Париж в сумерках. Как украинец снял в Голливуде фильм о Второй мировой

11 июня 2021, 16:30

В рамках ретроспективы Моги Fest, которая проходит с 9 по 17 июня в Довженко-центре, продолжаем рассказывать о фигуре и фильмах Леонида Могилевского — выходца из Украины, который получил мировую славу, но остался неизвестным на родине.

Леонид Могилевский переехал в США в 1940 году, убегая от немецкого вторжения во Францию. Именно о событиях во Франции ему, довольно символично, доверили снимать и в Голливуде.

Видео дня

Так, первый американский фильм Могилевского получил название Париж в сумерках. Как и большинство военных кинокартин того времени, это должна была быть пропагандистская история, которая поощряла американцев участвовать во Второй мировой войне. Вместе с тем, это должна была быть история, показывающая Францию и французов в выигрышном свете — просто и доступно демонстрируя рядовому американскому зрителю, что несмотря на то, что эта страна крайне быстро признала власть Германии, она заслуживает помощи.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

Подобные посылы для американского кино начала 1940-х не были чем-то новым. Голливуд уже давно научился скрывать агитационные и пропагандистские мотивы за красивыми историями о любви и многочисленными происшествиями. Вместе с актуальной повесткой дня, это легко делало такие фильмы зрительскими хитами, воздействуя на мысли рядовых граждан. В случае военных фильмов — побуждая молодых американцев вступать в армию и отправляться на защиту далекой Европы.

Военные фильмы часто доверяли делать выходцам из Европы. Для большинства из них это был личный вклад в борьбу против фашизма. Так, австриец Майкл Кертис снял в Голливуде один из крупнейших хитов не только 1940-х, но и всего американского кино — легендарную Касабланку (1942) — военную мелодраму о любовном треугольнике между циничным американцем в исполнении Хамфри Богарта, его бывшей (Ингрид Бергман) и одним из участников французского сопротивления.

Кадр из фильма Касабланка
Фото: Кадр из фильма Касабланка

Касабланка утвердила определенный канон для подобного кино и получила три Оскара, в том числе, и за лучший фильм года. У нее не было еще откровенно пропагандистского посыла, однако через персонажа Богарта, Рика Блейна, довольно символично отражала позицию США по Второй мировой войне. Вначале это была политика изоляционизма, и герой Богарта весьма символично не желал вмешиваться в любые военные дела, которые происходили вокруг. Однако когда фашистская угроза касалась его лично, он менял мнение и соглашался помочь своей бывшей любовнице и приобщался к войне. Так же после нападения на Перл-Харбор изменили свое мнение США, вступив в конце концов во Вторую мировую войну.

Однако, если Касабланка скорее иллюстрировала эти изменения и их неотвратимость, вдохновляясь реальными событиями, фильм еще одного выходца из Европы немца Уильяма Вайлера Миссис Минивер содержал куда более откровенный пропагандистский посыл. Сам Вайлер не скрывал, что ставил своей целью показать рядовым американцам, через что пришлось пройти их британским собратьям и стимулировать помочь им. Демонстрировалось все это через историю семьи Минивер и их односельчан, которые на экране стойко выдерживали немецкие бомбардировки. Миссис Минивер, как и большинство пропагандистских лент, стоил недорого, снимался полностью в павильонах, был откровенно сентиментальным и довольно прямолинейным фильмом, однако опять же стал одной из самых кассовых кинокартин года.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Париж в сумерках был логическим продолжением подобного кино. Он вышел на экраны через год после двух вышеупомянутых лент. С Касабланкой фильм Могилевского объединял метафорический любовный треугольник, с Миссис Минивер — репрезентация одной конкретной нации и страны, которая нуждается в американской помощи.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

Последнее, правда, имело свою специфическую составляющую. С началом войны Франция довольно быстро перешла под власть Германии. В июне 1940 года было подписано так называемое Второе Компьенское перемирие, по условиям которого ⅔ территории страны (все Атлантическое побережье и Париж) отходили под немецкую оккупацию. Остальные — под контроль коллаборационистского правительства маршала Филиппа Петена. Это распределение просуществовало до освобождения Парижа в 1944 году.

