«Шоу, которое дает шанс». Музыкальный журналист Игорь Панасов — об украинском Нацотборе, тенденциях Евровидения и феномене GO_A

30 июня 2021, 09:48

Известный украинский музыкальный журналист Игорь Панасов по просьбе НВ анализирует украинский Нацотбор, который уже пять лет проходит в новом формате и дарит Украине дополнительный повод для гордости.

В феврале 2016 года телеканал СТБ и общественный вещатель UA: Суспільне совместно провели Национальный отбор на Международный песенный конкурс Евровидение в новом формате. За пять лет конкурс помог украинскому зрителю узнать и полюбить живую украинскую музыку, став настоящим фестивалем новой актуальной украинской музыки. За пять лет на сцене Нацотбора выступили 60 исполнителей.

Видео дня

Один из победителей Нацотбора — Джамала привезла в Украину победу в Евровидении 2016, а участник 2021 года GO_A хоть и заняла почетное пятое место, но произвела настоящий фурор в европейских музыкальных чартах и в очередной раз подтвердила реноме Украины как страны, которая всякий раз дарит конкурсу яркую песню и невероятное шоу.

Каждый же Нацотбор его организаторы превращают в знакомство с украинской музыкой, в котором молодые и малоизвестные исполнители получают возможность выступить наравне с уже известными музыкантами. Ведь для Украины эмоции от выступления в Евровидении сравнимы с эмоциями, которые испытывают футбольные болельщики, когда сборная страны выступает в чемпионате Европы или мира.

Игорь Панасов

Музыкальный обозреватель и директор по развитию музыкальной премии Yuna

Украинский музыкальный обозреватель, директор по развитию музыкальной премии Yuna Игорь Панасов проанализировал феномен успеха GO_A и роль в этом украинского Нацотбора на Евровидение.

— Накануне финала Евровидения вы спрогнозировали победу Maneskin. Заметили ли вы какую-то тенденцию в выборе победителей за последние годы? И идет ли украинский Нацотбор в ногу со временем?

— Никакой ярко выраженной тенденции на Евровидении я не вижу за последние годы, кроме того, что выбираются в победители артисты, которые выделяются как характер, личность, персонаж. Песня идет уже вторым планом и это, на мой взгляд, отражает общую мировую тенденцию шоу-бизнеса, что не музыка является ключевым параметром, по которому определяется нынешний сильный игрок в музыкальной индустрии. А человек — личность, смыслы, образы, которые он несет с собой. К примеру, Билли Айлиш, последняя топовая мировая звезда — это же целый архетип, который выражает собой современного подростка, ищущего свое место в бурном мире и довольно сильно страдающего во время этих поисков.

Такая тенденция прослеживается с Евровидения 2014 и победы Кончиты Вурст. Пожалуй, после Даны Интернэшнл (выиграла в 1998 году) это был первый персонаж по-настоящему яркий, необычный, который стал победителем конкурса. Можно как угодно к нему относиться — нравится, не нравится — это дело десятое. Важно, что это отличается от других. После Вурст, с перерывом на 2015 год, когда выиграл, на мой взгляд, абсолютно бесцветный швед Монс Сельмерлёв (он победил за счет технологичного номера, когда электронная реальность, прорисованная на сцене, была еще в новинку). Все остальные победители — Джамала, Сальвадор Собрал, Netta, теперь вот победители 2021 года Maneskin — это харизма. Это артисты, за которыми стоит какая-то история, а они своим поведением, словами, исполнением песни эту историю олицетворяют и делают живой для зрителя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

@Jamala/Facebook
Фото: @Jamala/Facebook

Если размышлять в этом направлении, то выбирая O.Torvald или Melovin, Украина и ее Нацотбор действительно следовали этому тренду. O.Torvald в 2017 году пели антивоенную песню в рок-ключе, абсолютно органично и гармонично с собственным стилем, подачей и духом времени той страны, которую они представляют. И выделялись на фоне других участников.

