Полезное ископаемое: Рецензия на фильм Мир Юрского периода 3: Доминион

26 июня, 12:00
Фильм стал одним из примеров расхождения зрительского восприятия и кинокритического (Фото:Кадр из фильма)

Фильм стал одним из примеров расхождения зрительского восприятия и кинокритического (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Мир Юрского периода 3: Доминион — заключительная часть трилогии, которая началась в 2015 году картиной Мир Юрского периода, а если брать выше — то и всей серии про похождения динозавров в мире людей, которая началась еще в 1993-м фильмом Стивена Спилберга Парк Юрского периода.

Эта с одной стороны абсолютно безобидная, а с другой — совершенно проходная 185-миллионная картина дает повод выдохнуть (будем надеяться, динозавров на лет 5−10 оставят в покое), а также поговорить о любви людей к доисторическим ящерам и о слабости построенных на ностальгии голливудских блокбастеров.

Видео дня

1. Сюжет

С момента окончания фильма Мир Юрского периода: Павшее королевство прошло четыре года. В той картине, напомним, прибежище динозавров — остров Нублар — было уничтожено внезапным извержением вулкана и люди вывезли ценных животных на материк.

Сделали они это не по воле сердца, а по воле кошелька: потенциал динозавров огромен и «парк развлечений для детишек» — только вершина айсберга. Собственно, с последствиями этой неконтролируемой монетизации и будут иметь дело главные герои третьей картины.

Оуэн и Клер (Крис Прэтт и Брайс Даллас Ховард) пытаются повлиять на незаконное разведение динозавров, то есть занимаются экоактивизмом, и скрывают у себя на ферме рожденную интересным способом девочку, за которой охотится глобальная корпорация Biosyn Genetics.

Престарелые доктора Элли, Алан и Ян (Лора Дерн, Сэм Нил и Джефф Голдблюм) пытаются подточить эту же корпорацию изнутри: они проникли в ее главный офис с целью украсть образец ДНК созданного Biosyn монстра — гигантской саранчи, которая может спровоцировать глобальный голод. Заполучив образец, ребята надеются при помощи журналистов похоронить злых капиталистов.

Надежды их оправдаются — капиталисты будут похоронены, правда совершенно иным, более жестоким способом.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Куда клонят авторы новой трилогии, было ясно еще в конце Павшего королевства: в идее перенести динозавров на большую землю и подумать, как они могли бы начать взаимодействовать с человечеством, и правда есть потенциал. Кадры с мозазавром с легкостью, уничтожающим рыболовецкое судно, с кетцалькоатлем, гнездящимся на вершине нью-йоркского небоскреба, с велоцираптором, охотящимся на лису, интригуют.

Определенную подготовительную работу здесь провели Apple TV+ и Дэвид Аттенборо с недавним сериалом Доисторическая планета, в котором жизнь замечательно нарисованных динозавров была показана так же, как обычно показывают в подобных сериалах жизнь современных диких животных. То есть была произведена субъективизация доисторических ящеров. Их максимальное одушевление.

В Мире Юрского периода 3: Доминион не очень талантливый режиссер Колин Треворроу попытался провернуть тот же фокус. И если те самые кадры с динозаврами выглядят хорошо, то с развитием самой идеи у автора не сложилось. Как только взаимодействие ящеров с людьми от абстрактных картинок переходит к конкретному сценарию, к диалогам, к мотивациям, к драматическим перипетиям, потенциал и интрига всей этой затеи рушатся. Фильм Доминион — уставший, скучный, лишенный вдохновения блокбастер.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

И в то же время очень показательный. Привычные манипуляции с ностальгией, на которые опирается половина голливудских крупнобюджетных проектов здесь оборачиваются против самих авторов. Собравшееся вместе впервые с 1993 года и явно не за маленькие деньги трио Дерн-Нил-Голдблюм даже в рамках схематичного, мертвого сценария выглядит гораздо лучше искусственного дуэта Криса Прэтта и Брайс Даллас Ховард.

Актеры-ветераны должны были напомнить о великом фильме Спилберга и как бы легитимизировать новую трилогию. Они напоминают. И в этом проблема. Первый Парк Юрского периода был шедевром, рожденным на стыке стремления к техническому совершенству и таланта Спилберга рассказывать захватывающие истории. Он брал вау-фактором, юмором, достоверными персонажами. В Доминионе ничего из этого нет, потому что, кроме ностальгии, нужен хороший сценарий (как, например, в Очень странных делах). Легитимизации, по крайней мере на уровне духовном, не случилось.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

В фильме 1993 года был заложен и системообразующий смысловой пласт всей этой истории (который в новых фильмах хоть как-то развить не удосужились): главный злодей что в Парке, что в Мире Юрского периода ни в коем случае не динозавр, а сам человек. С его попытками контролировать хаос (читай: природу) и теми присущими нам чертами, которые никогда не позволят установить над хаосом полный контроль: коррупция, жадность, равнодушие, плюс мы — часть природы. Часть не может контролировать целое.

Динозавры здесь — увлекательная метафора, зеркало, аттракцион с двойным дном.

В Парке Юрского периода люди сыграли этого нечеткого злодея отлично. За одних там переживали, другим желали смерти, третьим сочувствовали.

В Доминионе нечеткий злодей согласно современным трендам воплощен в лице могущественного миллиардера-технократа, заигравшегося в бога главы Biosyn Genetics и его наемников (нечто подобное сыграл Крис Хемсворт в недавнем и тоже провальном фильме Спайдерхед). Но чтобы быть хоть сколько-то комичным, страшным, весомым ему не хватает харизмы. Да и вообще, бессмысленно сетовать на провального злодея в фильме, где провально все.

Что остается? Остаются ни в чем неповинные динозавры и любовь людей к ним. Действительно, есть что-то подсознательно притягательное в этих некогда существовавших и в то же время мифических животных. Они невозмутимо владели Землей во времена, когда возникновение понятия миф не подразумевалось, когда появление человека было вопросом статистической погрешности. Динозавры — это аттракцион с привкусом экзистенциализма.

На такое хотят посмотреть все. Поэтому хоть фильм Мир Юрского периода 3: Доминион и провалился по части исполнения, он сторицей восполнил этот провал по части кассовых сборов и стал одним из примеров расхождения зрительского восприятия и кинокритического.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Мир Юрского периода 3: Доминион — вердикт НВ

5/10

В таком случае Мир Юрского периода 3: Доминион, как и остальные части новой трилогии, можно назвать фильмом только по каким-то внешним признакам. По сути своей — это парк развлечений, Диснейленд с динозаврами. Только зритель здесь не ходит от одной локации к другой, а сидя в темной пещере кинозала, молча созерцает как люди бессмысленно, оскорбительно, цинично мельтешат под ногами тех, кто самим своим существованием напоминает нам, что планета Земля не наша и природа нам не принадлежит.

https://www.youtube.com/watch?v=zAc6A6PSFmU

Мир Юрского периода 3: Доминион

Jurassic World Dominion

2022 год

США

Режиссер — Колин Треворроу

В главных ролях: Крис Прэтт, Брайс Даллас Ховард, Лора Дерн, Джефф Голдблюм, Сэм Нилл, Омар Си и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X