Лабиринты прошлого. Рецензия на психологический триллер с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом Все знают

2 марта 2019, 14:36

В украинский прокат вышел фильм Все знают – новая работа одного из самых популярных иранских режиссеров современности Асгара Фархади. 

Конкуренцию на этом поле ему может составить разве что Джафар Панахи – тоже осыпанный наградами и почестями, но находящийся в несколько ином положении, постановщик.  

Видео дня

НВ
Фото: НВ

Фархади ворвался в мир международного фестивального кино лентой Развод Надера и Симин – умной драмой, где личное переплеталось с остросоциальным. Дальше последовал сначала один Оскар, потом второй. Теперь настал черед фильма со звездами первой величины.

Сюжет

Наше время. Испанская провинция. В родной городок возвращается женщина по имени Лаура. Причина – свадьба младшей сестры. Вместе с Лаурой прилетели ее дочь и сын. Душевные встречи с родственниками, друзьями, бывшим возлюбленным: сначала все идет отлично.

Однако во время свадьбы происходит страшное: пропадает дочь Лауры. Через несколько часов женщина получает смс от похитителей. Событие не только ставит всю семью на уши, но и поднимает с илистого дна коллективной памяти прошлое, которое кто-то пытался забыть, кто-то удержать в тайне, а кто-то только и ждал шанса напомнить о наболевшем.

Бардем, Дарин и Крус (Фото: Кадр из фильма)
Бардем, Дарин и Крус / Фото: Кадр из фильма

Сценарий и драматургия

Фархади – режиссер и сценарист, прочно стоящий на иранской земле. Это легко понять, посмотрев тот же Развод или его относительно раннюю картину О Элли, или более поздний и принесший своему автору второй Оскар фильм Коммивояжер.

Формально считающиеся драмами, эти ленты по факту являются квази-детективами. Личная тайна, досадное происшествие становятся в них поводом для разговора о семье, обществе, стране, несправедливости.

И здесь самое важное понимать, о чем ты говоришь. Снимая про Иран, Фархади все прекрасно понимает. Но когда режиссер приезжает в другие страны и пытается так же глубоко проникнуть в чужую для себя культуру, несмотря на все его усилия, чувствуется, что он здесь в рабочей командировке.

Примерно так было с французским опытом Фархади – скучноватой драмой Прошлое. Чуть хуже обстоят дела с его первым испанским опытом – психологическим триллером Все знают.         

Пенелопа Крус (Фото: Кадр из фильма)
Пенелопа Крус / Фото: Кадр из фильма

Здесь стандартная для режиссера конструкция перестает работать. Вначале он намекает на детектив, потом переключается на семейные разборки, потом что-то бормочет про классовое неравенство, пытается вырулить обратно к детективу, но слишком поздно: о подозреваемых догадываешься задолго до финала.

Не то, чтобы все это не радовало. Фархади талантливо сталкивает людей лбами. Первые двадцать минут фильма, когда еще не совсем ясно, что будет дальше, выглядят вполне интригующе. Есть еще минут пятнадцать во второй половине, но все, что между, переполнено опасными для логики допущениями, ложными тропинками и какой-то межжанровой скучной болтовней.  

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Фархади подводит к кое-каким выводам и они, конечно, могут подкупить своей неутешительностью. В первую очередь, достается семье (кризис доверия), во вторую – стране (классовое неравенство по-прежнему не приводит ни к чему хорошему). Проблема тем не менее никуда не девается: когда понимаешь, что режиссер стоит на зыбкой земле, перестаешь серьезно воспринимать его идеи.

Все знают (Фото: Кадр из фильма)
Все знают / Фото: Кадр из фильма

Актеры и картинка

Не помогают Фархади даже недюжинные актерские усилия Пенелопы Крус, Хавьера Бардема, зачем-то выписанного из Аргентины Рикардо Дарина и остальных. Все здесь играют глубокую испанскую семейную драму. Что-то похожее на Возвращение Педро Альмодовара только в приглушенных тонах.    

И у Фархади могла бы получиться глубокая семейная драма. Будь в фильме нечто большее, чем набор из обедневших землевладельцев, обогатившихся слуг, обеспокоенных мигрантов, встревоженных соседей и одной тайны на все село. Нечто, читающееся между строк, культурный код страны, ее история, частью которой режиссер никогда не был.

Все знают (Фото: Кадр из фильма)
Все знают / Фото: Кадр из фильма

Все знают – вердикт НВ

6/10

В конце Фархади не нашел ничего лучшего, чем создать еще одну тайну – взамен той, которая стала секретом Полишинеля – таким образом, закольцевав свой фильм в нескончаемую сансару семейных разборок и стыда.  

С одной стороны, нравоучительный пассаж. С другой – свидетельство растерянности. 

Все знают

Everybody Knows  

Драма, детектив

2018 год

Испания, Франция, Италия

Режиссер – Асгар Фархади

В главных ролях: Хавьер Бардем, Пенелопа Крус, Рикардо Дарин, Барбара Ленни, Инма Куэста, Эдуард Фернандес, Хавьер Камара и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook 

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X