«Хочу, чтобы все люди проснулись». Режиссер Константин Томильченко рассказал о номере GO_A и опыте участия в Евровидении

22 мая 2021, 21:04

В субботу, 22 мая, в Роттердаме состоится финал Евровидения 2021. Группа GO_A поборется за право Украины принимать конкурс в 2022 году. НВ поговорил с режиссером-постановщиком шоу Константином Томильченко о песне, идее и находках постановки.

Константин Томильченко (Фото: @Константин Томильченко/Facebook)
Константин Томильченко / Фото: @Константин Томильченко/Facebook

С Евровидением Константина Томильченко связывают давние отношения — от выступления на сцене в качестве танцора (шоу Гринджолы в 2005 году) до постановки и режиссуры победного номера Джамалы в 2016 году.

Видео дня

Сейчас же вся Европа (и не только) обсуждает шоу украинской группы GO_A, над постановкой которого он работал вместе с коллегой и партнером Александром Братковским, который сейчас находится в Роттердаме и контролирует репетиции и выступления.

Видео выступления GO_A уже четыре дня занимает первое место в трендах YouTube, а сама песня Шум оказалась на пятом месте в глобальном рейтинге 50 Viral Spotify.

Накануне финала НВ поговорил с Константином Томильченко о работе над шоу, песне, идее постановки и впечатлениях от работы на Евровидении. Прочитав интервью, включите видео выступления GO_A. Уверены, шоу заиграет новыми красками, а вас ждет немало открытий и отгадок.

Евровидение 2021 — онлайн-трансляция

О Евровидении

Для меня Евровидение, как и любое талант-шоу — это площадка для старта, благодаря которой можно распознать тенденции в поп-музыке. И если раньше, в 70-х — 80-х годах, это был конкурс песни, то сейчас он вышел далеко за ее рамки. Это не только сценическое шоу. Очень многое происходит за пределами сцены — в социальном пространстве, и происходящее влияет на ту или иную песню, исполнителя, сам конкурс.

Когда я впервые попал на шоу, в 2005 году, я был удивлен уровню организации мероприятия — сценическим подходом, форматом шоу. Ни с чем подобным я на тот момент в Украине не сталкивался. И это я тогда увидел далеко не всю работу!

А наибольшее впечатление на меня произвело Евровидение 2012 года, которое принимал Азербайджан. Тот конкурс стал настоящим прорывом, и это касалось не только каких-то новшеств и технологических разработок, зрелищности номеров, но и подбора участников. Тогда я впервые увидел, как режиссеры монтируют видео в прямом эфире! Это было для меня открытием. А самым ярким шоу я до сих пор считаю выступление победительницы 2012 года Loreen с песней Euphoria.

Сейчас же возможностей для различных сфер, таких как стейж сетап, режиссерских идей, графического контента стало намного больше. Это значит, что люди, задействованные в постановке шоу, могут что-то добавить в представление песни. Как в принципе, вышло с нашей песней Шум. В ней сложилось все — номер, песня. И все сейчас гармонирует.

Зал Ahoy Arena на Евровидении 2021 (Фото: NPO/NOS/AVROTROS NATHAN REINDS)
Зал Ahoy Arena на Евровидении 2021 / Фото: NPO/NOS/AVROTROS NATHAN REINDS

О песне Шум

Я не меломан в электрофолке, но сама песня качала. С первого прослушивания. Катя [Екатерина Павленко] как-то нетривиально смогла донести украинскую аутентику не по-народному.

По груву и по качу мне первый вариант был более близок чем второй, но это не есть что-то сверхважное или сверхзначимое. Возможно, все потому, что сама идея придумывалась под первую версию, потому что она больше зашла и являлась семенем, которое послужило для самой концепции идеи. Мы очень долго пытались абстрагироваться от клипа, который ребята выпустили (первый клип в медицинских костюмах — nv.ua).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Его минималистичная стерильность очень интересна, потому мы с Сашей Братковским очень долго пытались понять, куда нам двигаться. Я понимал, что она в клипе самодостаточна. Это как с Микеланджело, нарисовавшим Сикстинскую капеллу. Он настолько превознес красоту обнаженного тела, что все попытки превознести красоту тела еще больше, оказывались пошлостью. Поэтому мы поковырялись с этой идеей и отказались от нее.

Об идее постановки

Слушая песню про Шум, я понимал, это некая обрядовая песня, которая рассказывает о приходе весны, обряде возрождения, появления новой жизни. То есть Шум — это некая новая жизнь, потому что после смерти всегда идет жизнь.