Melovin — один из немногих наших артистов, выросший из талант-шоу, которые у нас не производят звезд, если только участника не подхватил вовремя продюсер. Но чаще всего это не победители — Alekseev, Tayanna, Kazka не выигрывали этих шоу, но выросли в статусе, потому что начали сотрудничать с продюсерами и менеджерами. И вот на таком фоне Melovin становится звездой, и при этом он победитель X-Фактор, то есть это особенная фигура. Его победа на Нацотборе свидетельствовала о том, что жюри вместе со зрителями в сумме сошлись на том, что этот герой достоин права представлять страну.

Поэтому в большинстве случаев, мне кажется, наш Нацотбор идет именно за этим трендом: необычный, яркий, насыщенный персонаж и история, стоящая за ним, или история больше, чем сам персонаж, как в случае с O.Torvald или Джамалой.

— Часто можно услышать претензии, почему мы не отправляем на Евровидение известных исполнителей? Те же Go_A вызывали огромный негатив на себя, когда выиграли Нацотбор, дескать, кто это? Учитывая европейское послевкусие от выступления GO_A, которое тянется до сих пор (первые места в рейтингах Spotify, Amazon Music, Apple Music, попадание в чарт Billboard) — это выигрышная тактика, выбирать неизвестных, малоизвестных исполнителей, или все-таки нет?

— Тут довольно простой показатель для того, чтобы понять, выигрышная или не выигрышная тактика. Мы смотрим на занятые места и понимаем, что, грубо говоря, раз на раз не приходится. То есть именно этот обновленный Нацотбор выбрал в свое время Джамалу, которая поехала и выиграла. Именно этот Нацотбор выбрал в свое время O.Torvald, который занял 24-е место из 26. Этот же Нацотбор выбрал Go_A, которые заняли почетное пятое место и произвели такой фурор, что вся страна гордится ими. Melovin страна тоже гордилась, но он занял 17-е место.

Выступление Melovin на Евровидении 2018 (Фото: @Melovin/Facebook)
Выступление Melovin на Евровидении 2018 / Фото: @Melovin/Facebook

Это говорит о том, что тактика не выигрышная и не проигрышная. Все зависит от того, попадает ли артист, выбранный нами, в общее настроение европейских телезрителей, ситуативный дух времени, потому что много зависит от настроения людей, которые голосуют.

Я отмечу тут одну деталь: за исключением O.Torvald, даже в случае, когда итоговое место было не очень высоким (как у Melovin), зрительское голосование всегда ставит Украину выше, чем голосование жюри. Джамала, кстати, тоже выиграла за счет зрительского голосования.

Новое правило показывать голоса жюри и голоса зрителей отдельно началось как раз с конкурса 2016 года. Джамала стала первой, кто выиграл конкурс в новом формате объявления баллов. Пять конкурсов в таком формате прошло, и мы видим, что аудитория намного теплее относится к тому, что представляет Украина для Европы, чем профессиональное жюри.

Если не искать сейчас теории заговоров и не пытаться мыслить геополитикой (хотя сложно не мыслить геополитикой в связи с Евровидением), значит у людей, которые являются экспертами, смотрят и оценивают номера, больше претензий к украинским артистам, чем у слушателей. Получается, наши артисты умеют захватить сердца людей, умеют понравиться аудитории. Но при этом они недостаточно убедительны для экспертов шоу-бизнеса из разных стран, которые привлекаются для голосования.

Я сейчас не буду делать никакого вывода из этого, это просто мысль, которую есть смысл обдумывать, в том числе и организаторам нашего Нацотбора. Возможно, это поможет усилиться, потому что, чем больше данных ты учитываешь, тем больше пользы тебе может принести итоговый результат. Поэтому нет идеальной выигрышной тактики. Результат зависит от очень многих обстоятельств, в том числе и от сиюминутного настроения людей, которые отдают свои голоса.

— Назовите, пожалуйста, составляющие успеха Go_A.

— Я могу откровенно сказать, что, при всей любви к группе (я слежу за ними с 2014 года), для меня Евровидение — это черта, которая разделяет историю GO_A на до и после.

До Евровидения мне было очевидно, что группа выбрала удачный формат, сочетание фолка и танцевальной техномузыки, но бьется головой в потолок. То есть они выбрали удачную форму, и в то же время эта форма их сковывает, она годами не давала им развиваться и показывать что-то новое.

