Воссоединение двух титанов. Почему Украине прямо сейчас нужен Современный музей искусства и как его создать — искусствовед

26 июня 2021, 09:07

Глава ОО Музей современного искусства Ольга Балашова, которая участвует в конкурсе на должность директора Мистецкого Арсенала, в колонке для НВ рассказала о своей идее по превращению двух неэффективных институций в одну такую, которая имеет шанс в корне изменить отношение украинцев к собственной истории и культуре.

Ольга Балашова

искусствовед

Учась в художественной академии, имела мечту увидеть когда-то живую очередь в художественный музей. И когда стала заместителем директора Национального художественного музея Украины (NAMU), мы с командой сделали это — создали очереди, которые стояли в течение двух недель в музей, когда там были три выставки. Первая была посвящена украинскому барокко и стоила 10 лет работы команды первоклассных ученых и реставраторов. Вторая — персональная выставка Флориана Юрьева, нашего выдающегося соотечественника, архитектора и художника, который достойно представляет ХХ век в украинском искусстве. И люди из очереди стояли на третью выставку — экспозицию одежды и аксессуаров из архивов модного дома Chloe. Еще раз: люди пришли в Национальный художественный музей, но не для того, чтобы увидеть украинское искусство.

Видео дня

Это история об украинском культурном контексте по моему опыту, но благодаря Украинскому культурному фонду есть и строгая статистика. В том числе два исследования 2020 года, которые говорят о том, что почти 80% людей в Украине не считают музеи интересными. В 2019, допандемичном, году 67% украинцев ни разу не были в музее. Исследование посвященное досугу молодежи еще печальнее: только 5% молодежи в свободное от работы время посещают музеи, тогда как церковь — 13%. Это звучит как приговор для культурного сообщества, для секулярного государства. То есть украинская культура не стоит внимания украинцев. Почему так происходит?

Последние 30 лет мы не формируем нашу память, что обычно делается через системные государственные закупки произведений искусства в фонды музеев. Более того, мы 200 лет живем со сфальсифицированной культурной памятью. Как Вышгородская Богородица превратилась во Владимирскую? Так же, как Устюгское Благовещение сменило прописку и стало «происходить» из Новгорода. Эти образцовые памятники древнерусского искусства сегодня находятся в Третьяковской галерее, на территории агрессора. Как думаете, с какой страницы Википедии — русской или украинской — переводят статьи о них на иностранные языки, по которым весь мир узнает об этих бесценные памятках? Не ошибусь, если скажу, что так мы второй раз теряем эти объекты нашего культурного достояния.

Разговоры о том, как остановить эти потери, заканчиваются обсуждением вечных и актуальных проблем культурной сферы страны — от недостатка средств до катастрофического состояния памятников. Так, NAMU имеет самую большую в мире коллекцию украинского искусства, и из-за нехватки пространства может показать не более 1% в постоянной экспозиции. Некоторые произведения десятилетиями ждут реставрации, потому что их просто невозможно развернуть в полный «рост» — в реставрационной мастерской просто нет столько места. А вот Мистецький Арсенал и рад бы развернуть что-то масштабное на своих 60 тысячах м2, но — вожделенный учредителями «Украинский Лувр» не имеет столь богатой коллекции. При этом историческое здание Национального музея «со львами» требует большой реставрации и реконструкции, а Мистецький Арсенал также нужно достраивать. Но ради чего?

В своем проекте, с которым иду на конкурс на должность директора Мистецкого Арсенала, я предлагаю решение — объединить NAMU и Мистецкий Арсенал под брендом Национальный художественный музей Украины. Самая большая коллекция + самый большой по площади выставочный комплекс. И феноменально профессиональные и преданные команды с обеих сторон: ученые, реставраторы и культурные менеджеры, вместе могут делать проекты действительно мирового уровня. Также предлагаю пригласить на эту площадку искусствоведческий факультет Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры, где я училась и потом восемь лет работала, — чтобы привлечь молодых искусствоведов к непосредственной работе с произведениями и процессу осмысления истории.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Даже географически идея соединения двух титанов складывается в мощный нарратив от шедевра Городецкого, вверх по Грушевского, по правительственному кварталу, через Институтскую и площадь Славы с ее достопримечательностями советского модернизма, к Музею Голодомора, церкви Спаса на Берестове, мемориалу Второй Мировой войны и наконец Киево-Печерской Лавре. Пространство между двумя точками на карте буквально рассказывает бурную историю нашей страны, и мы можем превратить эту мозаичную память в сложную и неоднозначную, но целостную картину нашего общего прошлого и настоящего.

Реформированный NAMU превратится в современный музей искусства. Музей, работает с современностью и современным искусством так же как с памятью, современно осмысливает ее. Как наладить контакт с широкой аудиторией? Дать им возможность найти и понять себя через искусство. Постоянная экспозиция новосозданного музея должна стать ментальным пространством, пространством воображения, содержащим ключевые для украинской истории произведения. Где есть полсотни вещей, которые должен знать каждый украинец. Так в стенах Современного музея искусства развернется наша большая История, вокруг которой будут разворачиваться маленькие сториз о художественных явлениях и исторических событиях, представленные десятками сменных выставок из государственных и частных коллекций.

Потому что «любить» — значит знать. Украинцы все еще очень мало знают свою культуру и искусство. Надо обратиться к богатым музейным коллекциям, извлечь оттуда главное, исследовать его современными методами и составить в своеобразный firewall украинской культуры, под защитой которого у нас есть шанс наконец определиться с тем, кто мы есть. Все мы. Вместе.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X