Блестящая десятка. Лучшие фильмы 2022 года от кинообозревателя NV

31 декабря 2022, 11:25
Кадр из фильма Клондайк (Фото:@Артхаус Траффик)

Кадр из фильма Клондайк (Фото:@Артхаус Траффик)

Кинообозреватель NV Валерий Мирный подводит итоги и называет десять лучших фильмов 2022 года. В него вошли два фильма о войне в Украине — призеры международных кинофестивалей.

Валерий Мирный

Кинообозреватель NV

Мариуполис 2. Мантас Кведаровичюс.

После полномасштабного вторжения россиян в феврале литовец Мантас Кведаравичюс во второй раз отправился в Мариуполь с камерой в руках. Интенсивность российских обстрелов ограничила передвижение режиссера, но даже запертый в здании баптистской церкви он смог дать представление о масштабе трагедии, которую пережили жители города.

Видео дня

Фильм Кведаравичюса — это свидетельство смерти и выживания. Как вторая часть дилогии (первый Мариуполис вышел в 2016 году) он закрывает тему компромиссов с РФ: какие могут быть компромиссы с тем, что столь далеко от чего-то живого, гуманистического, свободного. Гибель режиссера от рук россиян придает его картине иное измерение. Смерть Мантаса Кведаравичюса ломает четвертую стену и всеобъемлющей тьмой из той флешки, из полотна киноэкрана выливается на зрителя в тылу: мертвые в кадре, мертвые за кадром, мертвые когда-то держали камеру.


Топ Ган: Меверик. Джозеф Косинский.

Эмоциональный ум предпочитает назвать главным блокбастером года второго Аватар, но, чтобы дожать это звание, фильму Кэмерона было бы неплохо выйти немного раньше. Так сказать, настояться в сознании и расправить плечи в прокате.

А значит, битву сиквелов выигрывает второй Топ Ган. Том Круз — официально главная кинозвезда планеты. (Никто же не считает настоящими звездами Криса Хэмсворта и Тома Холланда?) Последний бастион персонализированных кассовых сборов, получивший свой самый успешный фильм, разменяв седьмой десяток. Трудоголик со вкусом.

Отставив Круза в сторонку, нужно отметить, что Меверик — чрезвычайно развлекательный фильм, чьи корни, чья морфология уходит в ту эпоху, когда трава была зеленее, солнце теплее, а самолеты летали в кадре так, что вибрировали не только кресла в кинотеатре, но и зрительские сердца.


Наблюдающий. Хлоя Окуно.

Джулия и Фрэнсис переезжают в Бухарест. У второго там новая работа, на которую он решил возложить все. Первая же, несмотря на неудобства, решила: «Почему бы не пойти на уступки». Об этой своей мягкости она быстро пожалеет, когда начнет замечать в окне напротив своего окна силуэт мужчины, который якобы намеренно почти каждый вечер на нее таращится. А вечера у Джулии в осеннем Бухаресте одинокие. Чувство одиночества поглотит женщину еще больше, когда выяснится, что ее тревогу никто не воспринимает серьезно.

Режиссерский дебют Хлои Окуно — совершенный маленький хоррор, в котором все сделано так, как надо. И это касается именно визуальной, технической, актерской части фильма. Того, как с сюжетом ведут себя те, кто его экранизирует. Ведь историю, рассказываемую в Наблюдающем, мы неоднократно видели, слышали, возможно, чувствовали сами. Но именно благодаря подаче она заползает зрителю под кожу. Заставляет периодически поглядывать в темный угол комнаты. Воспринимать опыт незнакомой женщины как свой.

Майка Монро (Джулия) же разделяет почетное звание Королева крика 2022 года вместе с Дженной Ортегой. (От Венздей никуда не деться).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу


Аполлон 101/2: Детство космической эры. Ричард Линклейтер.

