"Достоевский меня победил". Расколовший Канны украинский режиссер открыл загадку финала своего фильма

29 мая 2017, 11:02
Украинский режиссер Сергей Лозница, новый фильм которого Кроткая (A Gentle Creature) вошел в конкурсную программу 70-го Каннского кинофестиваля и вызвал споры и неоднозначные оценки критиков, рассказал о неоднозначном финале своей картины

"Когда я начинал писать сценарий, я совсем о другом думал. До определенного момента, примерно до середины фильма, у меня история разворачивалась так как я задумал, а потом она круто повернула в другую сторону. Другая сторона, в которую повернул фильм, вы видели", - рассказал Лозница RFi.

Видео дня

По его словам, в процессе работы над кино "начали выскакивать совершенно иные персонажи и совсем иной поворот получился". "Я не стал менять ни название, тем более что оно соответствует, ни отрекся от Достоевского. Хотя Достоевский меня победил в этом смысле", - добавил Лозница.

Также режиссер отметил, что в его работе и игре актеров можно найти отсылки к творчеству и других писателей. "Там же не только Достоевский, там есть отсылки, реминисценцией кому угодно. Например, к Зощенко. Есть эпизод в автобусе, это абсолютный Зощенко. Он и сыгран, мне кажется так, как если бы я ставил Зощенко, в немного утрированной манере. Есть там Хармс, Сорокин, Салтыков-Щедрин. Есть Булгаков. Есть Бесы. И есть что-то от Идиота", - уточнил он.

При этом на вопрос о традиционной отличительной черте его художественных фильмов – безвременьи – Лозница отвечает: "Мы ничего не делали специально, чтобы убирать знаки времени, знаки современности. Мы снимали в городе Даугавпилсе, с русской архитектурой, похожем на многие российские города, хотя он находится в Латвии. Не делали специально ничего. И одежда современная: люди одеты так, как они одеты сейчас. Но возникает странное чувство, что это вынуто из времени настоящего и находится где-то в другом времени".

Наибольшее количество споров в Каннах вызвала финальная часть фильма - Сон Кроткой, - когда героиню увозит в лесной терем птица-тройка с фонариками на колесах. В тереме находится колонный зал Дома Союзов, где заседает какой-то актив под председательством начальника тюрьмы в белом костюме генералиссимуса. Финальная часть фильма выбивается стилистически и композиционно из всего повествования, поэтому многие зрители эту часть не поняли, не приняли или даже отринули.

"Это происходит во сне. Ее привозят куда-то, в какое-то загадочное место, терем. Внутри терема – дом с колоннами, колонный зал Дома Союзов, это референс. И дальше она видит то ли свидетельствования о ней, то ли какой-то суд над ней, то ли какое-то прошение о ней. Какую-то акцию, которая не пойми на что похожа. И в результате все-таки ей выносят какой-то приговор: дают право свидания (с мужем). Во время этого действа происходит очень важное: генерал, который эту церемонию ведет, начальник тюрьмы, определяет, что такое эта власть, с которой она весь фильм сталкивалась. Он говорит такую простую вещь: власть – это вы, не могу я без опоры на вас править. Это вы все это делаете, не я. И дальше, они, дружно объявив ей о праве на свидание с супругом, отправляют ее на экзекуцию", - поясняет Лозница.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Таким образом, говорит режиссер, он хотел показать, что никогда не стоит винить в происходящем кого-то одного – тирана, начальника, власть, ведь "все, кто окружают героиню, все ответственны за то, что с ней будет делать власть".

"То есть, что я сделал в этой картине? Я поменял тему фильма практически за 20 минут до конца картины на совершенно другую тему. И потом вернулся к теме фильма, к судьбе моей героини, имея уже эту контр-тему дополнительно. Этот кульбит я совершил в последние 25 минут", - добавил Лозница.

Напомним, 70-й Каннский кинофестиваль проходил с 17 по 28 мая.
Главный приз Каннского кинофестиваля Золотую пальмовую ветвь получил фильм Квадрат шведа Рубена Естлунда.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X