Метафорическая резня. Рецензия на слэшер Хэллоуин. Конец

15 октября, 18:23
Кадр из фильма Хэллоуин. Конец (Фото:kinoafisha.ua)

Кадр из фильма Хэллоуин. Конец (Фото:kinoafisha.ua)

В украинский прокат вышел фильм Хэллоуин. Конец — финальная часть новейшей трилогии о борьбе провинциальной американки по имени Лори Строд и ее извечного врага, серийного убийцы Майкла Майерса.

Созданные режиссером-хамелеоном Дэвидом Гордоном Грином (Ананасовый экспресс), комиком Дэнни Макбрайдом и благословенные самим Джоном Карпентером эти фильмы — лучшее, что случилось с франшизой Хэллоуин за последние 40 лет. Даже учитывая слабость сценария предыдущей части Хэллоуин убивает 2021 года, авторам все равно удалось перевести грубую, неутонченную, действенную эстетику оригинального фильма 1978 года на современный киноязык. Заботливо принести старое зло в XXI веке и спровоцировать дискуссию о значении и месте истории Лори и Майкла в социокультурном поле. И картиной Хэллоуин. Конец все же достойно ее завершить.

Видео дня

1. Сюжет

2019 год. Городок Хеддонфилд. Парню по имени Кори — подростку с мечтами о карьере инженера — кажется возможность подзаработать. Его нанимают няней к неприятному малышу в вечер Хэллоуина. Родители малыша едут праздновать, ребята садятся смотреть Что-то Карпентера, а затем происходит трагический инцидент, в результате которого Кори получает психологическую травму и становится в родном городе субъектом травли.

2022 год. травля Кори продолжается. Однако парень пытается жить дальше: работает в автомастерской своего отца, знакомится с внучкой Лори Строд Эллисон, влюбляется в нее. Пытается жить дальше и сама Лори. Женщина сделала более конвенционную прическу, принялась флиртовать со своим давним знакомым по событиям 1978 года заместителем шерифа Фрэнком, дописывает мемуары.

Но что-то мешает им всем сделать полный вдох и выдох. И это не только ПТСР после событий прошлого фильма, когда весь город сошел с ума. Зло все еще в Хеддонфилде. Майкл Майерс все еще где-то рядом. Притаился, зализывает раны, ждет то удобного случая, то верного помощника. В любом случае, пока он не будет уничтожен, не будет покоя и горожанам. Лори это понимает. Именно из-за этого незакрытого гештальта она не может написать достойный финал в своей книге.

Ведь его нужно не придумать, его сначала нужно пережить.

2. Исполнение

В США фильм Хэллоуин. Конец затравили так же, как и предыдущую часть — Хэллоуин убивает. Но если в случае картины 2021 выпуска критика была справедлива, то с финалом трилогии все не так просто. Его как минимум можно назвать смелым.

Вообще вся эта история с прямым продолжением классического слэшера Джона Карпентера в 1978 году интриговала с самого начала. Затеяли ее талантливые и несколько неожиданные фанаты: если имя известного продюсера хороров Джейсона Блума не вызывает удивления, то, например, комика Дэнни Макбрайда (Праведные Джемстоуны) вызывает.

Стартовали они с правильной ноты: пошли к маэстро ужасов Карпентера, поняли ему идею и получили благословение (а характер у старика непростой). И первый фильм их трилогии действительно произвел впечатление. «Хэллоуин» в 2018 году обозначил направление, в котором эта трилогия будет существовать. Если коротко, то это уважение к лаконичной, но острой как нож эстетики первоисточника с небольшими современными акцентами. Просто и эффективно.

В первом фильме нам показали, как три поколения женщин борются со своим семейным проклятием — маньяком мужского пола в маске и с ножом в руке. Акцент ясен. Во второй части эстетика не изменилась — это была та самая изобретательная массовая резня — но авторы решили изменить канон: Лори теперь не младшая сестра Майкла Майерса, как была разоблачена в фильме «Хэллоуин 2» 1981 года, а просто девушка, случившаяся ему на дороге и которую он в отличие от всех остальных не смог убить.

