Мелочи и Перспективная девушка: два главных фильма начала года в украинском прокате

7 февраля 2021, 11:15

На этой неделе в украинский прокат выходит сразу два фильма, заслуживающих особого внимания, — триллер с оттенками комедии Перспективная девушка и триллер с оттенками драмы Мелочи.

Начать стоит с Девушки: фильм только что получил четыре главных номинации на Золотой глобус (за лучшую драму, главную актрису, режиссуру и сценарий), перед нами дебют с необычной эстетикой и дискуссионной героиней по центру. Разговор намечается интересный.

Видео дня

Перспективная девушка. Эмералд Феннелл. 2020.

НВ
Фото: НВ

Англичанка Эмералд Феннелл дебютировала в режиссуре недавно, но работает в индустрии давно и успешно. Среди прочего, она была сценаристкой практически всех серий второго сезона Убивая Еву и сыграла Камиллу Паркер Боулз в последнем сезоне Короны. Как видно, лезвие бритвы — ее территория.

Привычная территория это и для главной героини Перспективной девушки Кассандры — 30-летней работницы кофейни, которая живет со своими родителями и раз в неделю по пятницам ходит в местные бары. Там она, нарядившись пораспутнее и притворившись пьяной, ловит на живца не очень хороших парней. Те, несмотря на вялые протесты со стороны Кэсси, привозят ее к себе домой и пытаются заняться с ней сексом. Девушка в самый последний момент «трезвеет» и ставит их на место.

Занятие не очень приятное, и так с Кассандрой было не всегда. Когда-то она вместе со своей близкой подругой Ниной училась в медицинском колледже, где обе девушки подавали большие надежды. Пока не произошел один инцидент, который раз и навсегда изменил их жизни, и, как видно, не в лучшую сторону.

Но важен, по мнению Феннелл, не столько инцидент, сколько обескураживающе несправедливая реакция социума на него. Именно она превратилась в непроработанную травму, которая в свою очередь превратила Кассандру в орудие для мщения. Она вообще занятный персонаж, сочетающий в себе человеческие черты с роботизированными, чисто функциональными.

За первое отвечает линия с вроде бы идеальным парнем по имени Райан. Кассандра случайно встречает его в кофейне и между ребятами завязываются отношения, которые сначала буксуют из-за миссии, которую девушка взвалила на свои плечи, но позже, когда она делает выбор — движутся чуть ли не к свадьбе. Выбор этот обернется для Кассандры ложным движением.

За второе отвечают те самые пятничные вылазки, ради которых девушка и проживает остальные дни недели.

Кадр из фильма Перспективная девушка
Фото: Кадр из фильма Перспективная девушка

Это сочетание делает героиню нереалистичной, но кажется Феннелл и не ставила себе такой задачи. Вслед за Кэсси еще более нереалистичным видится и мир, в котором действует девушка. Городок, в котором происходят события, это идеализированная смесь начала нулевых и 80-х. Отдельно стоит отметить саундтрек с видоизмененными хитами прошлого (Маллиган лихо присваивает себе It’s raining men на первых минутах фильма; в конце играет настораживающая инструментальная версия Toxic). Все это — и размер города, и китчевая эстетика, и музыка — напоминает музыкальную шкатулку, где по центру не милая балерина, а травмированная красавица со скальпелем.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В таком свете фильм Перспективная девушка видится притчей о травме, которая произрастает из замалчивания, из отсутствия наказания для виновных. Кассандра здесь не столько человек, сколько инструмент для вскрытия лицемерия, основанной на круговой поруке лжи. Инструмент, который вредит не только другим, но и себе.

Феннелл один раз сильно спотыкается о собственный сценарий и иногда слишком громко декламирует, но это огрехи, на которые закрываешь глаза. Во многом благодаря деталям придуманного мира (перед нами все-таки фильм с большим расчетом на внешний эффект) и игре Кэри Маллиган. Есть в ее внешности что-то интеллектуальное, старомодное и притягательное одновременно. То, во что веришь. Все это заземляет иногда слишком уж оторванный от реальности мир, нарисованный режиссером.

Перспективная девушка — вердикт НВ

8/10


Мелочи. Джон Ли Хэнкок. 2021.

Герои новой картины американца Джона Ли Хэнкока (собственные Разбойники и Основатель; написанный для Клинта Иствуда Идеальный мир) своими действиями поднимают совершенно другие темы, но поднимают их, как и в случае с Перспективной девушкой, из прошлого.

