От Апокалипсиса сегодня до Таксиста. Кураторы Киевской недели критики — о фильмах из программы, которые им больше всего запомнились

22 октября 2021, 08:20

С 21 по 27 октября в кинотеатре Жовтень уже в пятый раз состоится Киевская неделя критики — главный международный кинофестиваль арт-кино столичной осени, кураторами которого выступают украинские кинокритики.

За четыре года своей истории фестиваль может похвастаться громкими премьерами главных мировых и украинских хитов и показами культовых фильмов, которые возродились на большом экране. Здесь состоялась украинская премьера прошлогодних оскаровской победителей Земли кочевников Хлои Чжао и Еще по одной Томаса Винтерберга, нашумевшего Маяка Роберта Эггерса и скандального Дома, который построил Джек Ларса фон Триера, и, конечно, показы уникальных отреставрированных версий Апокалипсиса сегодня Фрэнсиса Форда Копполы и 2001 год: Космическая одиссея Стэнли Кубрика.

Видео дня

НВ расспросил кураторов и кураторок фестиваля о непростом, чувствительном, громком и камерном кино — фильмы, которые им больше всего запомнились за предыдущие четыре года, и которые они обязательно советуют посмотреть каждому.

Анна Дацюк

кинокритик

1. Озеро диких гусей, режиссер Дяо Инань

Фильм, который буквально показал, простите за банальность, магию большого экрана. При отборе для фестиваля и первого просмотра на ноутбуке я не разглядела то, что продемонстрировал показ в зале — гипнотический и подчеркнуто азиатский нуар со вкусом обреченности Мальвиля, неона Рефна и ночным поеданием лапши Карвая.

2. Апокалипсис сегодня, режиссер Фрэнсис Форд Коппола

После этого показа мне показалось, что Киевская неделя критики задумывалась, чтобы показать Апокалипсис сегодня на большом экране. Антивоенный манифест под звуки The Doors и Рихарда Вагнера — рекламировать в наше время этот фильм мне кажется лишним.

Кадр из фильма Апокалипсис сегодня
Фото: Кадр из фильма Апокалипсис сегодня

3. Таксист, режиссер Мартин Скорсезе

Когда смотришь Таксиста впервые, не можешь не симпатизировать молодому де Ниро, даже в сценах его психически болезненного состояния. Когда представляешь Таксиста на фестивале и смотришь его на большом экране (дважды в день), понимаешь всю глубину сценарного гения Пола Шредера и откровенно боишься встретить Трэвиса Бикли в реальной жизни.

Дарья Бадьер

кинокритик, соучредительница Союза кинокритиков Украины, член FIPRESCI

1. Начало, режиссер Деа Кулумбегашвили

Это непростое кино, его трудно смотреть, тем более — на маленьком экране. Но если вы попробуете это сделать, возьмите хорошие наушники — в ленте филигранная работа с саунд-дизайном и музыкой (которая является не такой, как мы привыкли, — ее создал Николас Джаар). Это меткое кино о депрессии у женщины, чей муж — глава отодвинутой на обочину церкви Свидетелей Иеговы в Грузии. Впрочем, маргинализация этой церкви и мужчины — ничто рядом с тем, как себя чувствует главная героиня, и тем, что с ней происходит. Это мощный дебют в грузинском кино.

2. Счастливый Лазарь, режиссер Аличе Рорвахер

Как и предыдущие работы режиссера, фильм находится на стыке чувствительности и, не побоимся этого слова, духовности. Главный герой — Лазарь, живет в поселении, которое работает на баронессу на табачных плантациях. Почти повторяя судьбу библейского Лазаря, он меняет фильм, а вместе с ним — свое окружение, которое отвыкло от того, что в мире бывают чудеса.

Кадр из фильма Счастливый Лазарь
Фото: Кадр из фильма Счастливый Лазарь

3. Роковой соблазн, режиссер София Коппола

Камерное костюмированное кино, которое можно посмотреть двойным сеансом с предыдущей экранизацией одноименного романа Томаса П. Каллинана 1971 года с Клинтом Иствудом в главной роли. Это кино о ядах закрытых сообществ, о невидимости давления, о том, каково это — попасть внутрь группы, где безрезультатно пытаешься установить свои правила. Интересно сравнить этот фильм с дебютом Копполы, Девственницы-самоубийцы, и тем, как женский опыт в группе показан здесь и там.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сергей Ксаверов

колумнист и автор изданий LB.ua, Фокус и DTF Magazine

1. Ширли, режиссер Жозефин Декер

Это кино с очень современным взглядом, но мне кажется, что именно благодаря таким фильмам сохраняется и ощущается чувство единства кино как одной огромной истории.

2. Мэнди, режиссер Панос Косматос

Этот фильм для меня — одна из крупнейших удач Киевской недели критики. Это был шаг по переосмыслению статуса подобного кино. Ну и наконец здесь есть все для удовлетворения потребностей современного культурного зрителя: Николас Кейдж, мотоциклетная банда из ада, драка на бензопилах, Николас Кейдж.

3. Озеро диких гусей, режиссер Дяо Инань

Неонуар Дяо Инана сначала выглядит так, будто неоновые уголовные фильмы 80-х пришли в Китай только в 2010-е. Но это почти идеальный фильм. Он все равно выдерживает маленький и большой экран, он божественно сделан и гораздо сложнее, чем кажется.

Кадр из фильма Озеро диких гусей
Фото: Кадр из фильма Озеро диких гусей

Станислав Битюцкая

кинокритик, режиссер и основатель интернет-журнала об авторском кино Cineticle

1. Фанни и Александр, режиссер Ингмар Бергман

После этого фильма окончательно понял, что Бергман — один из лучших и важнейших режиссеров в истории кино, а Фанни и Александр — самый исчерпывающий и самый совершенный путеводитель по его киновселенной.

Кадр из фильма Фанни и Александр
Фото: Кадр из фильма Фанни и Александр

2. Апокалипсис сегодня, режиссер Фрэнсис Форд Коппола

Воплощение всего прекрасного, что есть в кинематографе. Ранее пересматривал его раз в год. На фестивале дважды посмотрел на большом экране. Мечтаю, чтобы раз в год этот фильм показывали в кино.

3. 2001 год: Космическая Одиссея, режиссер Стэнли Кубрик

Грандиозная киноопера/кинопутешествие/кинофантазия, которую каждый, хотя бы раз в жизни, должен увидеть на большом экране.

Программа будущей Киевской недели критики состоит из международной секции фестивальных хитов года, тематическая ретроспектива культовой киноклассики Ноль за поведение, программы Фокус: Украина — Канада (подборки новых отечественных картин, составленной селективной комиссией кинокритиков обеих стран) и индустриальной секции Первый взгляд, в которую войдут студенческие фильмы, отобранные студентами, изучающими киноискусство (во время фестиваля эти ленты будут представлены ведущим украинским продюсерам, отборщикам кинофестивалей и кинокритикам). В день открытия фестиваля состоится церемония награждения ежегодной Национальной премии кинокритиков Киноколо. В рамках фестиваля также пройдут панельные дискуссии и круглые столы по актуальным проблемам кинопроцесса.

Продажа билетов и абонементов на фестиваль продолжается на сайте фестивалю.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо NV
X