Особенности развития. Рецензия на фильм Этот дождь никогда не закончится

3 октября, 08:33
Рецензия на фильм Этот дождь никогда не закончится (Фото:кадр из фильма)

Рецензия на фильм Этот дождь никогда не закончится (Фото:кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Этот дождь никогда не закончится — документальная лента Алины Горловой, путь которой в украинские кинотеатры был не то чтобы сложным, но длинным. Впрочем, кажется, именно сейчас для нее наступил наиболее актуальный момент, ведь те полные черно-белой аудиовизуальной поэтики философские размышления, вместе с центральной историей картины Горловой, ложатся на украинский сентябрь 2022 года, к сожалению, очень гармонично.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Свою первую серьезную награду фильм Этот дождь никогда не закончится получил на престижном Международном фестивале документального кино в Амстердаме еще в 2020 году. Одну из последних — на кинофестивале Союза украинских кинокритиков Киноколо в 2021-м. Но главной наградой для готового кинофильма является зрительское внимание. Хотелось бы, чтобы оно не обошло ленту Горловой.

Видео дня

Сюжет

Костяк фильма Этот дождь никогда не закончится — в истории 20-летнего полукурда, полуукраинца, студента и работника Красного Креста — Андрея Сулеймана.

Когда началась война в Сирии, он переехал в Лисичанск. Когда в 2014 году началась российско-украинская война, Андрей решил уже не убегать, а начать помогать новой родине.

Еще у Андрея есть брат. Он живет в Германии и собирается жениться. К такой же судьбе Андрея толкают родители, но парень чувствует, что это не его путь. Он хочет продолжать помогать тем, кто страдает войной, и решает посетить родственников в Иракском Курдистане.

Исполнение

Иногда для того, чтобы увидеть красоту фотографии, нужно немного расфокусировать взгляд. Увидеть не что-нибудь конкретное, а совокупность элементов, творящих кадр. Более менее такой же принцип анализа справедлив и в случае фильма Этот дождь никогда не закончится. Это отвлеченная документальная лента, рассказывающая далеко не только конкретную историю парня по имени Андрей. Авторы с помощью нее и еще с помощью мощного визуального символизма, пойманного оператором Вячеславом Цветковым, пытаются натолкнуть зрителя на философские размышления о войне как постоянный, непрерывный процесс, в котором живет человечество.

Поэтому внимание камеры часто отвлекается от Сулеймана. Фильм даже начинается не с него: какой-то мужичок в какой-то деревне дружит с котом и, несмотря на постоянные обстрелы, купается в реке. Где-то рядом ремонтируют танки. В Германии проходит очередной Прайд. Да и мимо самого Андрея рутинно мигрируют потоки людей. Куда и откуда — понятно: с того места, где опасно, в то, где, по их усмотрению, есть шанс выжить.

Разделенная на главы история самого Андрея таким образом становится точкой входа в этот поток. Некий ключ к пониманию послания.

С судьбой парня могут легко проассоциировать себя многие: он убежал от одной войны, чтобы попасть на другую, принял этот вызов и пытается быть полезным (Красный Крест, конечно, скомпрометировал себя, но здесь название организации — не главное). При этом Андрей не забывает о своей второй родине. Он посещает родственников в курдской части Ирака, в частности, дядю, который работает массажистом и реабилитирует тяжело раненых уже на другой войне солдат.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Путешествует Андрей и в Германию, где его брат планирует жениться, и в Лисичанск, где умирает их отец. Мы становимся свидетелями жизни отдельного человека, которая делится на войну и мир, тыл и фронт, черное и белое, смерть и Прайд. В этих условиях парень взрослеет.

Так же и фильм Этот дождь никогда не закончится строится на этих разногласиях, и мы видим, что история человеческая на них тоже строится. Это базовое положение вещей. Коварная цикличность и неотъемлемая особенность, в которой взрослеют уже цивилизации.

Об этом пороке поет и Боб Дилан в своем известном гимне Hard rain’s a gonna fall, созвучном с названием фильма Горловой. В 60-е эту песню, в частности ее название, трактовали как намек на ядерную войну, которая вот-вот придет после Холодной. Это может быть справедливым и сейчас, но, кажется, Дилан, используя формат диалога со своим мнимым сыном, пел обо всех войнах и конфликтах, на которые человечество само себя обрекает.

Горлова вместе с соавтором сюжета, Максимом Наконечным, говорят примерно о том же. Даже кадры с Прайдом в Германии можно трактовать в этом ключе: это тоже результат пусть социальной, но войны. Она у нас тоже идет.

Потому в фильме нет конкретных выводов. Авторы гипнотизируют нас базовыми символами (вода, земля) и постоянным чувством движения, которое передается через ту же воду и через потоки людей — мы будто видим шестерни за кулисами реальности — но в конце нас ждут три точки. С другой стороны, что нас там еще могло ждать? Панацея? Другая планета? Нам бы эту удержать.

9/10 — вердикт НВ

Просмотр фильма Этот дождь никогда не закончится справедливо будет назвать сильно затасканным словом «опыт». Это действительно опыт, достаточно неожиданный, мощный и, хотите вы этого или нет, но он заползает в сознание.

Редкая птица в отечественном прокате.

  • Этот дождь никогда не закончится
  • 2021 год
  • Украина, Латвия, Германия, Катар
  • Режиссер — Алина Горлова
Показать ещё новости
Радіо НВ
X