Держаться корней. Рецензия на фильм Домой Наримана Алиева
В прокат вышел фильм Домой — полнометражный дебют украинца крымскотатарского происхождения Наримана Алиева.

Сняв в прошлом трилогию короткометражек Крымские истории, режиссер и здесь продолжил исследовать темы семьи и поиска своего места в стране, проходящей через жесткие социокультурные сдвиги.
А еще перед нами пример украинской картины, которую не стыдно и, более того, необходимо показывать за рубежом.
1. Сюжет
Наше время. Киев. Мужчина и юноша приходят в морг забирать тело своего старшего сына и, соответственно, брата. Атмосфера трагическая и в то же время сдержанная. По мере того как оба грузят тело в багажник старенького джипа мы понимаем, что хоронить погибшего будут не в столице.
Отец с сыном говорят на крымскотатарском: становится ясно, что везти груз 200 будут на историческую родину. Грубым образом распрощавшись с девушкой погибшего, ребята отправляются в путь, и впереди их ждет дорога полная затаенной агрессии, попыток примирения, криминальных историй.
Закончится же это паломничество самым неожиданным образом.

2. Сценарий и драматургия
Сюжетная конструкция фильма Домой довольно проста. По сути, перед нами классический пример road-movie — красивой формы, в которую можно обернуть хоть комедию, хоть трагедию. В данном случае это, безусловно, трагедия, но трагедия на низкой передаче: без надрыва, с медленно пламенеющим сердцем внутри.
В основе любого road-movie лежит движение. Сутью любого движения является поиск. И оба, что отец, что сын пусть и стартовали здесь с разными вводными: первый хочет вернуть мертвого ребенка и вместе с ним — живого домой, подальше от переменчивых опасностей жизни на материке, второй — продолжить осваивать Киев и искать себя, но заточенные в кузове автомобиля они лишаются альтернатив: ребятам приходится коммуницировать.
И вот из этой коммуникации, из трения рождаются искры, которые бьют то в одну тему (АТО), то в другую (восприятие крымских татар украинцами), то в третью (восприятие украинцев крымскими татарами), то в четвертую (отношения между разными поколениями одной семьи).

Алиев избегает наглядных остановок на каждой теме. Будучи хорошим рассказчиком, он просто ведет повествование. Смысловые узлы же возникают в голове смотрящих сами по себе.
Движение отца и сына по дороге потихоньку становится движением друг к другу. Заканчиваются словесные конфликты, начинаются приключения, которые, как известно, сближают. Значение слова «семья» меняется с надоедливой обязанности на жизненную необходимость.
И чем ближе их путешествие подходит к уходящему за горизонт многоточию, тем сильнее проступает главный смысловой узел этого маршрута: движение вперед только тогда становится осмысленным и подлинным, когда приобретает дополнительные измерения в виде долга и принадлежности. К семье, к народу, к корням.


3. Актеры и картинка
Оба актера сыграли свои роли безупречно. За сына отвечал Ремзи Билялов (двоюродный брат Наримана Алиева). Его Алим — это подросток уперто отстаивающий свои вроде как современные и вроде как адекватные убеждения. Постепенно ракурс его взгляда на отца меняется. Алим как будто пробивает окружающую его скорлупу и подходит к финалу совершенно другим, взрослым человеком.
Мустафа в начале пути точно такой же закрытый и невосприимчивый в своем консерватизме. И точно так же под воздействием обстоятельств он приоткрывается навстречу сыну. Сыгравший его Ахтем Сеитаблаев-актер выдает гораздо более талантливые и уверенные результаты, чем Ахтем Сеитаблаев-режиссер.
Снятый оператором Антоном Фурсой, фильм Домой удовлетворяет не только интеллектуальный голод, но и эстетический. Его цветовая палитра, ракурсы, движения камеры сдержаны, как и его герои, но и непредсказуемы как их приключения.

Домой — вердикт НВ
8/10
Road-movie пусть и простая форма, но в руках умелого режиссера и сценариста (их тут двое: сам Алиев и Марыся Никитюк) она становится скальпелем, препарирующим общество, национальности, время, семью. Фильм Домой именно такой случай.
Путь его героев становится тем слепком времени, документом эпохи, которых так не хватает живущему в мире фальшивых грез популярному украинскому кинематографу.
Домой
Evge
2019 год
Украина
Режиссер — Нариман Алиев
В главных ролях: Ахтем Сеитаблаев, Ремзи Билялов, Виктор Жданов, Дарья Барихашвили и другие.