И когда в 2020 году на Нацотборе зрители и жюри выбрали GO_A, я тогда открыто сказал, что был в зале, видел реакцию людей. Людей это заводит, они моментально начинали аплодировать, пританцовывать и т. д., я сказал тогда в эфире Радио Проминь, что это музыка, которая на массы очень позитивно действует и в этом смысле она абсолютно правильно и перспективно выбрана.

Но среди конкурентов GO_A по Нацотбору 2020 года были артисты, которые, на мой взгляд, как люди, достигшие чего-то в музыке как в искусстве, на тот момент были на порядок выше, чем группа GO_A. И для меня это была такая коллизия. С одной стороны, правильно выбрали песню и группу, которая, грубо говоря, качает. А с другой стороны, чтобы презентовать страну как более модную в музыкальном плане, я бы точно выбирал Khayat, потому что в его творчестве есть одновременно и этническая нота, и в то же время он делает очень модную музыку.

Выступление GO_A на Нацотборе на Евровидение 2020 (Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua)
Выступление GO_A на Нацотборе на Евровидение 2020 / Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua

Если бы не пандемия, Евровидение прошло бы в прошлом году и GO_A в том своем состоянии поехали с песней Соловей, результат был бы намного хуже. Почему? Потому что год, который ушел у них на подготовку, они использовали сполна. У них была возможность, которой не было у других участников от Украины прошлых лет — они год смогли готовиться. Более того, у них была возможность усилиться, а именно — поменять песню.

Это уже совершенно другая обстановка. Одно дело, когда ты выигрываешь Нацотбор и у тебя через три месяца выход на сцену, а за это время надо сделать постановку номера, продумать костюмы… Люди уходят в такую рутину в эти месяцы… Игорь Тарнопольский (продюсер Джамалы — nv.ua) многократно и красочно описывал весь процесс подготовки. А здесь ситуация была другая, у них была возможность продумать, взвесить, пересмотреть, отыграть назад, попробовать варианты. И я в полном восторге от того, как группа GO_A разобралась с этим временем, они настолько продуктивно его провели, настолько классно продумали все, чтобы этот номер выглядел достойно… Получилась отличная комбинация с Константином Томильченко как с режиссером этого номера, он один из немногих людей, который работает с большими формами, такими как шоу Вартові мрій, Дім Таємничих пригод и Winterra.

Он понимает, что такое телережиссура и как нужно сделать номер, который впечатлит. И у Константина Томильченко было время, чтобы все взвесить, продумать. Все это вкупе дало козыри GO_A, которыми они воспользовались. Это шанс, который они реализовали. За этот год они просто выросли, они стали на голову сильнее самих себя, пришедших на Нацотбор.

Не думаю, что имеет смысл делать тайну из того, что Руслан Квинта (продюсер Нацотбора — nv.ua), когда подбирал участников Нацотбора, немножко со мной общался по этому поводу еще до выбора полуфиналистов. Он мне присылал видео GO_A в качестве претендентов на участие. Я тогда посмотрел и подумал: как же это зелено все выглядит, насколько они неуверены в себе, насколько не чувствуют пространство, камеру, внимание к себе.

Прошел год с небольшим, и я увидел совершенно другую картину: Катя настолько круто начала понимать, что делать с аудиторией, как себя вести, как подавать образ. Это говорит о том, что человек провел над собой просто титаническую работу за год. Это заслуживает только аплодисментов.

GO_A на Нацотборе на Евровидение 2020 (Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua)
GO_A на Нацотборе на Евровидение 2020 / Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua

— Какую роль играет Нацотбор на СТБ для украинской музыки в целом?

— Украинское телевидение практически не уделяет внимания артистам, которые создают свой собственный контент и находятся на начальном этапе своего развития. Телевидение берет либо звезд, которые уже состоялись, и показывает их сольники или сажает их в кресла талант-шоу; или берет исполнителей каверов, которые приходят и занимают все прайм-таймовые эфиры, исполняя всем известные песни. Мне эта логика понятна, это логика телевидения, она такая во всех странах абсолютно, потому что талант-шоу не производят мировых звезд ни в Америке, ни в Великобритании, я имею в виду массово. Есть исключения вроде группы One Direction, а в основном — нет, телевидение решает свои задачи.