Этот Шум, к которому мы обращаемся и пытаемся достучаться, я для себя идентифицировал очень интересно. Я почему-то вдруг подумал, что Шум есть людях. Я начал думать о людях, заточенных в своих маленьких коробочках: кто в квартирах, кто в домах. По сути, это такие боксы. И мы сами создаем себе такой бокс из информационного шума.

Информационный шум для меня — это любая информация, которой мы питаемся, из чего в принципе состоим. Человек состоит из того, что он слышит, во что он верит. Взять, например, цитату из Библии: «По вере вашей да будет вам». По сути, это не о религии. А о том, что во что ты веришь, то тебе и будет даваться.

REUTERS/Piroschka van de Wouw
Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw

Вот этот Шум — это новая жизнь. Далее у меня возникла идея, что мы, люди, забыли о настоящем живом природном общении. Может быть это отголоски того, что происходит сейчас с людьми, когда их разделяют. Их разделили из-за карантина, их вынудили находиться в своих маленьких мирках. И вот это разъединение у меня сложилось в необходимость достучаться до людей.

Я подумал, что Шум — это тротил, необходимый, чтобы пробить шум, достучаться до природного, настоящего, забытого, заключенного в каждом человеке. Нам природно общаться друг с другом, нам природно видеть солнце, нам природно выходить на природу и радоваться природе. И вообще природа, как таковая, это что-то живое.

Если мы говорим про начало постановки, то там есть солнце, которое встает и озаряет людей, спящих в кубах. Внимательно присмотревшись, вы увидите фигуры людей, которые пребывают в каком-то летаргическом сне. Они спят — мы все спим. И мне хочется, чтобы все люди проснулись. Пробуждение здесь на духовном уровне, обращение к природе, чему-то настоящему, живому.

EBU / ANDRES PUTTING
Фото: EBU / ANDRES PUTTING

Когда я объяснял ребятам из GO_A идею постановки, я говорил им, что Шум у них внутри уже есть, они сообщают о нем, они первые, кто проснулись, вышли и несут его людям. Что есть такой шум, который нужно пробить, а есть другой шум. Есть шум информационный, а есть шум листвы, деревьев, реки и всего природного, в том числе человеческих отношений.

Вся постановка, каждое движение по графике связано с пробуждением. Когда мы с командой графиков обсуждали графическое решение, я не давал им референсов, я рассказывал историю и объяснял песню. А потом мне нужно было их творчество. Как сказала одна из членов нашей команды — это тот случай, когда вся графика и весь дизайн продиктован режиссурой.

О находках шоу, которыми гордится

Находка номер один — это команда, которая работала над шоу. Создав много шоу и постановок, я все больше убеждаюсь, насколько воплощение идеи может зависть от людей. Над номером GO_A работала наша с моим партнером Сашей Братковским компания RedRabbit, а весь продакшен выполняла команда СТБ: стейджет, съемки бекапного номера на One Location, всю графику, костюмы. Это был большой конгломерат людей, с которыми мы очень быстро без всяких елозеней, недопониманий, очень гармонично все придумали. Мы словно плыли по течению реки — все текло и не было ничего против.

Находка номер два — это нимб в финале. Его мы придумали вместе с нашим хореографом Максимом Пекным. На первой репетиции в руках у танцоров были бубны, потому что мы изначально понимали, что в руках у танцоров должны быть какие-то элементы, связанные с обрядовым действом.

EBU / THOMAS HANSES
Фото: EBU / THOMAS HANSES

Но мы не хотели углубляться в традиционную историю: бубны, бубны, бубны. Раз уж мы придумали стилистику киберпанка, необходимо было в ней оставаться. И тогда родилась идея со светящимися бубнами (некоторым зрителям они напомнили кольца из фильма Трон — nv.ua). Ребята начали с ними работать, но нам показалось, что в движениях чего-то не хватает. Вроде бы и классно выглядит, и светят, но хочется чего-то еще. И тут Макс предложил: а давай ребята их сзади поднимут, и получится, как бы нимб.

EBU / ANDRES PUTTING
Фото: EBU / ANDRES PUTTING

Еще одна находка — это графика. Мне нужно было, чтобы наши графические дизайнеры для одного из фрагментов шоу изобразили информационный поток. Когда я объяснял идею, я привел в пример фильм Газонокосильщик, главный герой которого считывал любую информацию и в любых объемах. Чтобы проиллюстрировать второй куплет мне нужен был просто поток информации любой, какие-то графические шумы, через которые что-то пробивается. Когда я увидел результат, я попросил добавить любых элементы животного мира, какие только придут в голову. В итоге на экране можно увидеть тигров, которые просто бегут, муравьев и кролика, которого я попросил добавить.

