Украина должна сама о себе думать. Звездный украинский музыкант - об эмиграции, россиянах и качественной музыке

11 февраля 2017, 11:49
Кирилл Карабиц – известный украинский дирижер, признанный во всем мире

Талантливый капельмейстер руководит оркестрами в немецком Веймаре и британском Борнмуте, работает художественным руководителем международного молодежного проекта I, CULTURE Orchestra.

Видео дня

На этой неделе сын знаменитого украинского композитора Ивана Карабица прилетел в Киев, чтобы принять участие в концерте, посвященному 250-летию со дня смерти Георга Филиппа Телемана – немецкого композитора, певца и поэта, музыкального критика и одного из самых ярких деятелей эпохи Просвещения. Концерт Кирилла Карабица и ансамбля Киевские солисты прошел 7 января в Национальной филармонии.

На встречу с НВ STYLE Кирилл пришел в компании своего шестилетнего сына Вани, несколько раз извинился за несущественное опоздание и начал отвечать на наши вопросы. Маэстро рассказал нам о своем детстве, о трудностях и радостях профессии дирижера, а также поделился секретами успеха.

– Вы дирижер, признанный во всем мире. Цена вашего успеха?

– Цена моего успеха в полном посвящении себя работе, все мои силы направлены только на это.

– Как успеваете совмещать и личную жизнь, и успешную карьеру? Приходится ли вам чем-то жертвовать?

– Все это очень непросто. Часть моей семьи живет в Киеве, часть – во Франции, работа – в разных странах. Совмещать все это трудно. Все эти путешествия, разъезды – звучит гламурно, но на самом деле это тяжело. Стараюсь брать семью на концерты.

Самое главное – понимать, чего ты хочешь

– Дирижер – он как режиссер в драматическом театре: выстраивает форму постановки, задает темп, ритм, настроение. Вы должны координировать несколько различных оркестровых групп, десятки музыкантов. Как вы концентрируетесь в режиме такой многозадачности?

– Я устанавливаю для себя приоритеты: что важно, что хотелось бы сделать, для чего я все это делаю. И уже в соответствии с этими приоритетами пытаюсь все подстраивать. Самое главное – понимать, чего ты хочешь.

В моей работе есть разные уровни и задачи. Задача первая - прийти к результату, подготовить концерт. Задача вторая – получить наслаждение от процесса, не просто сыграть концерт и все, но и извлечь из этого эмоциональный опыт, почувствовать общение со слушателем.

© kirillkarabits.com

© kirillkarabits.com Фото:

– На концерте симфонического оркестра от вас, по сути, зависит все: качество звучания музыки и слаженность работы музыкантов. Легко ли мотивировать, вдохновлять и убеждать музыкантов?

– На концертах не все зависит от меня. Я – просто один элемент в этом звене между исполнителями и публикой, моя роль – координировать этот процесс, направлять его в правильное русло, придавать этому процессу смысл.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Музыка – она как жизнь, не всегда понятно, что делать. На репетициях я стараюсь объяснять, что музыканты должны не просто играть ноты, но и понимать, для чего они это делают, какой в этом смысл.

– Волнуетесь ли вы перед концертами?

– Волнуюсь, конечно. Но я уже столько раз проходил через все это, что с опытом это волнение приобрело какую-то другую форму. Если раньше у меня могли дрожать руки, то сейчас они уже, конечно, не дрожат. Бывает, в моменты волнения меня нервируют какие-то мелочи, на которые бы в другой ситуации я даже не обратил бы внимания. Перед концертом я концентрируюсь на одном, и у меня нет возможности думать о других вещах. Подготовка к концерту – это такое деликатное, чувствительное время, когда любая мелочь может очень раздражать.

© kirillkarabits.com

© kirillkarabits.com Фото:

– Руководить оркестром – нелегко. Что помогает вам восстановить силы после концертов?

Время. Просто проходит какое-то время, и силы сами восстанавливаются. Ничего особенного я не делаю.

– Некоторые оркестры идут на эксперименты, вместо концертных залов выступая на улицах городов или станциях метро, вместо классической музыки исполняя современную. Как вы относитесь к таким перфомансам и не хотели бы возглавить подобный концерт?

– Идя на эксперименты, надо понимать, для чего это делается, какая цель преследуется. Если цель социальная – привлечь людей, которые сами на такой концерт не придут, – это хорошо. Если цель – самому пропиариться, показать себя – это тоже возможно.

Сам я делал разные эксперименты. Вот, например, в эту субботу я буду дирижировать концерт в городе Украинка, под Киевом. Очень красивый город на Днепре. Там есть хороший концертный зал, и мне удалось организовать там серию концертов. Это был мой эксперимент – проверить, как люди будут воспринимать классическую музыку.

Оказалось, что люди очень рады подобным инициативам, концерты проходят настолько успешно, что они уже требуют большего. Они хотят отреставрировать залы, устраивать классические концерты постоянно, людей приличных приглашать. При том, что там никогда такого не было, этот зал – такой себе Дом культуры, где проходили утренники и елки.

Вот такие эксперименты мне нравятся.

© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook
© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook Фото:

– По работе вы посещаете разные европейские страны и города. Изменилось ли восприятие культурного пространства Украины после ситуации, сложившейся в стране в последние годы?

