«Мне хотелось, чтобы нас не воспринимали как шароварную страну» — интервью с Олегом Биймой, режиссером первого украинского эротического сериала

10 ноября, 07:45
кадр из Острова любви (Фото:пресс-служба)

кадр из Острова любви (Фото:пресс-служба)

Недавно на онлайн-платформе украинского кино Takflix появился сериал Остров любви, премьера которого состоялась еще в 1995 году. Однако тогда сериал не нашел своего зрителя, ведь его транслировали на телевидении после полуночи. Все потому, что Остров любви был экранизацией эротических произведений украинской литературы таких писателей как Иван Франко, Ольга Кобылянская, Марко Вовчок и других. Да и сам Остров стал первым украинским эротическим сериалом.

Поговорили с Олегом Биймой, режиссером сериала, об изменениях в киноиндустрии в 90-е годы, съемки рискованного в те времена проекта и реакции зрителей на эротический сериал.

Видео дня

Олег Бийма

украинский кинорежиссер, сценарист

  • Хотела бы начать с того, чтобы поговорить о кинематографе 90-х годов, когда возникла независимая Украина и исчезла советская цензура. Какие тогда произошли изменения в кинематографе?

Изменилось то, что перестали снимать и финансировать украинское кино. Для меня было чудом, что я мог сделать в начале 90-х два сериала по произведениям Ивана Франко: Ловушка и Преступление со многими неизвестными, а потом еще и сразу перепрыгнуть на 10 фильмов, из которых состоит Остров любви.

Мои коллеги удивлялись, как мне удается в таких условиях совершенно случайного финансирования осуществить эти три проекта. Мои коллеги тогда сидели в ожидании какого-то чуда, а чуда все не происходило. К тому времени я был, возможно, единственным режиссером в Украине, который все-таки успевал что-то делать. Я понимал, что нужно спешить, ведь было ощущение, что дальше грядет катастрофа. И это побуждало к тому, чтобы очень быстро осуществлять эти проекты. Я не могу сказать, что в то время были осуществлены шедевральные или просто приличные проекты в украинском кино, потому что это было время отчаяния для украинского кино и оно довольно долго продолжалось.

  • Вы говорите, что были практически единственными, кому удавалось в начале 90-х делать проекты. Как вам это удавалось?

Когда снимались сериалы Ловушка и Преступление со многими неизвестными и задумывался Остров любви, то финансирование еще было спорадическим. Что касается Острова, то я понимал, что это абсолютно авантюрная затея. Тогда главой Госкомтелерадио Украины был такой господин Зиновий Кулик. Я, думая, что из этого ничего не выйдет, написал заявочку на полстраницы, пришел к председателю Госкомтелерадио. Я думал, что сейчас зайду и выскочу или даже вылечу из его кабинета. На удивление, он сразу подписал этот проект для финансирования.

Наверное, ко мне было определенное доверие, потому что каждый мой фильм и проект были более или менее успешными. Однако все телевизионное кино всегда финансировалось по остаточному принципу. Наверное, у меня тогда было столько желания и фанатизма делать свою работу, которой я просто жил, что не заметить этого было невозможно.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • В вашей фильмографии много работ, экранизаций украинской классической литературы. Почему вы выбираете ее как первоисточник?

Это, я вам скажу, от отчаяния. В 80-е и 90-е годы мои коллеги, фамилии которых я не буду называть, заявляли, что если хочешь сделать провальное кино — бери украинскую классику и украинских актеров. Это меня очень раздражало и бесило.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У меня сначала тоже много снималось актеров из Москвы и Петербурга. Но потом я начал работать только с украинскими актерами, понимая, какой у них потенциал. Также мне было важно открывать новых молодых актеров. В Острове любви целая серия молодых актеров, которые, как мне кажется, прекрасно справились со своей задачей. К сожалению, очень многие из них дальше не пошли, потому что время складывалось не в пользу украинского кино и открытий украинских талантов.

  • Вы уже рассказали, как вам дали зеленый свет на проект Остров любви. Что мне было интересно спросить: это, по вашему мнению, сериал или сборник фильмов?

