Логово скучного червя. Рецензия на фильм Дюна

19 сентября 2021, 11:15

В украинский прокат вышел фильм Дюна — долгожданная экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта, реализованная популярным и талантливым франко-канадцем Дени Вильневым.

Долгожданность картины, ее переносы в связи со всемирным карантином и грамотная маркетинговая кампания вывели Дюну в разряд чуть ли не «главных премьер года». Что фильмам зачастую мешает, увеличивая груз ожиданий.

Видео дня

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

И лента Вильнева, к сожалению, не исключение. Перед нами, несмотря на все старания, любовь к жанру и актерам, а также красоту и философию первоисточника, картина, которая не в состоянии удовлетворить все запросы, на которые она же и замахнулась. Но по уровню своего триггерства повод для споров новая Дюна все равно редкий. И достижение перед нами если не смысловое (точно не смысловое), то техническое, визуальное, как ни крути, внушительное.

1. Сюжет

Одиннадцатое тысячелетие. Планета Каладан — дом Атрейдесов — одного из самых сильных аристократических домов Известной Вселенной. Правит Известной Вселенной император, который в самом начале фильма Вильнева направляет делегацию главе Атрейдесов герцогу Лето с приказом принять правление пустынной планетой Арракис — источника самого ценного полезного ископаемого спайса — наркотической субстанции, расширяющей сознание и позволяющей путешествовать со сверхсветовой скоростью.

Решение императора вызвало негодование у дома жестоких Харконненов и его главы корпулентного барона Владимира Харконнена. Они занимали Арракис и наживались на спайсе 80 лет. Но приказу покинуть планету подчинились.

Еще до прилета на Арракис герцог Лето начинает подозревать, что их всех заманивают в ловушку. После прибытия на планету вместе с сыном Полом, наложницей леди Джессикой, войском и остальными членами двора подозрения герцога лишь крепнут. Единственная надежда Атрейдесов — молодой Пол, которого некоторые называют избранным. И который половину фильма ноет, что он не из таких.

@kinomania
Фото: @kinomania

2. Сценарий, драматургия

На Арракисе Атрейдесов помимо опасностей интриганской природы поджидает и местный колорит: уставшие от колониального гнета местные недружелюбные жители, фремены и гигантские песчаные черви Шаи-Хулуды — важнейшая часть экосистемы планеты. По сути, боги Арракиса.

Прежде чем погрузиться в задумчивый, размашистый сай-фай Дени Вильнев снимал приземленные истории про людей, жизнь которых находится в полном раздрае. Приземленные не в смысле простые — они как раз не были простыми — а буквально земные: экранизацию теракта, который вплоть до 2020-го считался самым массовым убийством в Канаде (Политех), историю семьи, разорванной Гражданской войной в Ливане (Пожары), зафиксировал эрозию души в сжатом как кулак триллере Сикарио.

@kinomania
Фото: @kinomania

Когда в 2016 году вышла научная фантастика про зашифрованную помощь от инопланетян (Прибытие), для Вильнева это казалось подходящим, приемлемым ходом. В том фильме глубина горя отдельно взятой женщины рифмовалась с энигмой космического масштаба: попыткой понять существ, которых и представить невозможно. Это была наполненная, провоцирующая на размышления история, где красота и суть существовали в гармонии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Гармония была нарушена в следующей работе окончательно полюбившего масштаб и большие бюджеты Вильнева — продолжении великого фильма Ридли Скотта Бегущий по лезвию с подзаголовком 2049. По прошествии времени в голову приходит мысль, что единственный смысл существования той картины заключается в награждении оператора Роджера Дикинса Оскаром в соответствующей категории (после тринадцати несбывшихся номинаций). Красоты в Бегущем по лезвию 2049 и правда хватило бы на несколько фильмов поменьше.

Однако, сюжет ленты оставлял желать лучшего. Он был слишком размазан по внушительному хронометражу картины и полностью зависел от ее визуального ряда.

К сожалению, из всей фильмографии Вильнева Дюна напоминает именно Бегущего. В новом кинопрочтении роман Фрэнка Герберта предстает завораживающим, атмосферным сай-фаем с намеками на глубину. Красоты в нем ровно на два с половиной часа, а вот сюжета минут на 40. Что, учитывая заложенные в романе философские идеи о расширении сознания, предназначении, предвещании, экологии, колониализме, катастрофически мало.

