Конец света по-европейски. Рецензия на постапокалиптическую драму Хроники Веспер

9 октября, 10:17
Кадр из фильма Хроники Веспер (Фото:@Киномания Украина)

Кадр из фильма Хроники Веспер (Фото:@Киномания Украина)

В украинский прокат вышел фильм Хроники Веспер — несколько необычный, по-европейски изысканный взгляд на постапокалипсис.

Лента с небольшим бюджетом в пять миллионов евро создавалась режиссерским дуэтом литовки Кристины Буозите и француза Бруно Сампера целых шесть лет.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

В их картине смешались поиски увлекательной визуальной айдентики нового мира, отсылающих одновременно к художникам Золотой эпохи нидерландской живописи и сай-фай работ Дэвида Кроненберга (и даже Аватару Кэмерону) с историей в духе Чарльза Диккенса.

Видео дня

Кадр из фильма Хроники Веспер (Фото: @Киномания Украина)
Кадр из фильма Хроники Веспер / Фото: @Киномания Украина

1. Сюжет

Будущее. Год не важен, ведь после наступления конца света и краха цивилизации такие мелочи уже мало кого интересуют. Людей и подобных существ волнует выживание: поиск пищи, бактерий для поддержки электроснабжения, избегание солдат из цитадели и ловушек, в которые превратились когда-то безопасные леса и поля.

Точкой невозврата для всех стала попытка преодолеть экологический кризис с помощью новейших генетических разработок. Искусственно созданные микроорганизмы вырвались из-под контроля, вошли во взаимодействие с природой и образовали новую флору и фауну. Убийственную, красивую, неисследованную.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

В этой новой географии пытается ориентироваться девушка по имени Веспер. У нее сложный анамнез: отец прикован к постели и общается с дочерью через летающий кибернетический аппарат, мать исчезла, недружелюбный дядя руководит армией подростков где-то в глубине леса. Сама Веспер при этом не отчаивается, а исследует мир вокруг. И делает это достаточно успешно.

Катализатором в ее «обучении» становится странная женщина, чей летающий аппарат падает неподалеку от домика отца и дочери.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

2. Исполнение

Зрительно, а преимущественное направление обсуждений фильма Хроники Веспер касается именно внешнего вида ленты, работа Кристины Буозите и Бруно Сампера отсылает в Экзистенции и Преступлениям будущего Кроненберга. Вышедшая из-под контроля люминесценция и морфология флоры и фауны немного напоминает мир Пандоры из Аватара Джеймса Кэмерона, пропущенный через фильтр то ли Соляриса Тарковского, то ли самых мрачных картин Рембрандта Ван Рейна.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

Конечно, все эти помпезные сравнения нужно воспринимать сквозь призму ограничений бюджета и все такие же различия талантов авторов. В фильме Хроники Веспер есть элементы бодихоррора, но нет глубины и радикализма Кроненберга. Есть здесь и удачная попытка построить новый мир, но нет размаха 200-миллионного Аватара.

При этом история здесь цепляет, затягивает и частично движется благодаря картинке. Это не порок фильма, а метод режиссеров. И если сделать несколько скидок на те же ограничения бюджета, открыть сердце Хроникам Веспер, то лента отблагодарит.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

В фильме крутые костюмы и декорации, неплохо нарисованные то ли растения, то ли животные новой реальности. Это вообще очень детализированный мир. Львиную часть желания его исследовать создает интригующий сплав техники и биоты: например, левитирующий робот Веспер, сделанный из каких-то полуживых материалов, и способный транслировать сознание ее отца в реальном времени, или биогенератор на ферме ее злого дяди.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Будущее здесь мутантное, полуреалистичное, полуиллюзорное. Как будто смотришь тяжелый, но интересный сон. В то же время действо в фильме ограничено тремя-четырьмя локациями: этот мир хоть и детализирован, но мы видим лишь его небольшую часть.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

Ведь смотрим мы на него глазами Веспер, чье существование территориально все же лимитировано. И с этой сюжетной стороны Хроники Веспер — это история взросления. По масштабам не так мощна как, например, Оливер Твист Диккенса, но она невольно отсылает именно к нему. Здесь есть обездоленный ребенок, почти сирота, пытающаяся выживать в мире взрослых. Где-то далеко существует мир привилегированных: добровольно отграниченные от мира цитадели, населенные богачами-аристократами. Есть и местный аналог Фейгина — недоброго, эгоистичного мужчины средних лет с армией рабов-детей.

Отношения Веспер с дядей напоминают отношения этого «собирателя краденого» с Оливером Твистом: взрослый пытается использовать ребенка, ребенок пытается получить желаемое и не попасться при этом.

Веспер вцелом транслирует дух подростков Диккенса: дух несокрушимости, желание исследовать мир вокруг и найти в нем место. Она — луч надежды, сверкающий в финале ленты Буозите и Сампер.

@Киномания Украина
Фото: @Киномания Украина

Хроники Веспер — вердикт НВ

7/10

Нельзя сказать, что фильм Хроники Веспер для всех. Трудно назвать этот вариант постапокалипсиса и очень масштабным. Это все же конец света по-европейски: декадентская красота, растерянные люди, практичность сопряжена с элегантностью.

Но эта необычная фактура и делает картину интересной. Где еще можно увидеть Средневековье, наступившее в условно XXII веке? Только в кино.


Хроники Веспер

2022 год

Франция, Бельгия, Литва

Режиссер — Кристина Буозите, Бруно Сампер

В ролях: Раффиэлла Чэпмэн, Эдди Марсан, Рози МакЭвен, Ричард Брейк, Эдмунд Дин и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X