А правильно это как? Рецензия на фильм с Хоакином Фениксом Все страхи Бо

30 апреля, 10:12
Кадр из фильма Все страхи Бо (Фото:@AdAstra Cinema)

Кадр из фильма Все страхи Бо (Фото:@AdAstra Cinema)

В украинский прокат вышел фильм Все страхи Бо — третья работа режиссера Ари Астера — одного из самых талантливых протеже модной американской киностудии A24.

Астер снял два хоррора: Реинкарнация и Солнцестояние, внеся существенный вклад в осовременивание жанра, в попытки поисков в нем новых, как минимум, визуальных путей.

Видео дня

Валерий Мирный

Кинообозреватель NV

Фильм Все страхи Бо не хоррор. Это сюрреалистическая темная комедия, которой режиссер показывает, что его киновселенная больше, чем нам казалось. И одновременно оставляющая глаза зрителя удивленно открытыми, а некоторые вопросы о содержании подвешенными без ответов.

1. Сюжет

Бо Вассерман — запуганный мужчина 50-летнего возраста живет в почти пустой квартире в каком-то крупном американском городе вроде Нью-Йорка. У него есть мать — волевая бизнесвумен по имени Мона, влияние которой на Бо нельзя недооценивать: он боится ее звонков.

Во время одного из таких разговоров Бо говорит матери, что не сможет приехать на годовщину смерти отца, поскольку его ограбили. Мона ледяным голосом принимает информацию, а затем трагически гибнет в своем роскошном доме посреди леса.

От этого Бо уже отмазаться не способен, и, несмотря на то, что улица в его городе — это сплошная зона боевых действий (или только так кажется), мужчина отправляется через пол страны на похороны матери.

Он сильно опаздывает, ведь на его пути постоянно возникают какие-то препятствия: взбалмошная семья, бешеный ветеран войны, труппа бродячих артистов, галлюцинации и воспоминания. И с кем бы ни встречался, он всех разочаровывает. Вся его жизнь — это сплошной невроз и разочарование.

@AdAstra Cinema
Фото: @AdAstra Cinema

2. Исполнение

Вести определенный диалог со своей семьей Ари Астер начал еще в своей первой, прорывной картине Реинкарнация. Это была жуткая, размашистая история о семейной травме, которая передается из поколения в поколение и постепенно съедает всех вокруг. Неожиданный сюжет от режиссера, неоднократно говорившего, что у него очень заботливая семья, которая во всем его поддерживает.

Взяв галлюциногенную паузу на Солнцестоянии, Астер вернулся к источнику своих тем — семейным отношениям. Фильм Все страхи Бо, если не пугаться его размеров (три часа) и сюрреалистического апломба — та же история о травмах, нанесенных в данном случае матерью, тот же диалог с семейным прошлым, демонстрация последствий влияния. Бо Вассерман по сути и есть следствие.

Мы три часа смотрим на страдания невротического мужчины, не способного сделать почти ничего (Бо, конечно, безработный). Он живет в мире, постоянно атакующем его. Путь Бо на похороны матери вместе со многими остановками и шокирующим финалом — попытка героя разгадать причины этих страданий и объяснить их зрителю. Причины достаточно тривиальны. И вообще нельзя сказать, что у Астера получилось глубокое экзистенциальное кино, говорящее нам что-то новое.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
@AdAstra Cinema
Фото: @AdAstra Cinema

Если раньше режиссер показывал работу травмы с помощью хоррор приемов, то сейчас с помощью черного юмора. Глубина здесь заменена хронометражем и демонстрацией продакшен мышц. Любопытство неравномерно, и часто заменяется масштабом (но свой 81/2 у Астера снять не получилось). Вообще после просмотра Все страхи Бо становится понятно, что фильм не тянет на то большое кинособытие, которое его позиционировали и задумывали в A24: это тяжелое кино, которое трудно полюбить, и Оскарами здесь не пахнет.

Но там, где идейно Все страхи Бо ничего интересного нам сказать не может, подключается демонстративная часть: фильм Астера причудлив визуально. Это так сказать киноиллюстрация внутреннего мира психологически искалеченного человека. Иногда даже закрадывается сомнение — откуда мы смотрим на Бо? Снаружи .е. принимаем за факт, что события фильма происходят в параллельной сюрреалистической реальности, где люди взаимодействуют друг с другом жестко и непредсказуемо)? Или изнутри (возможно из-за всех этих травм Бо просто так видит реальный, обыденный, наш мир)?

@AdAstra Cinema
Фото: @AdAstra Cinema

Может это демократ Ари Астер так решил продемонстрировать США, власть в которой захватил Дональд Трамп?

В любом случае страдает Бо кинематографически и с огоньком.

И еще местами очень смешно. Юмор здесь постоянно пытается ответить на вопрос: «Может ли с Бо произойти нечто более фиговое?». Может и происходит.

Но ответить на главный вопрос: «Зачем все это было снято?» у режиссера не выходит. Для того чтобы начать сопереживать Бо, этому персонажу не хватает эмпатичности (Хоакин Феникс играет страдание так, как умеет только он, но это по сути единственное, чем Бо примечателен). Он не развивается. Его поиск себя ведет только к новым издевательствам.

Если не получается выстроить отношения с главным героем, то не получится и со всем фильмом.

@AdAstra Cinema
Фото: @AdAstra Cinema

Плюс — эта история слишком герметична. То есть мы как зрители, по сути, чужие на этом празднике. Можно посмеяться над первой частью, в которой Бо пытается выйти из своей квартиры, можно попытаться расшевелить свое сердце во время сцены с бродячими артистами в лесу (она напоминает великолепный сериал Станция одиннадцать), можно задаться многими вопросами по поводу эпизода с семьей хирурга, но стать своим здесь не получится.

Остается воспринимать фильм таким, какой он есть. А тут уже решение за каждым отдельным зрителем: вписываться ли в просмотр трехчасовой картины о путешествии мужчины с раздутой мошонкой (в детстве мама напугала Бо сексом, мол он умрет, если попробует) и травмированной психикой через страну, населенную такими же травмированными людьми?

Опыт можно описать словами интеллектуальный, культурологический селфхарминг.

@AdAstra Cinema
Фото: @AdAstra Cinema

Все страхи Бо — вердикт НВ

6/10

Фильм Все страхи Бо — это история травмированного одиночки в цирковом, некомфортном, опасном окружении. Это окружение можно трактовать как отражение внутреннего мира Бо, как попытку Ари Астера построить отдельный мир-шкатулку (как было в Солнцестоянии) или как остросоциальный комментарий.

В любом случае тот фильм, который до просмотра казался таким, который относится к категории must-see, после хочется советовать только тем людям, которые не боятся экспериментов над собой.


Все страхи Бо

Beau Is Afraid

2023 год

США

Режиссер — Ари Астер

В главных ролях: Хоакин Феникс, Натан Лейн, Петти Люпон, Кайли Роджерс, Эми Райан и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X