Каннский кинофестиваль-2017: жизнь до “Стоп! Снято!” Взгляд изнутри

29 мая 2017, 14:10
Посмотрев в Каннах все фильмы, Генеральный продюсер Международного Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич выбрала для НВ STYLE пять картин, обязательных к просмотру



circle_01
circle_01 Фото:

У каждого фильма есть свое настроение. Ярче всего оно проявляется сразу же после финальных титров: когда загорается свет и публика встречает окончание истории бурными аплодисментами, либо разочарованными вздохами, а, быть может, и вовсе молча покидает зал. На каннском кинофестивале публика профессиональная, а потому ее реакция всегда очень яркая и никто не стесняется освистать фильм, либо же стоя апплодировать по 15 минут и сделать дебютанта звездой мира кино. Реакция зрителя заставляет анализировать - в какое состояние режиссер хотел погрузить публику, подталкивает задуматься - царила ли на съемочной площадке атмосфера, идентичная той, которую представили нам создатели на экране? Во время Каннского кинофестиваля меня посетил еще один вопрос “Что привело авторов известных фильмов к тому месту на кинематографическом пути, в котором они находятся сейчас?” Чтобы ответить на вопрос, я остановилась на 5 фильмах из разных программ 70-го Каннского кинофестиваля.

Видео дня

“Лица, деревни” Аньес Варда, ДжейАр (внеконкурсная программа)

visagesvillages_photo
visagesvillages_photo Фото:

Документальная картина “Лица, деревни” - это результат работы режиссера Аньес Варда и фотографа ДжейАра. Несмотря на то, что их сотрудничество длится всего 2 года, творческий тандем весьма плодотворен: участие во внеконкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля тому подтверждение. Документальный фильм «Лица, деревни» это импровизированное путешествие Аньес Варда и ДжейАра по французской глубинке, которое рассказывает о простой красоте окружающего мира, радует и удивляет случайными и неожиданными встречами.

Впервые Варда участвовала в конкурсной программе Каннского кинофестиваля в 1958-ом с короткометражкой “O saisons o chateaux”. Позже были победы в Берлине и Венеции, участие во множестве других престижных фестивалях. Аньес Варда является единственной представительницей “французской новой волны” 50-60-х гг. среди женщин-режиссеров. Варда имеет греческие корни - так же, как и участник конкурсной программы 70-го Каннского кинофестиваля Йоргос Лантимос.

“Убийство священного оленя” Йоргос Лантимос (основной конкурс)

1492629664_7
1492629664_7 Фото:

Представитель “новой греческой волны”, чей фильм в этом году участвует в основном конкурсе Канн, ранее успел заинтересовать и шокировать мир картинами “Клык” (2009) и “Лобстер” (2015). Сам режиссер признается, что во всем в жизни видит элементы абсурда. Даже новость о том, что “Клык” получил номинацию на “Оскар” как лучший фильм на иностранном языке, породила вполне абсурдную ситуацию - режиссер узнал о событии из смс-сообщения, выключил мобильный и дождался конца репетиции, чтобы оповестить коллег. В арсенале Лантимоса всего 6 фильмов, а уже вторую картину подряд режиссеру удается привлекать к съемкам титулованных звезд, некоторых - не раз: Колин Фаррел сыграл главную роль и в “Лобстере”, и в “Убийстве священного оленя”. Последний фильм Лантимоса, кстати, стал одним из самых обсуждаемых на кинофестивале во многом благодаря участию в нем Николь Кидман - актрисы, которая снялась в рекордных 4 проектах, представленных на киносмотре в нынешнем году.

Сергей Лозница “Кроткая” (основной конкурс)

58f7974606a5e691198497

58f7974606a5e691198497 Фото:

Один из самых противоречивых фильмов 70-го Каннского кинофестиваля собрал наиболее полярные мнения критиков. Некоторые назвали его лентой, фиксирующей “кафкианскую реальность”, некоторые окрестили “Кроткую” самым неудачным фильмом фестиваля. Одним слово, картина, снятая в копродукции с Украиной, равнодушным не оставила никого. До “Кроткой” Лозница привозил в Канны фильмы четырежды: в основном конкурсе участвовали “Счастье мое” (2010) и “В тумане” (2012), первый приз программы “Cinéfondation” получила картина “Портрет” (2001), а вне конкурса в 2014 году был показан “Майдан”.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В своих фильмах режиссер всегда поднимает наиболее болезненные темы: исторической памяти в “Аустерлице”, женской судьбы - в “Кроткой”, отчужденности и насилия - в “Счастье мое”, перевороте общественной сознательности - в “Майдане”. Лозница не боится переосмысливать классиков (“Кроткая» снята по мотивам одноименной повести Достоевского), тем самым демонстрируя - раны, если не пытаться остановить кровь, не затягиваются под воздействием времени.

Любопытен образовательный бэкграунд Лозницы: до того, как прийти в режиссуру, Сергей получил диплом инженера-математика, работал специалистом по искусственному интеллекту и переводил с японского языка.

Михаэль Ханеке “Хэппи-энд” (основной конкурс)

uxfd5jor3fpzxywfynit_g

uxfd5jor3fpzxywfynit_g Фото:

В случае победы на 70-ом киносмотре, Михаэль Ханеке может стать первым режиссером за историю фестиваля, трижды победившем в основном конкурсе Канн.

А ведь австрийский киноэксперт заявил о себе в большом кино довольно поздно - полнометражный дебют Ханеке, картина “Седьмой континет”, вышла на экраны, когда режиссеру исполнилось 47. Свой первый и пока единственный “Оскар” (номинация “Лучший фильм на иностранном языке”) за ленту “Любовь” австриец получил в возрасте 70 лет.

Ханеке - режиссер, которому удалось вернуть в кино Жана-Луи Трентиньяна. За последние 14 лет французский актер появлялся на большом экране лишь дважды, и оба раза у Ханеке (“Любовь” в 2012, “Хэппи-энд” в 2017). Трентиньян - не единственный актер, которого любит снимать в своих работах режиссер. В “Хэппи-энде” одну из ролей исполнила Изабель Юппер, сыгравшая главную роль в “Пианистке” (2001) австрийца. Юппер своего рода рекордсменка Канн - за всю актерскую карьеру она снялась в самом большом количестве картин, представленных в официальной программе фестиваля - 16.

Наоми Кавасэ “Сияние”

6b3d0c8b4df2fc25440183a85f1f2f88
6b3d0c8b4df2fc25440183a85f1f2f88 Фото:

“Сияние” - это седьмая картина японского режиссера, участвующая в фестивале. Наоми Кавасэ, так же, как и Лантимос, привыкла шокировать зрителей. Но если греческому режиссеру это удается посредством метафоры и греческой трагедии, то в творчестве Кавасэ преобладают достоверность и натурализм, интимность переживаний и сентиментальность. Так, в ее картинах появлялись кадры смерти собственной бабушки, а также роды Кавасэ.

Одна из центральных тем в работах японки - отсутствие. Кавасэ росла без родителей, и, по словам режиссера, с исчезновением одного из поколений она потеряла какую-то часть себя.

Своего рода отправной точкой в творчестве Наоми Кавасэ стал фильм “Судзаку” (1997), принесший режиссеру премию Каннского кинофестиваля за лучший полнометражный дебют, премию ФИПРЕССИ Роттердамского кинофестиваля и номинацию на “Золотого тигра” МКФ в Роттердаме.

Читайте также: Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля получила работа Рубена Естлунда

Показать ещё новости
Радіо НВ
X