Пьянство против скуки. Рецензия на трагикомедию с Мадсом Миккелсеном Еще по одной

14 декабря 2020, 21:05

В украинский прокат вышел фильм Еще по одной — новая работа Томаса Винтерберга — датского и, если брать выше, европейского классика, вместе с Ларсом фон Триером стоявшего у истоков движения Догма 95.

Винтерберг снял и первый фильм, полностью соответствующий правилам Догмы, — Торжество 1998 года, но известен режиссер не только этим.

Винтерберг хоть и выбирался периодически на чужие территории (Дорогая Венди, Вдали от обезумевшей толпы), но всегда чувствовал свои корни и всегда старался эти корни изучить. Так на свет появился, например, фильм Охота. Так на свет появился и Еще по одной — страшно эмпатичная история про пьющих датских учителей.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

1. Сюжет

Наше время. Копенгаген. Четверо мужчин: историк Мартин, физрук Томми, преподаватель музыки Питер и преподаватель психологии Николай скучают на своей работе — в местной гимназии. Им всем в разной степени за 30, жизни всех более или менее устоялись, утряслись. В этом и проблема. Ребятам скучно.

И тут на дне рождении одного из квартета звучит то ли история, то ли предложение (а на самом деле, и то, и другое): оказывается есть теория норвежского психиатра и психотерапевта Финна Скэрдеруда, согласно которой человеку с рождения для счастья не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови. На следующий день Мартин, запершись в школьном туалете, делает пару глубоких глотков из бутылки с виски. Урок проходит чуть лучше, чем обычно.

Историк рассказывает о своей вольности друзьям, и теперь уже каждый из них прячет кто водку, кто вино по школьным углам и периодически прикладывается к спрятанному. Преподаватель психологии начинает вести дневник наблюдения за всей группой. Вначале дела у ребят и вправду идут сильно лучше. Дальше все становится немного сложнее.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Фильм Винтерберга начинается с цитаты датского философа Серена Кьеркегора: «Теперь я грущу лишь по той первой грусти. Что такое юность? — Сон… Что такое любовь? — Сновидение…». И тут же продолжается кадрами местной и, по-видимому, очень популярной игры, в которой группа подростков пьет и наперегонки бегает вокруг озера. Если тебя стошнит, то нужно пить опять. И вообще каждая ошибка карается изрядным глотком спиртного. Все веселятся.

Так режиссер и соавтор сценария (совместно с другим заметным датским кинодеятелем Тобиасом Линдхольмом) обозначил два огня между которыми будут метаться его герои: экзистенциализм и алкоголь.

При этом Винтерберг не низводит все до банальной истории про кризис среднего возраста и про алкоголизм как одну из его ловушек. Неспроста возраст у каждого из четырех экспериментаторов разный. Это раз. И Винтерберг явно метит куда-то пошире (Кьеркегор опять-таки). Это два.

Запой (а именно так переводится оригинальное название ленты), в который потихоньку скатываются герои, вот этот эксперимент, который они с упоением ставят над собой становится для ребят способом потерять контроль над своими жизнями, которые с возрастом обросли обязанностями, ритуалами, ограничениями. Потерять не полностью (по крайней мере, в начале такой цели не стояло), а чуть-чуть ослабить хватку быта.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Под конец, повинуясь сюжетной логике, эксперимент учителей все-таки становится неуправляемым. 0,5 промилле перерастают в 1,3. Алкоголь становится не средством, а целью. Грядет урок о пользе самоограничения, о балансе. Последнее особенно важно: Винтерберг хоть и бьет их по голове (физрука даже чересчур сильно), но бутылку не забирает, понимая, что крайности к счастью не приведут.

Его картина вообще наполнена добротой и любовью к людям: существам здесь суетливым, одиноким, находящимся в постоянном поиске смыслов. И именно из-за этой любви фильм Еще по одной складывается не в трагедию, не в драму, а в меланхоличную комедию. Оставляющую после просмотра чувство, что не все еще потеряно. Приятное чувство для тех, кто добрался до конца 2020-го.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Принципы Догмы 95 — манифеста, который Винтерберг придумал с Триером и который неожиданно сильно повлиял на мейнстримовое кино (тот же Голливуд позаимствовал у датчан трясущуюся ручную камеру) — режиссера давно не интересуют. В Еще по одной есть присущие датчанину визуальные остроты, но в остальном это по-хорошему стандартное европейское кино.

Солнечное, с каким-то стремлением вперед, в неизведанное. Что отлично рифмуется с желанием главных героев вернуть себе вкус к жизни. В центре истории здесь вроде как находится Мартин Мадса Миккельсена (он все-таки самый популярный европейский актер по состоянию на сейчас), но достаточно внимания уделено и трем остальным персонажам.

Это герои Томаса Бо Ларсена, Магнуса Миллана и Ларса Ранте. Первые двое вместе с Миккельсеном — давние друзья Винтерберга. Некоторых он снимал еще в своих ранних короткометражках. Всех трех — в фильме Охота 2012 года. И это точно сыграло здесь в плюс: все актеры не только играют свои роли чрезвычайно естественно и расслабленно, но и транслируют тот градус душевности, достигнуть которого можно только являясь близкими друзьями.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Еще по одной — вердикт НВ

9/10

Фильм Еще по одной — история про растерянных взрослых, юность которых уже позади, влюбленность тоже, впереди же как им кажется осталась только смерть. И вот эту иллюзию пустоты жизни, ее пресности Винтерберг с помощью своей актерской команды (и прилипчивой песни What a Life датской группы Scarlet Pleasure) с успехом развеивает.

А финальный танец Мадса Миккельсена, его прыжок веры, на котором заканчивается фильм — вполне возможно лучший киномомент уходящего года.


Еще по одной

Druk

2020 год

Дания

Режиссер — Томас Винтерберг

В главных ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Ларс Ранте, Магнус Миллан и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X