Куда приводят мечты. Как мировые музеи переживают технологическую революцию

25 января 2020, 09:05

Лучшие музеи мира переживают революцию — теперь здесь популярны роботы-экскурсоводы, дополненная реальность в экспозициях, возрожденные нейросетями гении прошлого и 4D-видео с запахами и прочими эффектами. Не успев появиться, технологические новинки становятся достоянием музейного дела.

Его зовут Каспаров, так же, как великого шахматиста. Он работает экскурсоводом в Национальном музее Австралии с 2013 года, но зарплату не получает. Ведь Каспаров — робот.

Видео дня

Робот Каспаров из Национального музея Австралии (Фото: @Instagram)
Робот Каспаров из Национального музея Австралии / Фото: @Instagram

Он и еще один робот по имени Честер бродят по Национальному музею с панорамными камерами на головах и помогают дистанционно осматривать виртуальным посетителям корабль первых поселенцев, велосипед Кэдела Ли Эванса, первого австралийца, выигравшего велогонку Тур де Франс, и навигационные приборы путешественника Джеймса Кука.

Впрочем, у Честера и Каспарова есть напарник-человек, он дополняет рассказ роботов и отвечает на вопросы посетителей.

Особой популярностью роботы-экскурсоводы пользуются у детских групп, которые при их помощи могут посетить выставку по школьной программе, не выходя из класса. Также, уверены сотрудники музея, роботы полезны людям с ограниченными возможностями, как и жителям фактически любого уголка земного шара, которые решили побывать в музее виртуально.

С помощью 3D-печати, роботов, элементов искусственного интеллекта и различных высокотехнологичных гаджетов классические музейщики популяризируют искусство, историю и науку в эпоху диджитал. А некоторые, наоборот, используют технологии как предмет искусства и отстраивают во имя науки целые инновационные города. Тут посетители с роботами играют в футбол, в шлеме виртуальной реальности летают в космос, а на симуляторе делают операции.

Национальный музей Австралии (Фото: @Richard Poulton)
Национальный музей Австралии / Фото: @Richard Poulton

Еще одна популярная в мировом музейном деле новация — возрождение великих художников, писателей и исследователей при помощи нейросетей.

Как бы там ни было, сегодня трудно найти инновационные решения, мимо которых прошли те лидеры музейного дела, которые ввязались в мировую гонку за посетителя и располагают к тому же солидными финансами.

«Мы конкурируем со стриминговым сервисом Netflix и компьютерной игрой Candy Crush, а не с другими музеями», — утверждает Шри Шринивасан, экс-глава департамента цифровых технологий нью-йоркского Метрополитен-музея (The Met), одного из самых посещаемых художественных музеев мира. Именно поэтому, по его словам, The Met, как и некоторые другие музеи, вкладывает средства в технологии. Основная задача — сделать пространство более интерактивным и удобным для посетителя, взгляд которого прикован к смартфону.

Мы конкурируем со стриминговым сервисом Netflix и компьютерной игрой Candy Crush, а не с другими музеями

Если музейное дело будет развиваться в этом направлении и дальше, полагают эксперты, залы музеев уже в ближайшее десятилетие преобразятся в технологичные парки.

«Культура познания меняется, — уверен Бйорн Гельд­хоф, арт-директор киевского PinchukArtCentre. — То, как люди используют технологии, тоже меняется кардинально. Музеи должны быть готовы отреагировать и взаимодействовать с этим».

Увековечить в цифре

The Met входит в тройку самых популярных музеев мира, ежегодно его порог переступают более 7,4 млн посетителей. Причину его популярности профессионалы видят не только в уникальной экспозиции, объединяющей под одной крышей фламандскую живопись XVII века и три десятка картин одного из гениев ХХ века Пабло Пикассо, но и в громком имени самого музея и его готовности к инновациям. Так, уже в 2015 году штат отдела цифровых медиа The Met состоял из 70 человек, а еще 70 специалистов занимались техническим оборудованием.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Тогда же руководство музея приняло решение о стратегии его развития, которая предполагает не альтернативу таким технологическим гигантам, как Facebook и YouTube, а приобщение к их миру.

«Миссия The Met — найти способ уместиться рядом с ними [технологическими гигантами]», — говорил тогда Шринивасан.

За последние три года музей выложил в интернет почти полмиллиона экспонатов: теперь их можно изучить в открытом доступе на сайте и скачать на смартфон. Кроме того, посетители The Met могут приобщиться к творчеству: фотографировать любой понравившийся экспонат и создавать из него свою собственную цифровую модель. На сайте музея подробно расписано, какое программное обеспечение для этого использовать и какие онлайн-учебники помогут.

The Met (Фото: @Unsplash/Matthieu Joannon)
The Met / Фото: @Unsplash/Matthieu Joannon

Для тех, кто не хочет обременять себя этим занятием, на сайте представлено 70 уже готовых 3D-моделей. Их можно использовать по своему усмотрению: распечатать, исследовать и даже поменять дизайн.

Национальная портретная галерея Смитсоновского института, одного из крупнейших научно-исследовательских центров США, пошла дальше и распечатала трехмерные копии маски Авраама Линкольна, скелета мамонта и первого в истории человечества самолета, созданного братьями Райт, с тем, чтобы посетители могли потрогать то, что обычно находится за стеклом.

Похожие технологии для «оживления» египетских мумий использовала команда шведского Музея Средиземноморья в Стокгольме. Благодаря 3D-копиям теперь каждый посетитель может изучать содержимое саркофага и анатомию мумии на специальном цифровом столе.

