Не Рубенс. Искусственный интеллект поставил под сомнение авторство картины из Лондонской национальной галереи

28 сентября 2021, 16:58

Картина Самсон и Далила предположительно авторства фламандского художника Питера Пауля Рубенса из коллекции Национальной галереи Лондона с вероятностью 91% является подделкой, определил искусственный интеллект.

Подлинность картины долгое время находилась под подозрением у экспертов. Сейчас, пишет Guardian, исследование швейцарской технологической компании Art Recognition, которая использует искусственный интеллект (ИИ) для проверки подлинности произведений искусства, подтвердило опасения.

Видео дня

Рубенс действительно рисовал сцену с Самсоном и Далилой для одного из его главных покровителей — мэра Антверпена Николааса Рококса, но она исчезла после его смерти в 1640 году.

Экспонируемая в Лондоне Самсон и Далила всплыла на поверхность только в 1929 году, когда эксперт по Рубенсу Людвиг Брушард приписал работу художнику.

Подозрения о подлинности работы впервые возникли в 1960 году, после смерти Брушарда, когда более 60 подтвержденных им работ Рубенса были идентифицированы как подделки.

National Gallery Of London
Фото: National Gallery Of London

Национальная галерея приобрела эту работу на Christie’s в 1980 году за рекордную для того времени цену в 2,5 млн фунтов стерлингов. На протяжении многих лет несколько критиков ставили под сомнение авторство Рубенса у картины Самсон и Далила, в том числе художница и независимая ученая Евфросин Доксиадис.

Недавний анализ с использованием технологии искусственного интеллекта — еще один удар по подлинности картины. Используя базу данных поддельных и подлинных картин Рубенса, Art Recognition научила ИИ-бота находить мельчайшие детали, определяющие подлинные работы Рубенса. Затем бот проанализировал картину Самсон и Далила, выискивая признаки отклонения от стиля Рубенса.

«Мы повторили эксперимент, чтобы убедиться, что не ошиблись и результат каждый раз был одинаковым, — сказала ученая Карина Поповичи. — Каждый фрагмент, каждый квадрат оказался фальшивым с вероятностью более 90%».

В свою очередь Национальная галерея прокомментировала новость изданию ARTnews: «Галерея всегда принимает к сведению новые исследования. Мы ждем его полной публикации, чтобы можно было должным образом оценить любые доказательства. До этого момента комментарии невозможны».

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X