EBU / ANDRES PUTTING
Фото: EBU / ANDRES PUTTING

О постановке танца

Мне нравятся аллегоричные номера. Наш плот — это аллегория движения сквозь пространство, а также отдельного островка, на котором находятся наши герои. Кроме того, плот — это связь нашего времени с будущим, потому что действия постановки происходят в будущем. Наши герои — это пилигримы, они исполняют обряд будущего, скажем, третьего тысячелетия.

Мне нравится аллегория, мне нравится, когда люди смотрят, и о чем-то задумываются, что-то узнают. В этом и есть специфика самих приемов. Это очень интересно и классно, потому что зритель начинает что-то придумывать, додумывать, в нем что-то откликается.

Что касается самой хореографии, то отнести ее к какому-то стилю нельзя. Представьте себе обряд, который исполняется в третьем тысячелетии. Мы задали себе такую тему и в ней импровизировали. Мне кажется, что это самая правильная форма, в которой надо придумывать нечто несуществующее.

EBU / ANDRES PUTTING
Фото: EBU / ANDRES PUTTING

О выступлении в полуфинале и замечаниях к шоу

Замечаний было достаточно до [Евровидения], потому что репетиции происходили достаточно нервозно. И нервы включались, и Катя пыталась найти себя в этом богатстве сцены, света и всего остального. В ее сценической карьере это первое такое выступление. Даже самая бывалая звезда всегда перед выходом на сцену волнуется. Катя поборола и продолжает бороть себя, группа срастается в процессе, становясь одним целым.

Выступление в полуфинале удалось, мне кажется. Катя выполнила все, что хотела. Она дала ту энергетику, которую хотелось бы видеть от нее. А энергетика у нее очень специфическая. Она интересна в своей непредсказуемости. Для меня она загадка. Я даже, когда ей в глаза смотрю — я до конца ничего не понимаю. В этом есть притягательность.

Шоу очень хорошо получилось в том варианте раскадровки и в том варианте представления песни. Удалось попасть везде и сделать то, что хотелось. Полуфинал очень важен для того, чтобы разогреться, почувствовать драйв и уверенность. Я надеюсь, что Катя их почувствовала, и думаю, в финале ей будет намного легче.

EBU / ANDRES PUTTING
Фото: EBU / ANDRES PUTTING

О других участниках первого полуфинала

Из первого полуфинала выделил бы: Литва — харизматичный вокалист и качевый трек; Швеция — сильная песня и номер со вкусом. Ну и на фоне всего наше выступление очень выделяется! Что не может не радовать.

О формуле успеха

У меня одна формула. Вас должно качать то, что вы делает, вам должно нравится и вы должны чувствовать какой-то прилив. Я чувствую прилив спокойствия, необременения, когда ты не преодолеваешь что-то, а наоборот, созидаешь. Если есть процесс созидания, а не преодоления, то мне кажется, что это и есть звоночек о том, что вот это и есть то, что надо.

Это не фактор успеха, потому что успех, мне кажется, зависит от многих вещей. Виктор Цой очень хорошо ответил на вопрос о своей успешности: «Я просто попал во время, тогда, когда эти песни очень актуальны. Если бы это было другое время — я бы никуда не попал. И мои песни навряд ли бы кто-то слушал».

У успеха есть много факторов, которые опосредованы от нас. Можно много работать, но есть факторы, которые влияют на успешность, но вы не знаете этих факторов и повлиять на них не можете. Все, что ты можешь сделать — это сделать максимум от себя. Этот максимум — это, когда тебя качает от того, что ты делаешь и ты созидаешь. Это созидание. Это очень богатые ощущения внутри. Не важно, что вы созидаете — постановку или выращиваете подсолнух, строите дом или делаете керамическую поделку. Ощущение созидания — это один из факторов, который может сложиться как пазл с другими факторами, не зависящими от вас. И тогда наступит успех.

Напомним, гранд-финал Евровидения 2021 состоится в субботу, 22 мая. Трансляция начнется в 22:00. Украина поднимется на сцену под номером 19.

Посмотреть трансляцию Евровидения 2021 в Украине можно будет сразу на двух телеканалах — СТБ і UA: Перший. NV.ua будет традиционно вести текстовую онлайн-трансляцию конкурса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X