Английский характер. Что расскажет о Великобритании 20-й фестиваль Новое британское кино

8 января 2021, 12:51

Известный британский критик Йен Хейдн Смит, автор книги Главное в истории кино и других трудов о кинематографе, рассказывает в колонке для НВ, почему стоит посетить 20-й фестиваль Новое британское кино, который в этом году пройдет онлайн.

Йен Хейдн Смит

британский кинокритик, автор книг о кино

2020-й должен был стать совершенно другим годом. Он начался довольно обыкновенно, даже несмотря на новости из Уханя, затем из Кореи, а вслед за ней Италии, которые предвещали, что что-то грядет. Но по мере того, как год подходит к концу [колонка была написана в декабре 2020 года, — НВ], становится ясно, — предсказать, что порядок вещей изменится столь быстро и столь драматично, [в начале года] было невозможно. Были затронуты все аспекты нашей жизни, начиная с того, с кем мы можем видеться, и заканчивая тем, как мы проживаем собственные жизни. Поменялась работа. Изменилось общение. Искусство, или же удовольствие от него, по большей части пришло в застой, — особенно, если им нельзя наслаждаться онлайн или не выходя из дома.

Видео дня

Это создало некоторую проблему для British Council и их ежегодного фестиваля Нового британского кино. Каждый год этот фестиваль становился возможностью отпраздновать последние британские премьеры, подчеркнуть разносторонность кинокультуры страны, но также обратить внимание и на темы и проблемы, с которыми сталкиваются государства во всем мире.

Как и во многих других странах, из-за пандемии и закрытия кинотеатров было выпущено очень малое количество новых британских фильмов. Но как же можно планировать программу фестиваля, имея лишь небольшое количество новых фильмов к показу и не располагая площадками, где их можно представить публике? Вместо того, чтобы отменять событие, было решено перенести фестиваль в онлайн; и вместо фокусирования на том, что происходит здесь и сейчас, это стало великолепной возможностью взглянуть на последние два десятилетия, чтобы увидеть, насколько за это время изменился кинематограф в Великобритании. И он действительно серьезно изменился.

Короткий экскурс в историю: британское кино было в достаточно здоровом состоянии в последовавшие за Второй мировой войны годы. Такие киностудии, как Gainsborough и Ealing, предлагали публике экстравагантные костюмированные драмы и признаваемые [публикой] комедии.

Кадр из фильма Субмарина (2010) (Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля)
Кадр из фильма Субмарина (2010) / Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля

В 1960-е «свингующий Лондон» [молодежное культурное направление в искусстве Британии, характеризующееся гедонизмом и стремлением к современности, — НВ] стал бьющимся сердцем моды и музыки. Фильмы захватили этот мир. 1970-е прославились несколькими классическими фильмами, но кинопроизводство упало, что практически привело к застою в индустрии кино в 1980-х. К тому моменту некоторые люди рассматривали британское кино как одно из двух: или как ленты с загородными домами и аристократией — давайте назовем это «съемочными площадками Аббатства Даунтон», — или же как драмы, разворачивающиеся в многоквартирных домах. Это слишком обширное описание, поэтому оно не может претендовать на точность, но в нем есть своя правда. Положение вещей поменялось в 1990-е, когда количество производимых британских фильмов выросло и страна стала важным хабом для международного кинопроизводства.

Что позволяет нам перейти к 2001 году — это самый ранний год, представленный в недельной программе британского кино, охватывающей два последних десятилетия. В тот год публика увидела остроумную разнузданную комедию Ночной шопинг и разворачивающуюся в Индии эпическую драму режиссера Азифа Кападии Воин. Этот фильм — ключ к тому, чтобы увидеть изменения в британском кинематографе. На то, что показывало британское кино, перестали накладываться какие бы то ни было ограничения, сравнимые со смирительной рубашкой, которые сужали все до границ Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Целью инклюзивности было охватить полный спектр «британства» в 21 веке, запечатлеть все проявления жизни. Как и в любой другой стране, национальная идентичность — это текучая концепция, и по мере того как мир становился теснее, это определение расширялось, — точно так же, как и персональная идентичность, которая ныне не связана никакими жесткими категориями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма Воин (2001) (Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля)
Кадр из фильма Воин (2001) / Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля

Увидеть фильмы, представленные на ретроспективе фестиваля Нового британского кино в этом году — от Воина и Ночного шопинга до Жилого комплекса Ред Роуд (2006), Субмарины (2010), Тираннозавра (2011), Леди Макбет (2016), Земли божьей, Самозванца (2012) и Зверя (2017) — это значит увидеть, насколько разным может быть британское кино. Оно все еще меняется, постоянно расширяет поднимаемые темы, и безусловно, ему еще есть куда двигаться. Но последние 20 лет [Британии] в кино не только показали, что изменилось в киносреде, но и насколько нынешняя Великобритания отличается от той, какой она была в 20 веке.

Ленты из программы фестиваля можно будет увидеть бесплатно с 8 до 17 января на сайте nbff.com.ua

Показать ещё новости
Радіо НВ
X