@kinomania
Фото: @kinomania

Единственное, что осталось в фильме Дюна от этого богатства — критика колониализма с его чудовищными потребительством и уничтожением всего местного. Видения, сны будущего мессии Пола Атрейдеса, в которых должны проскальзывать идеи более глубинного порядка, здесь представлены повторяющимися кадрами Зендеи, томно шагающей по дюнам. Они надоедают уже на втором часу экранного времени и служат триггерами для нерешительного подростка, каким видит Пола Вильнев.

Тема спайса — ископаемого, из-за которого вся эта история и закрутилась и которое наряду с видениями младшего Атрейдеса является ключом к пониманию мира Дюны, здесь совершенно не раскрыта.

Да и вообще простенький сюжетный каркас, поддерживающий все это нагромождение красоты, трещит не только под ее весом, но и саботирует сам себя: глупые диалоги, угодливый юмор, мутность мотивов, отсутствие героя — три сценариста фильма Дюна так и не смогли нащупать нерв и пульс (под конец ровное дыхание фильма сбивается на кашель финального троеточия) не просто книги (идти по букве они и не должны были), а глобально этой истории.

Сценарий фильма Дюна — это неоригинальный компромисс между страхом за бюджет и мегаломанией. Такие обычно пишут для Marvel.

@kinomania
Фото: @kinomania

3. Картинка и актеры

Не играет на руку и сухая манера Вильнева излагать факты. Но такой его картина и становится: сухим изложением фактов под медленный, красивый визуальный ряд.

Справедливости ради стоит признать, что эстетику мира Дюны отлично уловил еще Дэвид Линч в своей провальной (но обаятельной) экранизации 1984 года. Вильнев и команда выбрали другой цветовой код и тоже попали в точку.

Мир новой Дюны страшный, холодный, минималистичный и притягательный одновременно. Он вобрал в себя реликты нашего времени. Дом Атрейдесов явно имеет корни в Испании с ее корридой и одновременно в Шотландии с ее волынкой. Трепетное отношение к физическим символам этих двух стран намекает на благородный, свободолюбивый дух Атрейдесов. А в случае с Харконненами стоит говорить не о физических артефактах, а о подлой трактовке заключенных договоров и, например об имени барона — Владимир, чтобы понять, что их корни уходят в традицию нынешней Российской Федерации.

Природа этих схожестей очень поверхностная, опирающаяся на небольшие детали: между событиями Дюны и нашим временем тысячелетия и стерли они практически все, кроме базового инстинкта человечества интриговать и убивать друг друга за ресурсы. Плюс — верить в приход спасителя. С этой точки зрения Дюна — Игра престолов в космосе.

@kinomania
Фото: @kinomania

В фильме Вильнева много воздуха, пространства, технической простоты и эффективности. Оператор Грег Фрэйзер (Изгой-один. Звездные войны: Истории) звезд с неба не хватает, но со вкусом показывает то, что велят.

События Дюны происходят после восстания машин и приборы здесь намеренно лишены искусственного интеллекта. Они выглядят одновременно архаично и как будто из далекого будущего. Для этого, среди прочего, и нужен спайс: он помогает заменить ИИ (Искусственный Интеллект) при межзвездных путешествиях.

С актерами, учитывая скудный сценарий, все непросто. Тимоти Шаламе играет привычную для себя роль смазливого, ноющего подростка (у талантливого актера полторы отличные работы и Дюна в эту копилку ничего не добавит; надеемся на вторую часть), Зендея, несмотря на трейлер, появляется на 10 минут (тоже надеемся на вторую часть).

Зато Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Джейсон Момоа, Джош Бролин и Стеллан Скарсгард используют выделенный каждому хронометраж насколько возможно эффективно. В плюс играет и то, что манера и шлейф ролей артистов совпадают с их персонажами. За Скарсгарда даже обидно: колоритного барона Харконнена могло бы быть и побольше.

@kinomania
Фото: @kinomania

Дюна — вердикт НВ

6/10

Фильм Дюна — это не Чужой, Звездные войны, Бегущий по лезвию, Властелин колец для нынешнего поколения. То есть не водораздел, каким его многие хотели бы видеть и каким его некоторые называют. А в лучшем случае и при правильно работающем сарафане — красивый способ студии подзаработать на новой франшизе.

У Вильнева второй раз подряд отлично получилось пустить пыль в глаза. От этого режиссера раньше ожидания были повыше.

Дюна

Dune

2021 год

США

Режиссер — Дени Вильнев

В главных ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Дейв Батиста, Джейсон Момоа и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X