Наследники из Лубнов. Рецензия на фильм Люксембург, Люксембург

3 мая, 18:18
Кадр из фильма Люксембург, Люксембург (Фото:@Kinomania)

Кадр из фильма Люксембург, Люксембург (Фото:@Kinomania)

13 апреля в украинский прокат вышел фильм Люксембург, Люксембург — долгожданная трагикомедия режиссера и сценариста Антонио Лукича.

После третьей недели украинского проката комедия Люксембург, Люксембург продолжает лидировать в прокате и собирать полные залы. За этот период лента собрала 23 млн грн, а фильм посмотрело 156 713 зрителей.

Видео дня

Тем временем фильм получил сразу две награды на двух международных кинофестивалях. Автор фильма Антонио Лукич получил приз за лучшую режиссуру на 20-м Международном фестивале в Монте-Карло (24−29 апреля), а сама картина стала Лучшим фильмом в основном конкурсе международного игрового кино PriGlobal (24−28 апреля), который проходит под эгидой международный кинофестиваль PriFest.

NV предлагает еще раз перечитать рецензию и приобрести билет на самый обсуждаемый фильм последнего месяца. Впервые рецензия Валерия Мирного опубликована на сайте в день начала проката, 13 апреля.

Валерий Мирный

Кинообозреватель NV

Люксембург, Люксембург — это вторая полнометражная работа после уже народных Мои мысли тихие и как следствие проверка таланта: попадание Мыслей сразу в сердце было случайностью или бликом настоящего автора, которому еще работать и работать нам на радость?

Ответ после просмотра приходит в голову сам: Лукич — талант, комедиограф прекрасно чувствующий землю, по которой ходит, а также наследие великих авторов прошлого.

1. Сюжет

Город Лубны, Полтавская область. Братья-близнецы Николай и Василий помнят своего отца только по эпизодам с детства: как он, например, остановил товарняк и спас сына от нежелательного путешествия по Украине. Вообще в 90-х их отец мог остановить не только поезд. Он являлся влиятельным в области бандитом с заполненной влиятельными контактами визитницей.

Но те времена остались в далеком прошлом. Контакты с визитницы теперь звучат забавно, отец давно исчез и даже фотографии не оставил, а братья хоть и занимаются совершенно разными вещами (один полицейский, другой барыга-маршрутчик) чувствуют себя все равно бездомно.

Неожиданный звонок из украинского консульства в Люксембурге гремит словно судьбоносный сигнал, который вот-вот придаст смысл жизни обоим: отец нашелся, он при смерти, надо ехать прощаться. Николай, чувствующий отсутствие родственника острее, бросается делать загранпаспорт. Василий смотрит на возможность пообщаться с отцом в последний раз скептически, но все же решает отправиться в путешествие по Европе: будь то Николай успокоился, или чтобы дать отцу последний шанс.

Кадр из фильма Люксембург, Люксембург (Фото: пресс-служба)
Кадр из фильма Люксембург, Люксембург / Фото: пресс-служба

2. Исполнение

Если Мои мысли тихие были, грубо говоря отношения янг эдалта с матерью, то Люксембург, Люксембург о жизни янг эдалтов без отца. Последний здесь играет роль макгафина, нового загадочного раховского крестца, которого нужно найти и будет тебе счастья. Но на самом деле не будет, потому что путь у Лукича важнее цели.

На этом в принципе список сходств этих двух фильмов можно закрывать. Люксембург, Люксембург менее поэтичен и более гэговый: талант режиссера, который здесь раскрылся во всю не в последнюю очередь благодаря братьям Насировым. Они же — немаловажная часть группы Курган и Agregat. Фактурные Рамил и Амил гармонично легли на лубочную, народническую эстетику Лукича и совпали с его видением своего Главного Героя — взрослого инфантила, для которого мир — как неудобный спортивный костюм: носить надо, потому что ничего другого нет, но тут давит, там свисает, перед людьми неудобно.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Таким был Вадим в Мыслях. Таковы и Николай с Василием. Они каждый по-своему пытаются пробиться в Лубнах. Более флегматический, правильный Василий — из-за карьеры полицейского. Более похож на отца, холерический Николай — из-за мелкого криминала. Оба при этом — фактурные иллюстрации заброшенного взросления в провинции.

