Меня всегда интересовала карма тех, кто производит алкоголь и наркотики. Художник Роман Михайлов об участии в проекте Exodus

10 сентября 2019, 23:21

Украинский художник Роман Михайлов рассказывает о цикле своих работ, созданных для международного проекта Exodus. Biruchiy 019. Montenegro, которая проходит при поддержке Украинского культурного фонда и социального клуба Exodus.

Для меня серия живописи, которую я создал в резиденции Exodus в Черногории, собирается в последовательную историю по принципу комикса. Это серия не об исследовании, а о формировании одной целостной картины мира, конкретной и общей одновременно. Попытка найти вневременный образ через личное знакомство и взаимодействие с людьми, созерцанием их жизни. Я создавал этот мир, вдохновляясь реальными персонажами, с которыми познакомился за время, проведенное в Черногории — за последний год я в общей сложности четыре месяца прожил в этой стране.

Видео дня

Две картины посвящены двум людям, у которых мы покупали продукт, который помогал нам качественно проводить время на резиденции. Первая — Мичо. Это местный житель поселка Горный Моринь, он занимается производством домашней ракии и вина. Мы были у него частыми гостями, кроме замечательного алкоголя Мичо создал свой маленький историко-этнографический музей, по которому проводит долгие экскурсии, рассказывая туристам о местном быте и обычаях. Бабочки вокруг него — это Доля ангелов, испарения спирта, которым дышат при производстве алкоголя, находясь при этом в перманентном состоянии легкого опьянения. Он дарит легкий уход от реальности, желание всегда оставаться навеселе. И неизбежно похмелья: в жизни за все надо платить.

Мичо, Роман Михайлов (Фото: @ Пресс-служба Exodus)
Мичо, Роман Михайлов / Фото: @ Пресс-служба Exodus

Меня всегда интересовал вопрос кармы людей, производящих алкоголь и наркотики. С одной стороны для многих они являются «магами», помогающими забыть на время о суровой реальности, с другой — они создают продукт, который разрушил много жизней. У многих моих работах есть что-то от автопортрета, вот и здесь я закрасил герою лицо красной краской — такого цвета становится моя кожа под воздействием ракии. Даже когда я рисую каких-то конкретных людей, они всегда отображают часть моего личного опыта.

Воин — картина с изображением плывущего человека и лодки с людьми, которая проплывает мимо. Главной фигурой здесь выступает не огромный пловец, похожий на горы, который нависает над лодкой, как угроза, напоминание о том, что если лодка утонет, выгребать придется собственными силами, а тот, кто лодкой управляет, Воин. Это имя. Воин — мой знакомый, и одна из его работ — это перевозка туристов из Пераста на остров Богоматери на скале. Черногорцы горный народ и только в последнее время их побережье мощно развивается, а туризм дает большую долю поступлений финансов в бюджет. Многие переехали к побережью в поисках хорошего заработка.

Воин, Роман Михайлов (Фото: @ Пресс-служба / Exodus)
Воин, Роман Михайлов / Фото: @ Пресс-служба / Exodus

Еще три полотна посвящены различным состояниям, в которых находится человек. В море — это постоянное движение и управление ситуацией. В процессе эволюции существа вышли из воды на сушу и теперь передвижения водой требует необходимого навыка — умения плавать. Финиш в любом заплыве предусматривает добраться до суши, вернуться к комфортной среде обитания, с одного на другой берег. Плыть можно лишь какой-то промежуток времени в ожидании земли под ногами.

В море, Роман Михайлов (Фото: @ Пресс-служба / Exodus)
В море, Роман Михайлов / Фото: @ Пресс-служба / Exodus

Полако — это о правильном отношении к жизни в капиталистическом мире. В переводе с черногорского этого понятия наиболее подходящим является слово повільно (по воле своей), предложение находиться в комфортном для себя темпе. В мире, где все заняты в индустрии заработка денег, неизбежен страх перед потерей работы. В недалеком будущем немало профессий займут роботы с искусственным интеллектом. Полако — один из вариантов примириться с такой ситуацией и жить в собственном ритме, здоровый гедонизм, покой, созерцание и создание новых смыслов. На картине — пляж, пальма, довольна, обгоревший на солнце человек, отдыхает. Наивно, по-детски расплывается крылатый лев святого Марка, знак Венецианской республики, которая веками контролировала черногорское побережье. Его изображение видим во всех его городах, правда в тех, которые впоследствии были захвачены мусульманами, морду у него отбита. У меня он больше не является символом государственного или религиозного господства, ему просто хорошо — он на отдыхе, у него полако. За свою историю Черногория побывала в составе различных государств, испытала оккупационные режимы. И, несмотря на все войны и пертурбации, ее люди возвращаются к своему комфортному ритму, называя его полако.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Полак, Роман Михайлов (Фото: @ Пресс-служба / Exodus)
Полак, Роман Михайлов / Фото: @ Пресс-служба / Exodus

Може — это о состоянии неопределенности и неуверенности. На картине агрессивно настроенные персонажи, тревожная цветовая гамма подсказывает цвета сербского флага, как напоминание о недавних конфликтах между соседними народами Балкан. В каждый момент это словно может произойти снова. Между живыми, в памяти, стереотипах, в пропаганде могут вынырнуть тени бывших смертельных обид, злобы, ненависти.

Может, Роман Михайлов (Фото: @ Пресс-служба / Exodus)
Может, Роман Михайлов / Фото: @ Пресс-служба / Exodus

Первая выставка цикла прошла на заброшенной баскетбольной площадке в Горном Морине, гостям предлагали пиво, а открытие превратилось в бросание мяча в корзину. Как в песне украинской группы Хамерман Уничтожает вирусы, когда утром турничок, а вечером — коньячок. Такой контрапункт — алкоголь на спортивной площадке, где картины стали декорациями не шоу, а фрагмента искренне и непосредственно прожитой жизни.

Первая выставка цикла состоялась на заброшенном баскетбольной площадке в Горном Морин (Фото: @ Пресс-служба / Exodus)
Первая выставка цикла состоялась на заброшенном баскетбольной площадке в Горном Морин / Фото: @ Пресс-служба / Exodus

Напомним, Exodus. Бирючий 019. Черногория — международный проект с участием художников из Украины, Черногории, Франции, Чехии, России, проходит сейчас в черногорском городе Моринь при поддержке социального клуба Exodus. Куратор проекта Константин Дорошенко (Украина) и комиссар Петар Чукович (Черногория), обращаясь к ветхозаветному сюжету о выходе евреев из Египта, предложили художникам осмыслить кризисы и вызовы современного мира, увидеть пути, которыми блуждает нынешнее человечество и, возможно, выходы, которые оно может найти.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X