Таким образом, в США у Франции была репутация страны, которая без боя сдалась Германии, а ее жители выглядели этакими легкомысленными повесами, которые даже при таких обстоятельствах продолжили жить своей беззаботной жизнью. Париж в сумерках должен был поменять это представление. Он должен был показать, что в стране существует значительное сопротивление, а большинство ее жителей выступают против немецкого и коллаборационного правительства. Вместе с тем, он должен был воссоздать Париж и его свободный дух в павильонах студии 20th Century Fox.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

Могилевский, который прожил во Франции более десяти лет, был для этого идеальной кандидатурой. Так же как и 50-летний оператор Люсьен Н. Андриот. Андриот родился в Франции, но накануне Первой мировой войны перебрался в США. В Голливуде он преимущественно работал или на лентах «категории Б», или на фильмах, которые снимали французские режиссеры (Андриот поработал с такими легендами кино как Морис Турнера, Рене Клер и Жан Ренуар). Иными словами, он был надежным оператором европейской школы, который умел работать быстро и надежно.

Были французские представители и в актерском составе. Это актриса Мадлен Лебо и ее муж Марсель Далио. Как и Могилевский они переехали в Америку в 1940 году, убегая от немецкой оккупации (Делио был евреем). Годом ранее вместе сыграли в Касабланке (Лебо — яркую второстепенную роль, Делио — небольшой эпизод). Оба, имея ощутимый акцент, всю свою голливудскую карьеру не могли рассчитывать на главные роли.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

В Париже в сумерках главных героев (по сценарию французов) играют британец Джордж Сандерс и американцы Филип Дорн и Бренда Маршалл. Из-за небольшого бюджета ленты, наиболее известным из них был Сандерс. Сыграв в 1940-м году в Ребекке Альфреда Хичкока, он уже имел статус звезды фильмов «категории Б» 1950-х его карьера пойдет вверх, а в 1953 году он даже получит Оскар за роль в ленте Все о Еве).

Именно как лента «категории Б» и позиционировалась картина Могилевского. Это означало небольшой бюджет, короткие сроки съемок, но, вместе с тем, значительно меньше вмешательства студийных боссов и больше свободы для режиссера.

В Париже в сумерках Сандерс играет врача Андре Марбеля. Вместе с медсестрой Ивонн Бланшар он ведет двойную жизнь. Днем они работают в клинике при заводе, который раньше производил автомобили, а теперь военную технику для оккупантов. А с наступлением сумерек активно участвуют в деятельности парижской группы сопротивления. Однажды из плена возвращается муж Ивонн — Жан.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

Сломленный страшными испытаниями, он начинает ревновать жену к Андре, подвергая опасности всю группу сопротивления. Могилевский показывает на экране различные социальные слои парижан, объединенных единой целью — борьбой с общим врагом. Так в ленте появляются регулярные речи о необходимости борьбы, а герои время от времени говорят настоящими лозунгами.

Последнее во многом идет от сценариста Гарольда Бучмана. У него были левые взгляды и он откровенно вдохновлялся коммунистическим национальным фронтом. За свои политические предпочтения довольно скоро он попадет в «знаменитый» голливудский черный список. Таким образом, даже любовный треугольник в Париже в сумерках оказывается идеологической дилеммой и подобно Касабланке выступает откровенной метафорой.

Человек, вернувшийся из плена, символизирует здесь сломленную и напуганного Францию, которая без боя сдалась своему захватчику. В начале Жан отказывается от дальнейшего сопротивления, испытывает страх перед «мощной немецкой армией», осуждает любое сопротивление. В то же время, врач Марбель, к которому он ревнует свою жену, — его полная противоположность. Он из другого социального слоя, он один из лидеров сопротивления. Он — другая Франция: страна, которая не согласна подчиняться, которая ни на минуту не бросает свою борьбу и которая более всего нуждается и заслуживает помощи союзных войск.

Кадр из фильма Париж в сумерках
Фото: Кадр из фильма Париж в сумерках

Таким образом, условный выбор героини между двумя мужчинами — это еще и выбор американского зрителя и американского общества, какой видеть Францию. И здесь уже не менее важным становится гуманистический посыл Бучмана и Могилевского. Даже сломленный Жан в фильме постепенно меняется, теряет страх, меняет свою точку зрения. Это возвращает уважение его жены.

Это же, в конце концов, приводит к крайне щемящему финала и выводит ключевой мотив всего фильма — в выборе между чувством и долгом всегда надо выбирать долг, не изменяя при этом чувству.

Автор: Станислав Битюцкий

Смотрите Париж в сумерках в субботу, 12 июня, в Довженко-центре.

Полную программу Моги Fest вы можете увидеть здесь.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X