Люксембург, Люксембург (Фото: пресс-служба)
Люксембург, Люксембург / Фото: пресс-служба

На эту бездомность намекают и плакать в комнате Николая (он до сих пор живет с матерью) с надписью «You will never walk alone», и татуировка с этой же фразой на его груди. Гимн Ливерпуля здесь это мантра, надежда, упрямое утверждение. Но действительно ли у братьев получится побороть это одиночество? И какова ее природа, внутренняя или внешняя?

Это очень важный вопрос, потому что, конечно, что внутренняя. В фильме есть небольшая сайд-история с одинокой пожилой женщиной, которая из-за Николая сломала обе руки и так случилось, что обратиться ей за помощью к кому-то, кроме как к своему обидчику, больше нет. Так вот, это одиночество внешнее. Буквально. Братья же страдают от одиночества экзистенциального: их покинул отец. Травма рожденная из этого события давит на них всю жизнь. Василий не может постоять за себя. Николай наоборот видит мир как борьбу за место под солнцем.

Чтобы побороть все это, им действительно нужно понять кем был их отец, отпустить наконец его и повзрослеть. Вообще, кажется, Лукич в своих фильмах ведет диалог с внутренним ребенком, подключая к разговору по очереди то мать, то отца. Возможно, это лейтмотив его первых картин и дальше будут исследованы другие темы.

При этом у режиссера есть умение с помощью частной истории прикоснуться ко многим, показать страну, дать повод посмеяться и поскучать. Тот, кто рос в провинции в 90-х найдет здесь себя. Кто условно в городе — так же. Кто хочет поразмышлять над судьбой Украины — тоже сюда. У кого был одинокий пожилой сосед — это оно. Кого раздражают нувориши — пожалуйста. Любителям неудобного застолья с родственниками у Лукича этого полно! И так далее.

Фильм режиссера существует на грани желания показать личное и желание показать нам нашу реальность. Поэтому у его кинематографа есть флер загадочности, недосказанности: обо всем не расскажешь, остаются намеки.

А еще Люксембург, Люксембург — сокровищница забавных мизансцен бастеркитоновского пошива. Это юмор в первозданном виде, когда смешные люди делают смешные вещи. Иногда кажется, что слишком народно. Слишком упрощенно. Но это народность Сердючки, а не Бешеной свадьбы.

Люксембург, Люксембург (Фото: пресс-служба)
Люксембург, Люксембург / Фото: пресс-служба

Интересно, как украинские режиссеры постепенно подходят к теме 90-х. Олег Сенцов снял суровую криминальную драму без намека на солнце, но с намеком на войну (Носорог). Ирина Цилык — горько-сладкая фантазия, ностальгическое воспоминание о прошлом, которое мэтчится со сложным настоящим (Я и Феликс). Антонио Лукич, хотя только царапнул 90-е (отдельная благодарность за ресторан Вавилон) в самом начале своего фильма, смог показать, что они до сих пор с нами. Только скрылись в складках современности.

9/10 — вердикт NV

На наших глазах рождается несносная современная украинская комедия. У нас было несколько фальстартов. Несколько раз казалось, что действительно смешно в нашем кинематографе уже не будет, а будет только нескончаемый кринж.

Да нет, вот уже второй фильм молодого режиссера, где комедия делает свое великое дело: развлекает, затрагивает важные темы, трогает. Ведение диалога со зрителем на уровнях поверхностных и глубинных.

  • Люксембург, Люксембург
  • 2022 год
  • Украина
  • Режиссер — Антонио Лукич
  • В главных ролях: Рамил Насиров, Амил Насиров, Людмила Саченко, Наталья Гнитий, Дорис Майданюк, Виктор Драпиковский и другие.

Напомним, ранее NV рассказал о трех главных кинопремьерах с 13 апреля, которые должен увидеть каждый на больших экранах.

Показать ещё новости
Радіо NV
X