Смена поколений, возвращение Сенцова и рекорд Джокера: итоги кинофестивального 2019 года

26 декабря 2019, 18:20

Освобождение Олега Сенцова, феномен Джокера, новые технологии в кино — Юлия Синькевич подвела итоги мировой киноиндустрии в 2019 году.

Фестивальный мир продолжает меняться и прогрессировать. Киносообщество поднимает новые темы, обращается к технологиям и ищет альтернативные пути к зрителю. Чем запомнился кинофестивальный 2019 год, рассказала НВ STYLE генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич.

Видео дня

Юлия Синькевич подвела итоги кинофестивального 2019 года (Фото: @пресс-служба ОМКФ)
Юлия Синькевич подвела итоги кинофестивального 2019 года / Фото: @пресс-служба ОМКФ

Новые директора фестиваля

Еще в прошлом году было известно о кадровых перестановках на нескольких кинофестивалях. Это означает не столько смену людей, сколько смену поколений. Новые назначения способствуют пересмотру всей концепции, внедрению других идей и так далее. Так, на смену Дитеру Кослику, возглавлявшему Берлинале 18 лет, пришли сразу два человека. Художественным руководителем стал итальянец Карло Шатриан, возглавлявший фестиваль в Локарно, а исполнительным директором — нидерландка Мариэтт Риссенбик, которая руководила компанией German Films.

О системном кризисе фестиваля заговорили еще в 2017 году. Тогда 79 ведущих немецких режиссеров требовали сменить концепцию и руководство фестиваля, которое обвиняли в том, что Берлинале утратило свою художественную значимость, смещаясь в сторону социально-политического аспекта.

На смену Дитеру Кослику, возглавлявшему Берлинале 18 лет, пришли сразу два человека (Фото: @Instagram/Berlinale)
На смену Дитеру Кослику, возглавлявшему Берлинале 18 лет, пришли сразу два человека / Фото: @Instagram/Berlinale

Режиссеры были услышаны и с новыми назначениями сразу появились первые изменения, которые наверняка проявятся на 70-м Берлинале. Например, уже известно о создании новой конкурсной секции. К традиционным программам добавили Encounters, которая призвана поощрять смелые работы независимых режиссеров. Выбирать победителя будут из 15 игровых и документальных фильмов в категориях Лучший фильм, Лучший режиссер и Специальный приз.

Поскольку Карло Шатриан возглавил Берлинале, то и в Локарно произошли изменения. Директором стала Лили Хинстин. И 72-й кинофестиваль прошел уже под ее руководством. Судя по всему, Хинстин будет делать упор на гендерный баланс, ведь она уже заявила, что именно хочет изменить, находясь на своей должности: «предоставить доступ женщинам к символическим и экономическим ценностям киноиндустрии».

Лили Хистин возглавила кинофестиваль Локарно вместо Карло Шатриана (Фото: @Instagram/le_polyester)
Лили Хистин возглавила кинофестиваль Локарно вместо Карло Шатриана / Фото: @Instagram/le_polyester

Фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA) также сменил руководителя. Им стал сирийский актер и режиссер Орва Нирабия. До него фестиваль в течении 30 лет возглавляла его основательница Алли Деркс. Ее натура активистки отражалась на всей концепции фестиваля. Для Деркс важным было не столь художественно качественное кино, как значимое, способное что-либо изменить.

Нирабия же оказался более арт-ориентированным директором. В программе IDFA появилось больше эксперимента, исследовательского кино, субъективности. В начале декабря стало известно, что и у Роттердамского кинофестиваля сменилось руководство. Новой главой стала директор по закупкам MUBI Ваня Калуджерчич из Хорватии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Изменения произошли и в Европейской киноакадемии. На смену польскому режиссеру Агнешке Холланд, занимавшей пост председателя, пришел Майк Дауни. Примечательно, что он, как и Лили Хинстин, сразу заявил о том, что будет работать над соблюдением гендерного баланса как в самой киноакадемии, так и в европейской киноиндустрии в целом.

Майк Дауни, Агнешка Холланд и другие члены Европейской киноакадемии (Фото: @Instagram/Vanessa Henneman)
Майк Дауни, Агнешка Холланд и другие члены Европейской киноакадемии / Фото: @Instagram/Vanessa Henneman

Новые технологии

Экономический и технологический прорывы ХХІ века настолько изменили производство фильмов, что границы между жанрами и видами размылись. Появляются новые кинематографические формы, меняется восприятие зрителем контента. Поэтому мы видим такой стремительный рост у стриминговых платформ, как Amazon и Netflix. Это меняет глобальную систему дистрибуции фильмов, кинотеатры бьют тревогу, кинофестивали противятся новшествам.