1969 год. Американцы собрались на Луну. За процессом наблюдает вся нация и в том числе маленький мальчик по имени Стэнли. Главное событие целого поколения запечатлевается в его памяти и много лет спустя теснейшим образом переплетается с собственной биографией: взрослый Стэнли, возвращаясь в свое детство, вспоминает, как сам проходил подготовку к полету, и как сам садился в ракету. Все обыкновенно в атмосфере тотальной таинственности. Все это обычно выглядит как фантазия взрослого. Или нет.

Кинематограф исследователя эмоционального взросления американцев (и не только) Ричарда Линклейтера всегда был рядом с нами. Иногда заметно (гениальные Юность и трилогия Перед…), иногда не очень (например, великолепный Берни). Меньше с тем, в красивом, философском анимационном фильме Аполлон 10 ½ сошлось все, за что мы любим режиссера, и все, за что его могут полюбить неофиты: волнующее чувство невинности детства, меланхолическое бремя собственного наследия зрелости, желание чуда, мечты, которое разделяют все.

Если вспоминать очень важное событие из прошлого своего и своей страны, то только так.


Что-то в грязи. Джастин Бенсон, Аарон Мурхед.

Популярный и действительно эффектный фильм Все везде и сразу — это о путешествиях между измерениями для маленьких. Новый сай-фай от Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда Что-то в грязи — для взрослых. А значит, здесь нет кинематографических прыжков в другую реальность, пальцев-сосисок и концепции гигантского бейгла. А есть попытка двух 30-летних неудачников понять нечто необъятное: гравитационную и электромагнитную аномалию в своей квартире, тайны Лос-Анджелеса, магию кинематографа.

Бенсон и Мурхед (грандиозное Паранормальное) настойчиво, талантливо, малобюджетно расширяют вселенную своей фильмографии и еще ни разу не делали это столь касательно своего личного. Что-то в грязи — это трогательная попытка двух наделенных необычным видением создателей понять, зачем они вообще снимают кино. Ответ из-за бесконечного количества выкуренных сигарет и неудачных попыток отправиться в другое измерение, кажется, будет найден.


Варвар. Зак Крэггер.

Неосмотрительная девушка по имени Тесс приезжает в Детройт на собеседование и снимает дом в печально известном пригороде столицы Мичигана — Брайтмори. В доме она неожиданно встречает парня по имени Кит: на Airbnb произошла какая-то накладка. Полное понятного недоверия знакомство переходит в полную тревоги ночь, а потом происходит то, чего вообще никто не ожидал.

Варвар — это два хоррора по цене одного. И в обоих случаях режиссер и сценарист Зак Крэггер смог сохранить вау-эффект, чувство тревоги, кинематографический апломб. При этом есть здесь и некоторый смысловой хаос: понятная психологическая игра в первой половине сменяется чем-то кровавым, отталкивающим и концептуальным во второй, но это часть пути. Шарм Варвара заключается именно в том, что он все смешивает, спутывает, портит и держит покерфейс до самого конца. Guilty pleasure года.


Тар. Тодд Филд.

Один из лучших фильмов года прошел несправедливо тихо в прокате и почти мимо радаров на соответствующих ресурсах в Сети. По жанру он существует на грани психологической драмы, а также хоррора (какой год, такие и фильмы). Режиссер и сценарист Тодд Филд — уважаемый американский автор, выстраивающий свою фильмографию по принципу дефицита: последняя его картина Как маленькие дети вышла в 2006-м. Но главное здесь — Кейт Бланшетт в главной роли Лидии Тар — одной из лучших в истории женщин композиторов и дирижеров, очень сильной личности, а еще манипулятора и смертельно опасного абьюзера.

Филд не то чтобы прописал этому вымышленному персонажу оригинальные черты, но здесь фокус именно в феноменальной игре Бланшетт (скорее всего третий Оскар у нее в кармане) и в том, как тандем режиссер-актриса сотрудничает для максимального раскрытия главной героини и в том, какую среду создает режиссер вокруг нее.

