От Стоп-земли до Носорога. Лучшие украинские фильмы 2021 года
Кинообозреватель НВ Валерий Мирный подводит киноитоги и называет пять лучших украинских фильмов 2021 года.
Валерий Мирный
Стоп-земля. Катерина Горностай.
Дебютный полнометражный фильма Катерины Горностай получил главные призы Одесского кинофестиваля, 4-й премии Кiноколо и Хрустального медведя от юношеского жюри Берлинале. По всем параметрам это главная украинская картина года.
Однако лучше Стоп-землю не воспринимать с позиций чего-то главного и важного. И скромная награда от юношеского жюри в Берлине — идеальная точка входа в восприятие фильма. Перед нами первая, из рассказанных на таком уровне, история про современных украинских старшеклассников. Окошко в идущее следом поколение.
При этом в фильме Горностай нету амбиции охватить все и сразу. Этим он и прекрасен. В истории 16-летней Маши, парочки ее друзей, парня, в которого она тайно влюблена, и их одноклассников есть только они и их переживания, которые выросшая в семье психологов Катерина Горностай периодически выносит за скобки повествования с помощью формата интервью: ключевые персонажи фильма поочередно садятся перед камерой и отвечают на вопросы о своих чувствах.
Этот хитрый, но не чересчур ход сообщает и без того правдоподобно снятой картине другой уровень подлинности. Словно смотришь воспоминания о том, что было на самом деле.
Впрочем, громкое слово о фильме под конец сказать хочется: таких эмоций и таких героев очень не хватает украинскому кино. Наша история происходит не только в прошлом (которое уродуют с помощью фильмов вот уже несколько лет) и не только в войне (хотя там еще есть много поводов для рефлексий), но и в простых, бытовых сюжетах из жизни разных социальных групп. Их надо учиться рассказывать тоже.
Носорог. Олег Сенцов.
Первый фильм Олега Сенцова после его возвращения в Украину из российской тюрьмы. И сразу про 90-е и организованную преступность. Повод для разговора, казалось бы, тоже серьезный. И он правда серьезный: фильм участвовал в программе Горизонты (в ней же в 2019 году главную награду взял Валентин Васянович со своей Атлантидой) Венецианского кинофестиваля и получил хорошие, но в то же время не слишком увлеченные отзывы западной прессы.
Однако важно, что этот фильм значит для нас. В истории про парня по кличке Носорог, который вырос в небольшом городке и за неимением достойных альтернатив сначала связался с криминалитетом поверхностно, а потом более серьезно, прослеживаются два мотива: отсутствия сильного государства и, как следствие, тех самых альтернатив для самореализации и вопрос возможности получения прощения за страшные грехи прошлого.
Поэтому и важны здесь не сами 90-е со своей тьмой, а центральный персонаж Носорог (в исполнении не просто так подобранного на эту роль активиста со спорной для многих биографией Сергея Филимонова) — со своей. За его спиной — тропа, усеянная трупами, и Сенцов, подведя своего героя к моменту раскаяния, подводит и нас к вопросу: Прощаем ли? При этом за себя режиссер-гуманист, кажется, все уже решил.

Фактура 90-х Сенцову далась. Филимонов сыграл Носорога так, как надо. С другой стороны, драматизация вот этого процесса раскаяния могла бы быть не такой схематичной. Но опять-таки искренность, сложность вопроса и новизна темы для нашего кино здесь непривычные и в некоторой степени революционные. Носорог — это приземленная, кровавая история о возвышенном.
Такого прочтения прошлого нам не хватает.
Этот дождь никогда не закончится. Алина Горлова.
Премьера квазидокументальной картины Алины Горловой прошла на крупнейшем международном фестивале документального кино IDFA. Там Этот дождь никогда не закончится был назван лучшим фильмом в программе Первое появление.
Безусловно, формально перед нами документальное кино. В основе здесь история парня по имени Андрей Сулейман, который сбежал вместе со своей семьей от одной войны (в Сирии) на восток Украины, чтобы спустя время попасть в другую войну (теперь уже с Россией).
При этом Горлова выбрала нелинейный способ рассказать этот частный сюжет, с сильным уклоном в созерцательную артовость. И у нее получилось при всем уважении к своему герою подняться выше него, в метафизические сферы и зафиксировать вообще беспокойную природу человека и социума. Показать не конкретные причины возникновения конфликтов, но увидеть жернова этой тьмы. Они простираются и в прошлое, и в будущее. Поэтому можно сказать, что это жернова не тьмы, а нашей общей истории.
Это страшно красивый, да и попросту страшный фильм о том, что дождь действительно вряд ли когда-то закончится.
Земля Ивана. Андрей Лисецкий.
Победитель национального конкурса XVIII фестиваля документальных фильмов Docudays. Вместе с тем Земля Ивана — первая режиссерская работа прославленного украинского оператора Андрея Лисецкого (Диксиленд, 87 детей). И сразу на одну из самых трогающих тем — про уходящую натуру.
Иван из названия — это художник Иван Приходько — один из последних народных художников Украины, народных маляров и вообще представителей национального самобытного: когда тот пласт настоящей культуры, который сидит в коллективном бессознательном, находит выход через светлую душу отдельно взятого человека. Вот Иван Приходько — это такая светлая душа.
Лисецкий обнаружил его дом совершенно случайно, во время поиска натуры для другого проекта. Находка пробудила заинтересованность, заинтересованность — общение, общение плавно переросло в документальный проект с целью зафиксировать то, что уходит.
При этом Земля Ивана не про меланхолию, а про конкретного человека, его путь, его творчество и, что важно — его связь с миром вне родного села (встреча с Анатолием Криволапом тому пример). И Андрею Лисецкому удалось лаконично и при этом не упуская магии и теплоты (а их в фильме достаточно) зафиксировать, кажется, все ключевые моменты, нужные для знакомства с этим удивительным, самобытным художником.
С завязанными глазами. Тарас Дронь.
Один из режиссеров фильма с названием DZIDZIO Перший раз снял драму о ПТСР на фоне войны на Донбассе. Справедливости ради стоит сказать, что упомянутый фильм стоит особняком в карьере Тараса Дроня: он снимал и про киборгов, и про крымских татар только в формате короткометражки и в жанре документального кино.
В фильме С завязанными глазами режиссер обращается к очень сложной и опять-таки часто не упоминаемой теме — жизни после смерти близкого. В центре истории здесь девушка по имени Юля (великолепная Марина Кошкина) — боец ММА, которая, узнав о гибели любимого на Востоке Украины, столкнулась не только с личным горем, но и с неадекватной реакцией со стороны окружающих.
В этой мощной, очень кинематографичной драме хорошо показано, в какие клетки люди способны заключать тех, кому тоже плохо, но кто пытается двигаться дальше. А еще продемонстрирована пагубная сила социальных ярлыков: вдова, мать одиночка, дальше по списку. Свой фильм Дронь заканчивает на светлой ноте, но все равно в нем достаточно мыслей насчет того, что травмы нужно прорабатывать, а не замыкаться в них, а люди — больше того, что о них думают окружающие.
Редкое наше кино, сделанное хорошо на обоих уровнях: техническом и эмоциональном.