Литература на века. Пять лучших книг последних 125 лет — выбор читателей New York Times
200 тысяч читателей американской газеты The New York Times из 68 стран выбрали пять лучших книг, написанных за последние 125 лет. Редакция издания провела голосования в честь юбилея книжного приложения к газете — Book Review.
Пятерка победителей сопровождается комментариями самих читателей. НВ публикует этот список.
1. Убить пересмешника (1960), Харпер Ли

Классика американской литературы, бестселлер писательницы Харпер Ли повествует о жизни небольшого города на юге США в годы после Великой депрессии, где адвокат Аттикус Финч берется за защиту в суде афроамериканца, обвиненного в изнасиловании молодой белой женщины.
Корина Дженсен, Стэнхоуп, штат Нью-Джерси, США: «Мне 52 года. Я росла в социальном доме, на содержании, растимая злыми, нервными алкоголиками, мало заботившимися о моем воспитании, и тем более — дальнейшей судьбе. Аттикус, Джем, Скаут, Кальпурния и Дилл научили меня всему, что я должна была знать о жизни, любви, дружбе и чести. Эти уроки отразились на всей моей жизни, и я правда полагаю, что мой путь выглядел бы совсем иначе без них».
2. Братство Кольца (1954), Джон Рональд Руэл Толкин

Первый роман легендарной фэнтезийной трилогии Властелин колец, рассказывающий о приключениях хоббита Фродо, отправляющегося в далекое путешествие, чтобы уничтожить древний мощный артефакт — Кольцо Всевластия.
Оуэн Кларк, Прово, штат Юта, США: «Глубина вселенной этой книги, вымышленного автором мира и истории разворачивающейся в нем дружбы, заложил основы для всего жанра фэнтези. И все же мало какие истории дотягивают до уровня, установленного Толкином».
3. 1984 (1949), Джордж Оруэлл

Вероятно, самый известный роман-антиутопия, 1984 повествует о мрачном мире, где каждый аспект человеческой жизни контролируется всевластной партией, и даже язык переформатирован так, чтобы соответствовать официальной идеологии, прямо противоречащей объективной действительности.
Кэтлинн Ребонкин, Мандалуйонг, Филиппины: «Эта книга отзывается во мне и по сей день, спустя 70 лет после того, как она была написана. Это предостережение о человеческой гордыне и жажде власти. И способность применить нашу любовь к свободе, чтобы противостоять этим проблемам — вечный и общечеловеческий вызов».
4. Сто лет одиночества (1967), Габриэль Гарсиа Маркес

Книга Маркеса — легендарный представитель направления магического реализма в литературе. Книга состоит из 20 безымянных глав, в которых описывается закольцованная во времени история небольшого поселения.
Ризована Хуссаини, Гувахати, Индия: «Появление этого литературного произведения было подобно землетрясению, подорвавшему ожидания, которые обычно возлагают на романы в жанре реализма, и повлиявшему на писателей и их произведения со всего мира — от Японии до Индии и дальше. Ни одна работа, появившаяся за минувшие 125 лет, не произвела такого эффекта волны или изменения литературного ландшафта, как эта».

5. Возлюбленная (1987), Тони Моррисон

Первый роман американской писательницы Тони Моррисон, ставший бестселлером, рассказывает историю беглой чернокожей рабыни, которая убивает свою дочь, спасая ее от рабства. Спустя годы в доме, где поселяется главная героиня с другим своим ребенком, заводится привидение.
Бронте Мэнсфилд, Чикаго, штат Иллинойс, США: «Это не похоже ни на ночной шорох, ни на легкое видение. Это громко и болезненно. Сцены и эмоции из Возлюбленной впечатались в мое сознание навсегда. Эта призрачная история рассказала мне о наследии рабства больше, чем исторические книги».