Сюжетный ход имеет право на жизнь, ведь ставки здесь повышаются: перед нами уже не семейные разборки, а метафорическая борьба абсолютного зла со случайной героиней, которая, хотя этого и не просила, но получила огромный крест за спину и теперь несет его через поколение. Право на существование этот ход имеет, ведь по центру Хэллоуина всегда стоял большой вопрос: «Кто такой Майкл Майерс?».
bloody-disgusting.com
Фото: bloody-disgusting.com

Версия о его родстве с главным протагонистом серии Лори Строд скорее отвлекает, а не дает полный спектр ответа. Плюс — она явно навеяна подобным ходом (о семейных узах Люка Скайвокера и Дарта Вейдера) в Звездных войнах: Империя наносит ответный удар, вышедшие в 1980-м.

Без этого родства все становится проще: Майкл это зло, персонализация нашего влечения к убийству. Но реализация этого хода в фильме Хэллоуин убивает была скучна, хаотична, с режиссерской точки зрения провальна.

Потому и задачи, стоящие перед фильмом Хэллоуин. Конец были довольно сложными: вывести эту историю из крутого пике и продолжить огромную метафору об абсолютном зле. И надо сказать, что авторы справились. В своем стиле, но все же.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Понимая, что все идет в финал, они дистанцировались от Майерса (появляющегося ближе к середине) и начали фильм из его тени, из истории Кори — мягкого, уязвимого, тихого парня, который нечаянно столкнулся с убийством и стал изгнанником. Чтобы дополнить портрет потенциального наследника Майерса, авторы наделили Кори гиперзаботливой мамой и морально слабым отцом. Существуя в условиях, когда все на тебя указывают пальцем и кричат ​​"психопат", парень подвергает сомнению свою идентичность и тянется за ножом.

fearhq.com/movies/halloween-ends
Фото: fearhq.com/movies/halloween-ends

Центральная мысль фильма Хэллоуин. Конец не нова, но вечна: зло не олицетворяется раз и навсегда в одном человеке, это сила, которая постоянно ищет слабость, чтобы поглотить его, восполнить человека как сосуд. Проще говоря финал этой трилогии об эстафете зла; что логично и с точки зрения потенциального продолжения.

А еще об истощении от борьбы с ним. Не зря Лори сделала прическу и села за мемуары. Она устала и хочет поставить в этой главе своей жизни длиной в сорок лет точку. Но не может: труп Майерса так и не нашли, зло где-то рядом. И оно снова нашло путь к ее семье, ведь внука Строд Эллисон влюбилась в Кори и хочет уехать из Хеддонфилда с ним, оставив позади пожарище.

Борьба в фильме Хэллоуин. Конец идет за души молодежи. И пока она не закончится Хеддонфилд их не отпустит, ведь этот городок — это поле этой битвы. Вроде Дерри из кинговского «Оно». Зло здесь так же сидит в канализации и ждет своего посла. Оно также высосало мечты из людей, живущих наверху в Хеддонфилде: кто-то обиделся на весь мир, кто-то стал равнодушным, кто-то агрессивным. И пока его не уничтожить, дела не будет. Поэтому Лори хоть и устала, но пароль от сейфа с пистолетом не забыла.

Невооруженным глазом заметно, что в фильме Хэллоуин. Конец метафора сидит в метафоре. И это обычно отражается на развивающемся сюжете отталкиваясь не от логики, а от выгодного авторам случая. С другой стороны, если у тебя есть меньше двух часов экранного времени и куча сюжетных линий, иначе действовать сложно. Тем более и режиссер Дэвид Гордон Грин, и соавтор сценария Макбрайд люди в своем творчестве достаточно прямолинейны. Они имеют смелость заходить в неизведанные земли, но действуют бесхитростно и изощренно.

Вердикт НВ — 7/10

Тем не менее, завершить Хэллоуин на ноте этакого социального хорора — ход интересен и жизни он заслуживает. Ведь оригинальный фильм Джона Карпентера штука эффектна, но абстрактна. По сути это просто кусок очень качественной жанровой глины, из которой потомки могут слепить что угодно. Грин и компания выбрали такой путь. На вопрос «что заставляет монстра выйти из тени?» они ответили «люди», оставив при этом нам выбор и силу с этим монстром справиться.

Хэллоуин. Конец

2022 год

США

Режиссер — Дэвид Гордон Грин

В ролях: Джейми Ли Кертис, Кайл Ричардс, Энди Метичак, Уилл Паттон, Ник Касл и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X