Нет, это не сериал. Каждый фильм — совершенно новый сюжет и совершенно новая стилистика: драма, романтическая драма, комедия или фарс. Тот же последний фильм Блуд — это абсолютный фарс. Я нашел форму сочетания, как в арабских сказках о Шахерезаде. В этом случае это рыцари любви, которые десантировались на острове любви. Таким образом, я мог рассказать разные истории, соединив это одними и теми же героями, которые проводят эту сквозную тему любви.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Какой был самый сложный момент во время съемок?

Самым сложным моментом были те минуты или часы съемок, когда актерам нужно было раздеваться. Скажу честно, с девчонками было легче. У мужчин больше комплексов в подобных ситуациях было. На самом деле все так легко шло, что мне сложно припомнить какие-то моменты отчаяния, когда что-то не удавалось. Наверное, Господь дал мне такой карт-бланш, что фильм рождался совершенно свободно. И эта свобода вписалась в матрицу самого сериала.

Вот видите, снова говорю сериал, потому что так легче говорить, чем 10 фильмов. Скажем так: украинский декамерон. Знаете, в начале 90-х годов появился сборник украинских новелл, написанных в 19-м и начале 20-го веков. Новеллы любовные, эротические, табуированная когда-то украинская литература. И это был толчок для меня реализовать эту подборку визуально.

  • На момент съемок сериала, в 1994 году, эротические сцены в мировом кино были пройденным этапом. Как на тот момент обстояли дела в украинском кино и было ли где перенимать опыт таких съемок?

Я думаю, что в таких вещах опыт вряд ли можно перенять.

В моих предыдущих фильмах, до Острова, были фрагменты достаточно откровенных сцен. У меня был только вопрос, как не повторять эти фрагменты из фильма в фильм. Каждый фильм имеет свою эротику и свой вкус этой эротики.

Мне главное было тоже не пройти черту. Когда я только завершил несколько фильмов и на студию приезжали разные делегации из Франции, Испании и Польши, я им показывал уже завершенные фильмы. Им очень импонировало, как представлены эти сцены, без излишнего «фарисейства», священства. Но они отмечали, что вкус и красота этих сцен очень высокого качества. К примеру, Блуд я привез на фестиваль в Польшу и поляки говорили мне, что хотя в Польше они умело снимают эротические сцены, но такого они еще не видели. Для меня это был большой комплимент.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Почему вы выбрали оптику эротики для этого сериала?

Я не скажу, что выбрал оптику эротики. Возможно, когда говорят «эротический сериал», это уже более маркетинговый ход. Да, там есть элементы эротики. Однако, главными являются сюжеты, которые, я считаю, абсолютно уникальны. Я тогда сам для себя открывал украинскую литературу, причем с совершенно другой стороны. Мне хотелось, чтобы нас не воспринимали как шароварную страну, а страну с колоссальной культурой и литературным наследием и умением описывать тонкие темы. И для этих тем мне нужно было этот шарм оставить и в кино.

  • Какой фильм из Острова ваш любимый?

Девятый, Невеста.

Там очень тоскливая история. Мне кажется, что благодаря молодым актерам удалось эту тоску от начала и до конца передать. Мне не всегда удавалось сделать так, чтобы фильм закончился и это чувство тоски или радости продолжалось и оставалось как часть твоего восприятия. Мне кажется, что это высший пилотаж. Невеста — это тот фильм, который мне удалось сделать на 100%.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Как вы строили работу с актерами? Для многих это был дебют.

Во-первых, мне нужно было найти тех актеров, для которых я бы почувствовал, что это именно его роль и что он или она это сделает совершенно без напряжения и специальной игры. Потому мне очень легко с ними работалось. Они доверяли мне, а я доверял им. Я не воспринимал их либо как начинающих, либо как актеров с определенным багажом. Это была работа-игра, мы играли какую-то историю, которую себе задумали и должны были ее воспринимать как игру: что-то такое фантастическое, какие-то внушения, воплощение фантазий. Я не помню, чтобы мне было тяжело с актерами. Искал их не больше двух месяцев. У меня сроки не позволяли роскошествовать временем. Так Бог распорядился, что они ждали этого проекта, ждали встречи со мной, и я с ними.