Мы помним, как происходило противостояние Канн с Netflix. Тьерри Фремо, директор кинофестиваля, в 2017 году говорил, что в конкурсе могут участвовать только те фильмы, которые потом выйдут во французский прокат. Берлинале тогда заняло аналогичную позицию и только Венеция была более лояльна. Тем временем стриминг-платформы продолжают развиваться, появляются новые, такие как Disney+ и Apple TV+, и продуцируют качественный контент и в довольно большом количестве. Это влияет и на то, как зритель потребляет этот контент. Люди все меньше ходят в кинотеатры, предпочитая смотреть фильм дома или в дороге смотреть сериал с планшета.

Люди все меньше ходят в кинотеатры, предпочитая смотреть фильм дома (Фото: @Unsplash/jeshoots.com)
Люди все меньше ходят в кинотеатры, предпочитая смотреть фильм дома / Фото: @Unsplash/jeshoots.com

Впрочем, возможно, в будущем не будет ни кинотеатров, ни Netflix. Производители ищут новые пути для кинорынка. Так, одной из самых обсуждаемых тем Каннского кинофестиваля в этом году, как и в прошлом, стало применение блокчейна в кинобизнесе. Криптовалюта может стать альтернативой традиционного способа взаимодействия авторов фильма и дистрибьюторов с целью сократить расстояние между производителем и пользователем. Это также позволит небольшим независимым студиям встроиться в международный кинорынок.

Недавно французский продюсер и режиссер Доминик Бутонн подготовил доклад с фокусом на блокчейн как защитный механизм от подчинения киноиндустрии требованиям Netflix, Amazon и прочим. Поскольку стриминговые платформы чаще не производят контент, а являются лишь посредниками, которым пользователь платит за контент, технология блокчейн изменит этот процесс и сделает его прозрачным.

Феномен Джокера

Впервые в истории фильм голливудской студии, основанный на комиксах, попал в конкурс Венецианского кинофестиваля и выиграл его. Это стало настоящим прорывом и маркером современной индустрии, которая все больше ориентируется на зрителя, подстраиваясь под его предпочтения. Джокер Тодда Филлипса не просто побил рекорд мирового проката, а стал самым кассовым фильмом с рейтингом R за всю историю кинематографа. При бюджете в 55 млн долларов, картина собрала более миллиарда. Не удивительно, ведь Джокер — действительно качественно снятое кино с острой темой, которая волнует весь мир: унижение слабых.

Фильм Джокер получил Гран-при Венецианского кинофестиваля (Фото: @киномания)
Фильм Джокер получил Гран-при Венецианского кинофестиваля / Фото: @киномания

Социальная направленность

В сфере кино сейчас очень много говорят об экологии. Не только о тематике производимых фильмов, которые можно объединить в условную категорию экологическое кино. Сюда входят картины, так или иначе затрагивающие аспекты изменений и влияния человека на окружающую среду: изменение климата, переработка мусора и зеленая экономика.

Впрочем, есть еще один немаловажный момент. Это собственно само производство фильмов. Все реже используется пленка, содержащая галогениды серебра и требующая лабораторной обработки токсичными реактивами. Радует эта позитивная тенденция, ведь цифровое кино может полностью обходиться без нее. Отказ от пленки удешевляет кинопроизводство и делает его более экологически безопасным.

Вторым социальным вопросом, который продолжает волновать мировую общественность, остается гендерный баланс. Фестивали и киносообщества не только проявляют активную поддержку в освещении этой темы, но и проводят внутрикадровые изменения, пытаясь приблизиться к тому самому балансу в количестве представленных женщин и мужчин как в именах режиссеров конкурсных фильмов, так и в составе жюри и правления киносмотров.

Освобождение Олега Сенцова

Все пять лет незаконного заключения режиссера Олега Сенцова в российской тюрьме мировое сообщество следило за происходящим. Кинематографисты многих стран, ассоциаций, представители кинофестивалей, киноакадемий ратовали за его освобождение. К примеру, на Одесском международном кинофестивале мы всегда оставляли одно специальное место для Олега в надежде, что скоро он займет его. 7 сентября это стало возможным. Вместе с еще 34 украинцами он вернулся домой.

В течение пяти лет на Одесском фестивале проводили акцию #FreeSentsov (Фото: @Андрей Максимов)
В течение пяти лет на Одесском фестивале проводили акцию #FreeSentsov / Фото: @Андрей Максимов

Действительно памятный день, который останется в истории не только кинематографа, но и всей нашей страны. Находясь в российской тюрьме Олег Сенцов не переставал заниматься работой. Вместе с Ахтемом Сеитаблаевым они снимали фильм Номера, основанный на одноименной пьесе Олега. Сейчас картина готовится к выходу в прокат, и я рада, что автор сможет лично ее представить.

Весомым событием в киноиндустрии стало и то, что Одесский международный кинофестиваль отметил свои 10 лет. И это при том, что еще в 2010 году, когда он только зарождался, скептики пророчили ему лишь единоразовое проведение. Теперь нас знают не только в Украине, а и в мире. Ежегодно к нам приезжает все больше зрителей, мировых звезд, кинопроизводителей. За эти 10 лет мы проделали колоссальный путь и ОМКФ закрепился как главное кинособытие Украины и одно из ведущих в Восточной Европе.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X