Все придумано до нас. Почему идеи хороши не сами по себе, а в тандеме с воплощением

28 сентября 2021, 08:24

Идеи хороши не сами по себе, а в тандеме с воплощением, пишет в своей колонке для НВ основательница агентства по управлению культурными проектами Port.agency Катя Тейлор.

То, что вашу идею скопируют — это не риск, это факт — говорит Андрей Федорив на форуме для женщин-предпринимателей. Подтверждая этим и мою мысль, которую я разбираю в своей книге Искусство под ключ. Менеджмент и маркетинг культуры о том, что мы придаем идеям слишком много внимания. Ведь важна не только идея, но и ее реализация. Об этом часто забывают.

Видео дня

Катя Тейлор

Основательница агентства Port.agency

Все больше людей, которые занимаются придумыванием, изобретением, или, говоря народным языком, — креативом приходят к тому, что идеи хороши не сами по себе, а в тандеме с воплощением. Но действительно ли время патентов на безумные изобретения прошло? И как в конце концов быть с авторским правом, которое не просто актуально, а и заново переосмысляется в виртуальном мире с приходом NFT. Чего стоят идеи в современном мире?

Главная проблема с идеями в том, что на их воплощение нужно гораздо больше ресурса, чем кажется. Мы боимся, что кто-то украдет нашу мысль, но редко думаем о том, как много усилий нужно, чтобы кто-то о ней узнал. Это касается как бизнеса, стартапов, так и отдельных авторских произведений.

Например, если взять Новую Почту, идея которой кажется довольно простой — переосмыслить доставку, сделать качественный сервис и доступ к логистике удобный из любой деревни. Это как будто лежит на поверхности. Но почему тогда никто не сделал того раньше? Потому что это требует времени, усилий и главное понимания, как развивать бизнес. То есть навыков отнюдь с идеей не связанных.

Если посмотреть на мир стартапов Кремниевой долины, они вообще поголовно похожи и отличаются минимально. Вот здесь у нас сервис для хранения данных, а здесь сервис для хранения данных. Разница — в интерфейсе. Просто у кого-то больше веры и усердия, он ориентируется не только на идею, но на рынок и потребителя, а кто-то нет. Выиграет тот, кто будет дольше всех оставаться на плаву, и не важно уникальная эта идея или нет. Уникальность может быть в деталях, но не обязательно в самом продукте.

На рынке культуры к идеям относятся слишком серьезно. И это понятно. Потому что преимущественно продукты культуры построены на уникальности. Нельзя поставить два одинаковых спектакля, выпустить две слишком похожие музыкальные композиции в одно время. Для многих творческих людей генерация идей и есть их работа. В то время как авторское право — единственная бумага способная подтвердить принадлежность к произведению. В этом смысле творческим агентам важнее защищать авторское право, чем, скажем, бизнесу. Но если задуматься, то для того, чтобы написать картину или песню, нужно тоже приложить усилия. Правда, даже если идея будет гениальной, ее воплощение может быть неудачным.

А вот территория искусства — это вообще одна большая песочница апроприации, где все связано со всем. Художники, писатели и музыканты не просто бесстыдно копируют друг друга, а и называют это оммажем, сиквелом или кавером только слегка приукрашая, добавляя или убирая что-то, придуманное другим автором. Словом, обтесывают чужую идею как мраморную скульптуру и получают уникальное произведение. Ну, почти.

Часто людей останавливает, что многое уже придумано. Мне нравится думать, что не просто многое, а все уже придумано до нас. Весь ХХ век люди то и дело генерировали и патентовали свои идеи. Это доходило до абсурда. Но абсурд всегда связан с точкой боли. То есть с потребностями покупателя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Например, во второй половине XIX века американская изобретательница Маргарет Найт придумала машину, которая формировала бумажный пакет с плоским дном и запатентовала ее. Это принесло ей невиданную славу как женщине в науке. Но даже в 1868 году ее идею украл и запатентовал другой человек и ей пришлось побороться в суде, чтобы отстоять свое право на изобретение.

С тех пор население планеты увеличилось в пять раз и каждый из восьми миллиардов людей время от времени что-то придумывает. Так что я бы делала ставку скорее не на тех лошадей, которые придумывают, а на тех, которые воплощают. То есть не на спринт, а на марафон.

В гонке реализации хороших идей выживают те, кто кроме генерации может проявлять гибкость и адаптироваться к рынку, на котором эта идея проявляется на прочность. Даже если это рынок интеллектуального капитала и творческих изобретений. Каждый раз, когда вам кажется, что кто-то уже воплотил эту идею или сделает это в ближайшее время и поэтому вы не хотите пробовать, знайте, что это так и есть, но это не должно стать для вас препятствием.

Презентация новой книги основательницы агентства по управлению культурными проектами Port.agency Кати Тейлор Искусство под ключ. Менеджмент и маркетинг культуры состоится 10 октября в 18.00 в Kooperativ.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X