А вот Национальный музей передовой науки и технологий в Токио может похвастаться целой цифровой планетой — огромная жидкокристаллическая Земля в режиме реального времени показывает изменение погоды и движение водных масс. Но главный персонаж музея — робот Asimo, который трижды в день выходит потанцевать, поболтать и поиграть в мяч с посетителями.

Жидкокристаллическая Земля в Национальном музее передовой науки и технологий в Токио (Фото: @Unsplash/Matthieu Joannon)
Жидкокристаллическая Земля в Национальном музее передовой науки и технологий в Токио / Фото: @Unsplash/Matthieu Joannon

Еще один знаменитый музей будущего — Город науки и искусства в Валенсии. Хоть упор тут и сделан на футуристическую архитектуру, по экспозиции он ничуть не уступает японскому. Тут на специальном симуляторе можно остановить рукой торнадо, разобрать человека на органы и ощутить невесомость.

Интерактивное познание научных аксиом вообще является трендом в современных технологических музеях. Например, Национальный музей воздухоплавания и астронавтики США готов отправить вас в космос в VR-капсуле за считанные секунды.

Для подобного «путешествия» у итальянского музея естественных наук MUSE в Тренто есть целый мультимедийный тоннель. В нем благодаря объемному звуку и видеопроекциям у посетителей возникает иллюзия полета над Альпами.

А одним из самых удачных примеров интеграции цифровых технологий в мир прекрасного специалисты называют систему The ARTLENS Gallery в Художественном музее Кливленда. Помимо стандартного приложения на смартфон и Bluetooth-гида по залам, она включает в себя 12‑метровую сенсорную стену. На ней 20 человек одновременно могут рассматривать до мельчайших подробностей любой из 4 тыс. объектов коллекции.

Также зал оснащен интерактивными экранами, которые считывают движения. Благодаря этому можно попытаться в точности повторить позу героя одной из картин и получить фото.

В Художественном музее Кливленда каждый посетитель может повторить позу героя экспоната (Фото: @ClevelandArt)
В Художественном музее Кливленда каждый посетитель может повторить позу героя экспоната / Фото: @ClevelandArt

«Мы считаем, что игра — это интересный способ привлечь людей к разговору об искусстве и получении знаний об искусстве», — говорит Лори Винке, одна из создателей The ARTLENS Gallery.

С коллегой солидарны кураторы многих музеев, поэтому отдельное внимание в своем деле уделяют мобильным играм и квестам по экспозиции. Их, как правило, можно скачать на смартфон на GooglePlay или AppleStore.

Так, гости The Met могут погрузиться в детектив Убийство в The Меt, также посетители в лондонской галерее Tate играют в Наперегонки со временем или в Британском музее в Лондоне становятся героями Ночи музеев.

А в американском Музее Дали (Сент-Питерсберг) удалось оживить знаменитого художника — теперь он приветствует посетителей в полный рост с экрана и рассказывает о себе. Нейросети изучили его на старых видеозаписях и наложили мимику на лицо актера.

Цена прогресса

Технологический прогресс в стенах галерей отражается в цифрах. Например, с момента внедрения роботов посещаемость Национального музея Австралии взлетела с 2,1 млн посетителей в год до 3,9 млн в прошлом году.

На посещаемости The Met диджитализация тоже сказалась позитивно — теперь сюда в год приходят на 2 млн больше посетителей, чем в 2015‑м, когда инновации только начинали внедрять.

"Ночь в музее" в музее Muse, Тренто, Италия / Фото: @пресс-служба Muse Museum

Хотя идти в ногу с прогрессом — удовольствие не из дешевых. Например, музею MUSE мультимедийный тоннель обошелся в 4,6 млн евро. А больше всего потратился Художественный музей Кливленда — полная реновация его зданий и выставки стоила $350 млн. Это увеличило посещаемость на 30 %, которая теперь стремится к 1 млн в год.

Говорят о постепенной окупаемости инвестиций и в Городе науки и искусства Валенсии: при вложениях в 900 млн евро тут ежегодно выручают по 113 млн евро.

«Инвестиции высоки, но мы работаем с широкой аудиторией, — рассуждает об обновлениях Гельдхоф. — А значит, помимо денег, мы должны придумать, как она будет взаимодействовать с технологическим прогрессом».

Робот Asimo из Национального музея передовой науки и технологий в Токио (Фото: @Instagram/Miraikan)
Робот Asimo из Национального музея передовой науки и технологий в Токио / Фото: @Instagram/Miraikan

Хотя музеи уже вовсю экспериментируют в этом направлении, как они изменятся под влиянием технологий в ближайшем будущем, прогнозировать никто не берется. «Вопрос в том, как технологии повлияют на наш опыт восприятия жизни, — поясняет Гельдхоф. — И от этого зависит, как будет меняться все остальное».

К примеру, радикально изменить музейный мир сможет прорыв в работе над искусственным интеллектом, которая на сегодняшний день еще не завершена. То же можно сказать и о квантовом компьютере.

Пока же ученые сфокусированы на совершенствовании музейных роботов. Например, такой железный гид, созданный в японском Университете Сайтама, умеет распознавать эмоции своих слушателей и при необходимости меняет поведение. Конкуренцию ему могут составить гиды в виде голограмм.

И бояться такого галопирующего технического прогресса не стоит, уверен Гельдхоф: «Как бы там ни было, у нас всегда остаются обычные музей. Ведь исследуя работы Моне [французского живописца Клода Моне] онлайн, вы никогда не сможете испытать тех же эмоций, что и глядя на них живьем».

10 самых посещаемых музеев мира (Фото: @НВ)
10 самых посещаемых музеев мира / Фото: @НВ

Этот материал был впервые опубликован в № 2 журнала НВ от 23 января 2020 года

Показать ещё новости
Радіо NV
X