Олег Бийма за работой (Фото: личный архив)
Олег Бийма за работой / Фото: личный архив
  • Сколько вообще заняло времени производство этих 10 фильмов?

Полтора года. Мне, как и в предыдущих сериалах, приходилось делать параллельные съемки. Утром снимаю фрагменты одного фильма, днем — второго фильма, а ночью — третьего.

  • Фильмы настолько разные между собой… насколько сложно было между ними переключаться?

Нетрудно было переключиться. Когда-то Богдан Ступка сказал, что он никогда еще в жизни не встречал режиссера, который может параллельно делать два-три проекта и все держать в голове: от костюмов и декораций до атмосферы. Тогда у меня была уникальная память.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • В 1995 году это был рискованный проект, чувствовалось ли это тогда?

Я шел абсолютно на провокацию, на риск. Я не знал сначала, что из этого выйдет и вообще будет ли этот проект закончен. Поскольку времена были сложные и в любой момент могли закончить производство из-за отсутствия финансирования.

  • Какое Остров любви занимает место в вашем творчестве?

Это моя вершина. Я чувствовал, что после сериалов Ловушка и Преступление со многими неизвестными я должен сделать не шаг вперед, а прыжок вперед. Возможно, потому и выбрал такую провокационную тематику.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Была презентация в Доме кино первой серии. Как восприняли зрители этот сериал?


В Доме кино это был просто фурор. На тот момент давно в Доме кино не было такого ажиотажа у публики, воспринявшей эти фильмы как праздник.

К сожалению, некоторые чиновники считали, что показывать фильм, где есть эротические сцены до полуночи, это рано. Хотя можно было посмотреть какие-нибудь американские или французские фильмы с более брутальными сценами, которые показывали вечером. К сожалению, такая судьба была у этого фильма, который показывали поздно вечером. Но люди смотрели: очень много было рецензий и ни одной плохой, к сожалению.

  • К сожалению?

Да, для интереса, когда тебе пишут какую-нибудь фигню. Просто, чтобы обругать и чтобы не было у режиссера ощущения, что он что-то такое интересное сделал.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Как думаете, может, именно из-за такого времени показа этот сериал потерялся?

Совершенно верно. Он действительно потерялся. Он имел тогда успех на первом и единственном фестивале украинского телевидения Золотая Эра, который тогда основал Роднянский.

Я ожидал, что будет нормальное время, когда будут показаны эти фильмы, и что будет адекватный зрительский ответ. Мне это было важно, поскольку очень многое было вложено в этот фильм: и сил, и здоровья, и, возможно, определенного таланта. Он даже не во времени потерялся, а во временах. Потому что время — это понятие конкретное. А во временах это как в космосе. Но я знаю, что он еще вернется и вернется интерес к тому, что мы делали тогда. Тогда многое интересное было сделано, кроме Биймы, это фильмы, которые так и не были оценены до конца.

  • Сейчас процесс реактуализации украинской культуры, кино. Особенно с 90-х, когда российский продукт его просто вытеснил. Как вы видите эту тенденцию?

Во-первых, наше чувство вторичности только сейчас начинает отмирать и, может быть, исчезнет совсем. Но тогда было это чувство, что фильмы делают только в Москве и Петербурге, а в Украине ничего не происходит. Мы себя только сейчас начинаем уважать как украинцы, которые имеют колоссальную культуру и колоссальные исторические и художественные связи с прошлым.

кадры из фильмов
Фото: кадры из фильмов
  • Что бы вы сказали новым зрителям Острова любви?

Я не чувствую, что за эти почти 30 лет эти фильмы стали архаикой. Так что я думаю, что современные зрители найдут там свое отражение.

Автор: Александра Калиниченко

Редактор: Кира Гиржева
Показать ещё новости
Радіо НВ
X