Фильм Тар — это увеличительное стекло, направленное на одного человека. Мы видим ее взлет и падение, низость и красоту. Увлечение переходит в брезгливость. Во всех этих сословиях Бланшетт играет не скалу даже — гору, Эверест. Ее оружие — это талант, который она использует, чтобы усилить свою власть над людьми. Кажется именно об этой взаимоподпитывающей связи что-то и хочет нам сказать режиссер в своем исследовании самого мощного киноперсонажа года. Но опять-таки: Кейт Бланшетт!


Банши Инишерина. Мартин Макдон.

На тихом малолюдном острове, на той стороне Ирландии, куда немногие доезжают, происходит неожиданное: мужчина по имени Колм Доэрти решает прекратить дружбу с мужчиной по имени Падраик Суллябхан. Основной причиной Колм называет тотальную скучность Падраика. Тот конечно остается растерянным и обиженным. Иногда их драме вторит драма «материковая»: там продолжается Гражданская война 1922−1923 годов.

О сюжете нового фильма Мартина Макдоны (Залечь на дно в Брюгге, Три билборда за пределами Эббинга, Миссури) перед просмотром надо знать по меньшей мере. С другой стороны о нем много и не скажешь: все драматические перипетии скрываются среди несовершенств ландшафта острова Инишерин, озадаченных бровей Колина Фаррелла (пусть это также будет Оскар) и выпитых пинт темного.

В этом минимализме рождается лучшая история 2022 года. Она о хрупкости человеческих отношений, о бессмысленно пролитой крови и о судьбе, на которую мы все же способны влиять. Макдона продолжает достигать глубин понимания жизни, используя жанр «черный гуманизм с улыбкой на лице».


Блондинка. Эндрю Доминик.

Долгожданная кинобиография Мэрилин Монро в исполнении австралийца Эндрю Доминика ениальные документалки о Нике Кейве) сначала разделила аудиторию на Венецианском кинофестивале, а после выхода на Netflix, кажется, почти никому не понравилась. Дело здесь в неправильном позиционировании или в чем-то другом, не столь уж важно.

Блондинка Доминика — это нишевый продукт. Влажная галлюцинация по мотивам невеселой жизни главного секс-символа США, жесткое исследование мизогинии и сексизма в Голливуде прошлого века, исполненный сочувствия взгляд на талантливую актрису, которая в полной мере так и не взлетела. Доминик разбирает на части жизни Нормы Джин, чтобы показать, какой кошмар может получиться, если смешать детскую травму и отсутствие границ между личным и публичным. Люди тебя съедят.

Вместе с Аной де Армас они создали не классического типа биографическую картину о Мэрилин Монро, а линчевского пошива хоррор о человеке и обществе. Одиночка в толпе чудовищ. Плюс — в Блондинке лучшая операторская работа года.


Клондайк. Марина Эр Горбач.

Лето 2014 года. Село Грабово, что в Донецкой области. Ира, ее муж Толик и младший брат Юрик олицетворяют поведенческий хаос восточных украинцев того периода: женщина терпеть не может тупых коллаборантов и моральную слабость своего мужа, но она беременна и хочет жить там, где живет, Толик хоть и рукастый, но слишком зависит от своих отвратительных пророссийских друзей, мечтающих зажить «как дворяне», Юрик же стремится взять в руки оружие и выгнать ту нечисть со своей земли.

Падение Boeing 777 в окрестностях их села жизнь семьи легче не делает.

Фильм Клондайк Марины Эр Горбач — это, как сейчас говорят, база. Точка отсчета, если посмотреть на эту историю со стороны хронологической. Метафорический способ расставить фигуры на шахматной доске, если посмотреть на персонажей. А еще нелишняя попытка отдать должное тем, кто не стал Толиком и положил жизнь на борьбу с оккупантами.

Показать ещё новости
Радіо NV
X