Молчание – не золото. Рецензия на актуальную драму Франсуа Озона По воле божьей

19 апреля 2019, 09:49

В украинский прокат выходит фильм По воле божьей – страшно подумать, какая по счету работа знаменитого французского режиссера. 

НВ
Фото: НВ

Достаточно просто сказать, что Озон был с нами всегда и остается до сих пор, раз в год или два подбрасывая темы для размышлений. И это греет душу.

В своей новой картине режиссер коснулся темы настолько важной, насколько и долгое время замалчиваемой: сексуальные домогательства священников к детям. Или, если грубее и конкретнее – педофилия в рядах французской католической церкви. Несмотря на репутацию умеренного скандалиста, в этот раз Озон проявил себя, скорее, как великолепный рассказчик, способный, удержав несколько сюжетных линий, привести их единому знаменателю.

Видео дня

Сюжет

Сюжет фильма основан на реальных событиях и возвращает нас в 2016 год, когда несколько взрослых мужчин обвинили священника Бернара Прейона в сексуальных домогательствах разной степени тяжести, которые он, Прейон, совершил над ними в детстве. Дело происходило в архиепархии (то есть филиале католической церкви) Лиона.

Своеобразным ключом к замку от страшного прошлого становится Александр Герен – успешный семьянин с хорошей работой, верный католик. Его история об отце Прейоне ложится сначала на стол церковных функционеров, а потом распространяется в СМИ.

Но со временем становится ясно, что на двери прошлого гораздо больше замков и, чтобы ее действительно открыть, ключей нужно тоже много.

Статьи, посвященные случаю с Александром, побуждают других жертв Прейона высказаться о злодействах священника. Их истории отличаются, но неизменно пугают.      

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Сценарий и драматургия

В фильме По воле божьей Озон приглушил свои дежурные обсессии: в картине про священника-педофила и влиянии его действий на жизни его жертв достаточно темных углов и лестниц в закрытые подвалы. Поэтому режиссер выбирает другой путь: он дает всем возможность высказаться, приближаясь к формату фильма-расследования по типу В центре событий Тома Маккарти. 

Делает это режиссер просто блестяще. В его руках история про Бернара Прейона становится то лучом фонарика, освещающим те самые углы, то ключом от замка на двери в подвал коллективной памяти.

Основное внимание здесь, конечно, отдано жертвам священника. По факту их много, но пожелавших выйти из шкафа несколько. Озон деликатно и внимательно демонстрирует, каким водоразделом стало столкновение со священником в жизни каждого мужчины. Успешные или не очень, бедные или богатые, атеисты или верующие – опыт каждого уникален и режиссер, понимая это, просто показывает их истории, заглядывает в их квартиры, смотрит через плечо на их близких.

Что характерно, Озон никого не осуждает. Даже отец Прейон выглядит здесь несчастным, слабым стариком, дежурно прячущимся за спиной церкви. Но это не означает, что здесь нет кем быть недовольным. Режиссер расставляет ненавязчивые, но четкие акценты и мысль его ясна: люди любят молчать о неудобном. Для кого-то это единственный способ сохранить стройной картину мира, для кого-то – привычное воспаление, привычно отравляющее жизнь.

Решение же по Озону одно: выйти на свет божий и рассказать, какие ужасы под ним могут твориться. Далее последует неизменный катарсис, очищающий душу жертвы и тело общества. 

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Что касается католической церкви, то институт представителей бога на земле Озон трактует не как вражеский оплот, а как где-то устаревшую, где-то лицемерную, где-то абсолютно неповоротливую машину способную, конечно, заполнить пустоту внутри, но параллельно кого-то рискующую сильно покалечить. Не только насильным сексуальным опытом в период взросления, но и ментальной неповоротливостью, переходящей в душевную черствость.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Актеры и картинка

Фильм Озона, как уже говорилось, – полифония голосов, и не раз режиссер передает микрофон родителям и родственникам жертв. Некоторые реакции правоверных католиков ставят под сомнение значение церкви, как оплота добра и светоча надежды. Но опять-таки выдуманного здесь ничего нет, и основной в данном случае метод Озона – направить камеру на участников событий и помалкивать, срабатывает лучше любых пусть даже глубоких размышлений на тему.

Двухчасовая картина не утомляет именно из-за этой смены фокуса с одной жертвы на другую. И Мельвиль Пупо, и Дени Меноше, и Сванн Арло отыгрывают свои роли правдиво и реалистично. В их боль и возмущение веришь какие бы стадии они не переживали.

Благодаря неспешности повествования, его размеренности Озону удалось показать всю сложность таких дел. Становится ясно, почему церковь не спешит признавать эти преступления, почему их жертвы молчат годами, почему некоторые священники продолжают служить, несмотря на обвинения.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

По воле божьей – вердикт НВ

9/10

Соединив механику преступлений с живыми эмоциями их участников, Франсуа Озон добился кристально ясной картины происходящего. Казалось здесь было столько возможностей оступиться, спошлить, включить иронию, уйти совершенно не туда, но режиссер, словно научившись на период написания сценария и съемок фильма ходить по воде, обошел все сокрытые в пучине камни, и донес то, что надо было донести в самой подходящей для этого форме.

                                                                            

По воле божьей

By the Grace of God  

2019 год

США

Режиссеры – Франсуа Озон

В главных ролях: Мельвиль Пупо, Бернар Верле, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко и другие. 

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X