрацией провинции Синьцзян, где проходила часть съемок фильма и где удерживаются в натуральных концентрационных лагерях тысячи уйгуров и других людей, исповедующих ислам. Появились вопросы даже к фениксу, который в китайской мифологии не воскресает из пепла.

Зато, что здесь точно есть, так это желание угодить компартии: в фильме с дидактическим хладнокровием насаживаются скрепы (читай: уважение к семейным ценностям) и любовь к императору (читай: председателю КНР). Не на руку играет и кастинг главной актрисы — отвечающей за Мулан Лю Ифэй. Она выступала за гонконгскую полицию и стыдила протестующих против принятия закона об экстрадиции и дальнейшего сближения Китая с Гонконгом.

На фоне этой любви меркнет даже стандартная феминистская повестка, проявляющаяся в эмансипации Мулан и Сань Лунг. Она заканчивается на раболепном поклоне Мулан всепрощающему и справедливому императору.

В остальном фильм можно достаточно четко поделить на три части. В первой и лучшей показано семейство Мулан, ее взросление. Во второй (забавной, но не более) показана армейская муштра и начало романтической линии. В третьей (скомканной и невероятно банальной) располагается финальная битва и обрывается романтика вместе с феминизмом.

Приглашенная все это снимать новозеландка Ники Каро (хороший и чуть-чуть сюжетно пересекающийся с Мулан фильм Оседлавшая кита) трактует возвышенно первую часть, пытается шутить во второй и делает очень скучный экшн в третьей.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Таким образом, наиболее привлекательно фильм выглядит тогда, когда показывает взросление Мулан вплоть до ее отбытия на войну. Это то за что его можно полюбить. Или хотя бы начать симпатизировать. И то симпатия может возникнуть не из-за авторства, необычного подхода (приглашение режиссеров со своим видением в случае с Disney стало тем, чем и было изначально — маркетинговым ходом), а из-за неспешного темпа и красоты кадра.

Каро разрешили пригласить своих напарников: оператора, работавшего над Оседлавшей кита, Леона Нарби, и композитора, работавшего с ней над фильмом Жена смотрителя зоопарка, Гарри Грегсон-Уильямса. Работа первого заметна, второго — совершенно нет.

Что касается актрис и актеров, то Лю Ифэй постаралась (оставим в стороне ее высказывания) и действительно создала образ женщины-воительницы, но дело в том, что персонаж этот давно всем знаком и в версии 2020-го лишен и намека на что-то новое. У великой Гун Ли получилась убедительная ведьма и опять-таки — это единственный человечный персонаж фильма. Про остальных сказать особо нечего. Разве что перечислить их имена: здесь много известных и в западном мире, и в Азии людей. Постаревший Джет Ли, например. Играют они, соответственно, свадебных генералов.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Мулан — вердикт НВ

5/10

Подход Disney к своему наследию устарел так и не произведя на свет ни одного достойного фильма. И пора перестать верить в единственный благородный мотив всех этих ремейков: пересказывать старые сказки новым поколениям, и начать видеть в них главное — желание заработать как можно больше денег, неловко прикрываясь ширмой ностальгии и правильного кино.

Получается в итоге не правильное кино (если такое вообще существует), а монстры Франкенштейна, собранные из фидбека фокус-групп, актуальных социокультурных тенденций и в лучшем случае одной-двух присущих конкретному режиссеру особенностей. А с ностальгией вопрос решается просто: пересмотром старых мультиков.


Мулан

Mulan

2020 год

США

Режиссер — Ники Каро

В главных ролях: Лю Ифэй, Йосон Ань, Гун Ли, Джейсон Скотт Ли, Ци Ма, Донни Йен, Джет Ли и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X