И только в случае с Нацотбором и его нестандартным форматом происходит симбиоз одного и другого. С одной стороны мы получаем шоу, в которое вовлекается огромная многомиллионная аудитория, потому что Евровидение у нас как формат, как площадка очень популярно, когда переживание за страну на Евровидении можно сравнить с переживанием за сборную Украины по футболу на Евро.

Игорь Панасов и Андрей Данилко на Нацотборе на Евровидение 2020 (Фото: @из личного архива Игоря Панасова)
Игорь Панасов и Андрей Данилко на Нацотборе на Евровидение 2020 / Фото: @из личного архива Игоря Панасова

А с другой стороны это узкий, маленький медийный коридор для артистов, которые и мечтать о таком не могли в своей обычной жизни. Я имею в виду группу PUR: PUR, Vivienne Mort, ЦеШо, Aghiazma и многие другие. Воспользуется артист этим медийным вниманием или нет, зависит во многом от него, его команды и умения конвертировать информационную активность в концертную и т. д. Но, главное, он получает такой шанс.

Рома Бахарев из Bahroma (один из участников Нацотбора 2019 года — nv.ua) рассказывал мне, что сразу же после Нацотбора количество концертов возрастает, появляются промоутеры, до которых доходит, что есть такая неплохая группа, оказывается. Они, видимо, после выступления слушают альбом, смотрят на просмотры клипов и понимают, что это в принципе неплохой артист для клуба на 200−300 человек в каком-нибудь областном центре, не обязательно миллионнике, а это значит, пусть и немного, но можно заработать на нем. Ведь такого артиста проще продавать, потому что его показали по телевизору в прайм-тайм, а если он еще и вышел в финал, так вообще.

Или возьмем более свежий пример, группу Tvorchi из последнего Нацотбора. Я не мог себе представить, что они должны сделать, чтобы их увидели сразу одновременно миллионы украинцев? Для таких музыкантов у нас нет «лифтов» в музыкальной индустрии, в медийном пространстве, поэтому Нацотбор, который проводят СТБ и UA: Суспільне, в этом смысле абсолютно уникален. Он дает шанс показаться, заявить о себе и, собрав, грубо говоря, пять-десять тысяч новых приверженцев, которые поверили в тебя благодаря этим эфирам, увеличить свою собственную, назовем это умным словом, капитализацию на рынке.

TVORCHI на Нацотборе на Евровидение 2020 (Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua)
TVORCHI на Нацотборе на Евровидение 2020 / Фото: @Олекса Коцинский/nv.ua

Нацотбор помогает проявить себя как артисту и как личности. Потому что во время того же общения с ведущим конкурса Сергеем Притулой проявляется характер конкурсанта, а это тоже важно. Многим не нравится, что Притула прессует артистов вопросами, и речь не только о вопросах про Крым. А мне нравится, как он вступает во взаимодействие с музыкантами и дает им раскрыться за три минуты общения.

Ведущий Нацотбора Сергей Притула и Rozhden (Фото: @Олекса Коцинский)
Ведущий Нацотбора Сергей Притула и Rozhden / Фото: @Олекса Коцинский

Вообще, Притула в качестве ведущего Нацотбора — это просто идеальное сочетание развлекательного и серьезного. Он умеет давать нужный контент, выжимать полезную информацию и из членов жюри, и из артистов. Я уже молчу о том, как он умеет в паузах между включениями прямого эфира общаться с залом. Зрители все время пребывают в приподнятом настроении, в ДК КПИ царит атмосфера праздника и предвкушение яркого соревнования.

Потому, собственно, это главная польза, которую приносит нацотбор украинской музыкальной индустрии и которую больше не дает ни один телепроект на топовых каналах. Нишевые каналы не могут дать такие охваты и бонусы, которые получает артист во время эфиров Нацотбора на СТБ.

— Сколько имен открыл Нацотбор аудитории за эти годы?

— Думаю, что те феноменальные успехи, которые последние пять лет показывает группа The Hardkiss, отчасти связаны с 2016 годом, когда они были среди фаворитов Нацотбора. Сейчас уже многие об этом и не помнят, наверное. Да и маленькая вставка на украинском языке в конкурсной песне Helpless стала переходным звеном между почти тотально англоязычным творчеством The Hardkiss к преимущественно украиноязычному. Ведь именно весной 2016 года, через несколько месяцев после Нацотбора, The Hardkiss выпустили песню Антарктида и начался новый этап в их карьере. И теперь песни на украинском составляют 60−65% репертуара группы.

