Клоун по вызову. Рецензия на фильм Джокер с Хоакином Фениксом

6 октября 2019, 10:13

В украинский прокат вышел фильм Джокер — предыстория заклятого врага Бэтмена, поданная в форме безысходного психологического триллера про ментально нестабильного одиночку в злой и безликой толпе.

НВ
Фото: НВ

Режиссером картины стал, и это довольно неожиданно, автор трилогии Мальчишник в Вегасе Тодд Филлипс. Его фильм уже заработал Золотого льва Венецианского кинофестиваля, восторженные отзывы от одних зрителей и сдержанные от других и даже небольшой скандал в США, связанный с мнимой провокативностью сюжета ленты.

Видео дня

Все это только мешает трезво оценить то, что в итоге получилось у Филлипса и его главного актера — Хоакина Феникса.

1. Сюжет

Готэм-Сити. Судя по идущему в прокате Проколу Де Пальмы, на дворе 1981-й. Молодой мужчина по имени Артур Флек мечтает об успешной карьере стенд-ап комика, но пока что подрабатывает клоуном по вызову: работает на улицах, в больницах и так далее. Живет Флек с престарелой мамой в убогой квартире, занимающей место в настолько же убогом доме.

Все это происходит на фоне глубокого экономического и главное социального кризиса, не первый год разворачивающегося в городе. Для Артура же, на которого и так в местном психиатрическом учреждении заведена внушительная папка личного дела, неудачи на работе (он оглушительно не смешной) и грубость прохожих становятся чем-то вроде триггера замедленного действия: парень потихоньку закипает.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

2. Сценарий и драматургия

Артур Флек и грубые готэмцы, а также Артур Флек и проваленная карьера стенд-апера — только часть приключений заглавного персонажа. Фильм длится два часа и понятно, что режиссер и по совместительству соавтор сценария Филлипс наполняет его несколькими сюжетными тропинками, ведущими к кровавому финалу.

Время здесь уделено отношениям Флека с матерью, с прошлым, с Томасом Уэйном (папой Бэтмена), который в новом прочтении становится обыкновенным богатым жлобом, с красивой соседкой, с кем-то вроде скучного психолога, в конце концов с ведущим популярной вечерней телепередачи, в котором Флек видит условного отца и так далее и тому подобное.

Все эти движения кистью, должные написать пугающий и поломанный портрет Джокера, смешиваются у режиссера в красивую зелено-коричнево-серую вязкую кляксу, в которой нет развития, только статичное самолюбование.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

Извлеки из уравнения Хоакина Феникса и его впечатляющий сольный выход (к которому есть вопросы и о котором чуть позже) — и останется плоский сценарий. С одной стороны — начисто лишенный эмоциональных пиков (есть один как бы катарсис в конце) и с другой — проваливающий важную задачу — подвести зрителя к этому катарсису.

Создатели Джокера позиционировали свою ленту, как отдельно стоящую от недавних фильмов DC историю. То есть Филлипс претендует здесь не на заход в жанр кинокомикса, а на звание автора, на высказывание, на серьезность. Золото Венеции ему в помощь.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Оставив в сторонке мысли о стоящем за всеми этими амбициями хитром и бесконечно лицемерном (стоящая за 73 млрд долларов Warner Bros., снимает фильм про бунт нищих против капиталистов) студийном расчете, справедливо будет сказать, что новый Джокер, конечно, не является кинокомиксом, но и как авторское кино по типу Таксиста или Короля комедии Скорсезе, у которого Филлипс украл, мягко говоря, все, он тоже не состоялся.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

Воровать не грех, если режиссер, добавив что-то от себя, выдает нечто новое. Пусть даже чуть-чуть новое. Как Тарантино. Филлипс не просто не может дать Скорсезе; фамилии этих двух режиссеров в одном предложении выглядят дико. Это две разные вселенные с двумя разными наборами физических законов.

Второй никогда, даже в ущерб себе, не мухлевал. Первый жульничает, не краснея. В Джокере есть глупейшие моменты: открытая дверь в квартиру миловидной соседки Флека (в нищем доме, бандитского района — ага), низкий забор, через который можно перепрыгнуть в поместье миллиардеров Уэйнов (конечно), отсутствие элементарной охраны на популярном шоу (угу).

Единственной лазейкой для фильма Джокер остается красота. Она здесь впечатляет, но из-за фейковой природы эффект от нее не долгий.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

3. Актеры и картинка

Если попытаться представить себе фильм Джокер в виде сценки, то будет так: все вовлеченные в съемочный процесс похлопывают друг друга по плечу и радуются результату своей работы еще до выхода ленты в прокат. И так два часа.

Все здесь — сплошное самолюбование одних и в то же время игра мускулами большой, практически столетней голливудской студии. Любование актером Фениксом, любование работой художника-постановщика, любование саундтреком исландки Хильдур Гуднадоуттир, которая частично спасла режиссера Филлипса, подсветив его анемичный сценарий своей тревожной музыкой, любование операторской работой Лоуренса Шера.

Заклинание влюбленности можно легко развеять примерами. Феникс — актер удивительный, он способен совмещать телесность с драматической глубиной и Золотой лев по-хорошему надо было давать ему (если рассматривать грустный расклад с присуждением Джокеру настолько серьезных призов). Но поломанных персонажей он играет всю свою жизнь и, видит бог, в недавней картине Тебя никогда здесь не было актер это сделал как-то честнее. Он там меньше смотрелся в зеркало.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

Музыка не должна служить костылем для неумелого режиссера. Здесь есть целые сцены, выключи звук во время просмотра которых, и они провалятся в полнейшее неумение снимать триллеры. В Таксисте между композитором Бернардом Херрманном и режиссером Мартином Скорсезе установились несколько другие профессиональные отношения. Более равноправные.

Выбранная цветовая палитра, декорации не режут глаз, но без драматического наполнения быстро надоедают. И главное — они не создают ощущения реалистичности, как в том же Таксисте. Понятно, что Готэм-Сити тут — это Нью-Йорк периода своего упадка. Так вот Филлипс и компания построили декорации, но не наполнили их подлинностью.

Кадр из фильма Джокер
Фото: Кадр из фильма Джокер

Джокер — вердикт НВ

5/10

Поднявшаяся в США легкая паника по поводу выхода фильма Филлипса в прокат: дескать картина спровоцирует идиотов на стрельбу в кинотеатрах, вполне возможно поднята маркетинговым отделом самих Warner Bros. Во-первых, причина таких инцидентов не в фильмах, а в людоедском оружейном законодательстве страны (излюбленный корпорациями метод подмены причины и следствий в действии).

А, во-вторых, романтизация Джокера в Джокере имеет быстропроходящий эффект. Невозможно долгое время ходить под впечатлением от фейка. Максимум до следующего похода в кинотеатр.


Джокер

Joker

2019 год

США

Режиссер — Тодд Филлипс

В главных ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Гленн Флешлер и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X