Джо Дикон — некогда звезда лос-анджелесской полиции, сбежал из своего участка много лет назад и теперь тихонько работает помощником шерифа в небольшом городке в паре часов езды от Города Ангелов. Его место занял молодой и амбициозный детектив Джим Бакстер, ведущий расследование с несколькими трупами женщин вокруг и большим знаком вопроса посередине: убийца не оставляет никаких существенных следов.

Во время рутинной рабочей поездки в Лос-Анджелес Джо знакомится с Джимом, а также с его основным делом. И подмечает, что много лет назад он вел вроде как похожее расследование с вроде как похожими деталями. Сначала самостоятельно, потом с подачи карьериста Джима Джо берется помогать с поиском убийцы.

И тут шаг за шагом начинают всплывать подробности старого дела. Становится ясно, почему Джо сбежал в провинцию, почему он так верит в схожесть двух расследований и почему он так яростно хочет их закрыть.

Кадр из фильма Мелочи
Фото: Кадр из фильма Мелочи

Фильм Мелочи — это что называется slow-burner: действие здесь разворачивается неторопливо и когда оно примерно посередине красиво дотрагивается до главного подозреваемого, становится ясно, что затеяно все не ради него. А ради в первую очередь Джо и во вторую Джима. Оба со страшной силой хотят найти преступника и закрыть важные для себя гештальты: Джо с демонами прошлого у себя в голове, Джим с честолюбием. Первый при этом подпитывает амбиции и рвение второго.

Возможный убийца, которого используя методы взгляда со стороны и внимания к тем самым мелочам из названия находит Джо, как назло и выглядит как хрестоматийный маньяк, и без стыда провоцирует своих расследователей на допросе и во время слежки. У парня плюс ко всему еще и имя, которое просится на страницы энциклопедии про серийных убийц — Альберт Спарма.

Он это или не он (скорее всего, он) — не так важно. Важно, что прямых улик у Джо и Джима против него нет, и еще более важно, что для обоих отчаявшихся, изможденных своими поисками и своими демонами полицейских Спарма становится опасной красной тряпкой.

И тут (в третьем акте) становится ясно, что красной тряпкой Спарма стал и для режиссера Джона Ли Хэнкока. Он начинает теоретизировать о чувстве вины, о том, куда оно может завести, о его заразности. Слишком углубляется в предмет, теряет мысль и вместо четкого высказывания выдает мутный финал про копов и их ошибки.

Все это естественно обильно приправлено христианской символикой (куда же без нее, если дело касается чувства вины). Все это заводит автора в опасные воды: Хэнкок ненавязчиво, но симпатизирует двум главным героям, которые, каким бы Спарма ни был страшным, все-таки совершили должностное преступление. И остались безнаказанными. На дворе 2021-й с его бэкграундом про полицейский произвол. Плюс — под конец начинает хромать и логика в действиях Джо и Джима.

Однако, ругать фильм Мелочи, несмотря на потерянный моральный компас, конечно, хочется, но не долго. Потому что давно Лос-Анджелес в кино не выглядел таким грустным и выцветшим. Давно нам его не показывали с помощью таких простых и элегантных ракурсов. Дензел Вашингтон, отвечающий здесь за Джо Дикона, как всегда, гипнотизирует. Джим Бакстер в исполнении Рами Малека скрывает отсутствие опыта за раздутым эго. Которое актер показывает с помощью забавной мимики (в ход идут губы и подбородок).

Кадр из фильма Мелочи
Фото: Кадр из фильма Мелочи

С Джаредом Лето случился конфуз. С одной стороны, его трактовка Спармы полностью укладывается в методологию актера (создавать образ снаружи: с помощью движений тела, макияжа, накладок, одежды), с другой — его маньяк получился настолько типичным, настолько в лоб, что становится не столько страшно, сколько странно: в нарочито неброском триллере Альберт Спарма — нереалистичное возмущение пейзажа, белая ворона. Тем не менее за свою роль актер получил номинацию на Золотой глобус.

Фильм Мелочи — точно такая же белая ворона в современном кинопотоке. Его занесло к нам как будто из начала 90-х. Выйди картина Хэнкока тогда (как согласно Википедии и планировалось), ее израненные герои чувствовали бы себя гораздо увереннее.

Мелочи — вердикт НВ

6/10

Показать ещё новости
Радіо НВ
X