The Hardkiss на Нацотборе на Евровидение 2016 (Фото: @Андрей Максимов)
The Hardkiss на Нацотборе на Евровидение 2016 / Фото: @Андрей Максимов

Открытие 2017 года — это Vivienne Mort, конечно же. Понятно, что эта группа все равно была и остается нишевой, но благодаря Нацотбору, услышав их песню, огромное количество людей написало в соцсетях: «Ничего себе, у нас есть такая группа?!» Я думаю, что это повлияло на то, что уже в 2018-м Vivienne Mort впервые смогли выступить с аншлагом в Октябрьском в Киеве.

Vivienne Mort на Нацотборе на Евровидение 2017 (Фото: @stb.ua)
Vivienne Mort на Нацотборе на Евровидение 2017 / Фото: @stb.ua

Melovin тоже стал открытием, потому что аудитория, которая смотрит X-Фактор — более узкая, чем та, которая смотрит Нацотбор. Поэтому думаю, для Melovin, безусловно, победа в Нацотборе стала значительным прыжком.

MARUV в 2019-м, конечно, очень заметной стала благодаря Нацотбору. И не только из-за скандала, а вообще из-за своей нестандартной артистической стилистики. Наверное, еще Tvorchi — их успех мы видим по результатам премии YUNA 2021. (Группа получила три награды Yuna — Лучшая поп-группа, Лучший альбом, Лучший электронный хит — nv.ua) Понятно, что пандемия повлияла на их развитие, если бы у них были концерты весь 2020 год, они бы заработанный на Нацотборе капитал быстро конвертировали в концерты, фестивали, но, увы, не получилось. Группа выпустила альбом и несколько клипов, я рад, что эксперты это заметили, оценили и проголосовали за них.

— Каким вы видите будущее Go_A? Сейчас уже их выступления заявлены на нескольких международных европейских фестивалях, песня все еще «шумит» в мировых чартах на первых местах, в некоторых даже выше победителей Евровидения.

— У участников Евровидения, а тем более если они стали одними из фаворитов, в принципе небольшой гастрольный график всегда вырисовывается, у всех. Потому что промоутеры после конкурса цепляются за это и пытаются собрать сливки. Но большинство этих артистов уже в следующем году Европе неинтересны и всему остальному миру не нужны. Таких, которые прямо поступательно пошли вверх, среди участников Евровидения уже давно не было.

Поэтому это нормально, это здорово, но это такая волна, которая является последствием конкурса. Вопрос же в том, чтобы закрепить успех. Учитывая пандемию, ограничения, непредсказуемость предстоящих осени и зимы, прогноз для любого участника музыкальной индустрии делать сложно.

Выступление GO_A на Евровидении 2021 (Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw)
Выступление GO_A на Евровидении 2021 / Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw

Пока понятно, что лето у GO_A сейчас уйдет на выступления на фестивалях. Я бы на месте ребят, конечно, сосредоточился на том, чтобы осенью выпустить пару красивых клипов, чтобы под конец 2021 года или в начале следующего выпустить альбом. Чтобы вот это внимание, которое они сейчас захватили, не угасло, чтобы эта волна не ушла, надо подтверждать свое место в инфополе контентом. Тем более, что сейчас те, кто узнал их по одной песне, они же хотят чего-то нового от них.

Надо показывать, что да, это не случайность, что вам это понравилось, смотрите, а мы еще умеем так и так. И тогда этого будет достаточно для того, чтобы войти в 2022 год и в нем, когда, я очень надеюсь, пандемия начнет нас отпускать, сделать большое красивое шоу. Если правильно распорядиться этим временем, Go_A совершенно спокойно могут на весну 2022 года заказывать Дворец спорта в Киеве, потому что их музыка — это дискотека. Если правильно выстроить программу и грамотно ее подать с красивой визуализацией, то там, грубо говоря, будет 15−20 минут на передышки и полтора часа таких танцев, что люди просто встанут на уши. Я такой маршрут себе вижу, а какой видят GO_A — это, конечно, вопрос к ним.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X