– Не изменилось: как ничего не знали, так и не знают. Видите, сколько проблем сейчас во всем мире. Кто там будет думать об Украине? Украина сама должна о себе думать.

– Военные действия, которые ведутся со стороны нашего восточного соседа, как-то повлияли на сотрудничество и общение с российскими коллегами?

– Уже много лет я сотрудничаю с Российским национальным оркестром. Конечно, возникал вопрос, что теперь делать, как быть дальше. Для меня этот вопрос непростой, на него нет однозначного ответа. Я думаю, что каждый человек должен как-то интуитивно сам находить для себя решение.

С одной стороны, прекратить с ними общение – это глупо, потому что мы общаемся на творческих началах, в наших дискуссиях нет никакой политики, в этом оркестре играет очень много украинцев, и у нас есть взаимная творческая симпатия.

К тому же, они – абсолютно оппозиционный оркестр, отчего сами и страдают. Они не стоят в одном ряду с теми коллективами, которые приближены к президенту. Поэтому, хоть для меня все это и непросто, я все-таки пытаюсь поддерживать этот контакт. Политика политикой, а люди и их жизни – это совсем другое.

Музыка – это не политика, это общение между людьми. Как бы трудно ни было, не стоит прекращать общаться. Тем более, когда с той стороны идет какой-то отклик, какие-то инициативы из-за ощущения своей вины. Как можно просто по-человечески не отвечать на это?

Музыка – это не политика, это общение между людьми

– После успешного опыта в Великобритании, Франции, Норвегии, Италии, Швейцарии и других странах вы все еще рассматриваете возможность вернуться и жить в Украине?

– Что значит вернуться? Я из Украины никогда и не уезжал. У меня здесь вещи мои, машина. Моя семья живет во Франции, но здесь тоже есть часть моей жизни. Да, я уехал и приехал. Я не считаю себя эмигрантом.

– Вы выросли в семье композитора и профессора консерватории, воспитывались в аристократическом окружении. Каким было ваше детство? Гуляли ли с ребятами во дворе?

– Конечно, гулял. У нас не было никакого разделения на классы, я был абсолютно нормальным ребенком, плохо учился, даже музыкой сначала не хотел заниматься. А потом где-то с 13-14 лет по собственному желанию я решил стать музыкантом. Родители на меня не давили, я был сам ответственным за свой выбор.

© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook
© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook Фото:

– Слушаете ли вы музыку для себя, надев наушники в перерывах между концертами? Что это за музыка?

– Когда я готовлюсь к концертам, естественно, я слушаю музыку. Еще я люблю слушать радио в машине. Классику в машине я вообще не люблю. Когда я езжу в автомобиле, люблю включать релакс-музыку.

– Из современной украинской музыки вам что-нибудь нравится?

– У меня нет каких-то конкретных предпочтений, но за украинской музыкой я слежу. Однозначно, у нас есть очень талантливые исполнители. Это и Джамала, и Onuka сейчас очень хорошо развивается, с Вакарчуком я просто дружу давно.

– Существует ли негласная конкуренция в мире оркестровой музыки? Кого из мировых дирижеров вы считаете своим конкурентом или же искусство выше соперничества?

– Конечно, все мы конкуренты, мир жесток. Ты следишь за своими коллегами, смотришь, что кому удалось. Главное, чтобы это чувство не брало верх над всем остальным. Здоровая конкуренция поддерживает личный тонус и не дает расслабиться.

Да, когда твои сверстники добиваются чего-то значительного, для тебя это непросто. Но вообще со временем я начал замечать, что в жизни есть волны, некая цикличность. Чем больше в жизни на тебя упало, тем больше надо будет за это заплатить. Все в мире сбалансировано. Не бывает такого, что ты получил все и сразу. Даже если получил, то потом должен будешь заплатить за это достаточно высокую цену. А можно достигать своего постепенно, двигаться медленно. Иногда такой путь бывает более уверенным, чем быстрыми рывками.

© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook
© Kirill Karabits - Кирило Карабиць/Facebook Фото:

– Совсем недавно вы отпраздновали свое 40-летие. Какой ценный урок вы извлекли за 40 лет жизни?

– В 40 лет я чувствую, что раньше я смотрел только вперед, а теперь все чаще оглядываюсь назад. Взор начинает немножко разворачиваться. Сейчас я понимаю, что то, что происходит сегодня, может что-то повлечь за собой в дальнейшем. Нельзя пренебрегать настоящим моментом.

– Какая ваша самая большая победа в жизни?

– Трудно выделить что-нибудь одно. Каждый мой день полон маленьких побед, которые складываются в одну большую пирамиду.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в любой сфере деятельности?

– Конечно, нужно обладать целым комплексом качеств. Но самое главное – верить в себя, в то, что ты способен руководить собой и своей жизнью.

© kirillkarabits.com
© kirillkarabits.com Фото:

-------------------------------------------------------------------------

Самое ценное качество в человеке: Благодарность.

В жизни нет ничего важнее… Любви.

Счастье – это ... Настоящий момент. Это само ощущение счастья, когда ты осознанно понимаешь, что действительно счастлив.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook и Вконтакте

Показать ещё новости
Радіо НВ
X