Грустный кэмп. Рецензия на фильм с Леди Гагой и Адамом Драйвером Дом Гуччи

28 ноября 2021, 12:15

В украинский прокат вышел фильм Дом Гуччи — вторая картина британца Ридли Скотта в этом году.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Первая была хитрой исторической драмой, называлась Последняя дуэль и вышла всего месяц назад. Дом Гуччи тоже драма и тоже основанная на реальных событиях. Только место действия здесь не Франция XIV столетия, а Италия и Нью-Йорк 80−90-х.

Видео дня

И дело, в котором разбирается режиссер, касается не системной мизогинии, уходящей корнями в века, а убийства последнего владельца модного дома Гуччи с одноименной фамилией, совершенного по заказу его жены. Жену играет Леди Гага, и в отличии от позиционирования ее героини в трейлере, она в этой истории не совсем по центру, да и настроение у картины отличается от заявленного маркетологами.

1. Сюжет

Италия. 70-е. В душном офисе небольшой логистической компании мается девушка по имени Патриция Реджани. Она — дочь владельца, но мечты ее выходят далеко за рамки накладных, фур и дальнобойщиков.

На одном из светских мероприятий Патриция элегантно (он делает ей коктейль вместо бармена) знакомится с парнем по имени Маурицио Гуччи. И тут же понимает, что нашла не просто молодого человека на одну ночь, а реализацию для своих амбиций. Ведь за фамилией Гуччи скрываются деньги и, что более важно для Патриции — роскошь, красота и возможность всем этим управлять.

Оформив отношения, ребята сначала отходят от семейных дел и живут простой, счастливой жизнью. Но фамилия зовет, и Маурицио, подначиваемый женой, потихоньку начинает перекраивать бизнес под себя. Последствия у его поступков будут самыми губительными.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Ридли Скотт часто снимает истории про людей сильных, отдельностоящих и действующих вопреки обстоятельствам. Через них он показывает сложность как человека и его решений, так и социума и жизни в нем. Часто он находит таких персонажей в прошлом или будущем. Возможно потому, что в прошлом и будущем больше простора для полета фантазии, для подробных, холодных дизайнерских решений режиссера.

Плюс — то, что было или то, что будет легче превратить в сказку. Или притчу. А Ридли Скотт всю свою карьеру и снимает по большому счету реалистичные сказки для взрослых. И фильм Дом Гуччи — одна из самых грустных сказок в его фильмографии.

Несмотря на трейлер, который позиционировал картину как лихую криминальную историю про роскошь, амбиции и смерть (по настроению что-то схожее со скорсезовским Волком с Уолл-стрит), перед нами местами хоть и шутейная, но трагичная в своем сердце иллюстрация увядания отдельно взятой семьи. Дом Гуччи — не про амбиции, а про их отсутствие, не про роскошь, а про ее тяжесть, не про смерть, а про то, как люди сами стирают себя из жизни.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

И рассматривать фильм только лишь как историю убийства мужа женой нельзя. Патриция Реджани — персонаж, безусловно, сложный. Она явно любит Маурицио, явно хочет приобщиться к фамилии Гуччи, явно имеет амбиции изменить компанию и явно оскорбляется до глубины своей обширной души, когда муж отстраняется от нее.

То есть в этой женщине заключены и любовь, и пассионарность, и ранимость, и совершенно итальянская взбалмошность. Забавно, как плоско Патрицию позиционировали трейлеры. В фильме каждая сцена, мельком показанная в роликах, звучит совершенно иначе. И с крестным знамением, и с ложечкой в горах. В трейлерах нам продавали опасную и уверенную в себе женщину, которая смотрит только в одну сторону, в фильме Патриция — заигравшийся, но совершенно обычный в своей противоречивости человек.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

И в разрезе ее взаимодействия с семьей Гуччи, Патриция выступает катализатором упадка, не более. Столкновение непреодолимой силы со слабым препятствием. Все предпосылки краха были заложены задолго до ее появления. Поэтому Ридли Скотт много времени уделяет остальным: Маурицио, его отцу Родольфо, его дяде Альдо, его кузену Паоло.

И показывает, что каждый из членов некогда великой семьи находится в растерянности. Родольфо застрял в прошлом и медленно умирает в своем декадентском особняке, Альдо вроде как стремится расширять бизнес, но делает это итальянскими методами: сумбурно и противозаконно, Паоло — сама нелепость. Маурицио видится среди них титаном, тем кто поведет компанию в будущее, но трагедия в том, что он совершенно безынициативный и неталантливый. Холостой выстрел.

Но знающий, что такое идеальный тайминг: Патрицию он бросает только после того, как сделал всю грязную работу ее руками. После же, видя в ней только стыд за самого себя, отправляет жену с глаз долой.

Ридли Скотт снимает быстро и резко. И если судить по интервью, он и мыслит точно так же. Отражая своего творца фильм Дом Гуччи — это хроника событий, рассказанная четко и по делу. Режиссер то ли в силу возраста, то ли в силу сценария в середине повествования уходит в монотонность и даже некоторую сбивчивость (не совсем прозрачна хронология событий), но задолго до финала триумфально выходит из пике.

И вообще его фильм наполнен внезапными комедийным элементами. Кэмповыми, как пишут западные критики. Они работают (читай: смешат), но не задают картине тон. Скорее, расцвечивают ее свинцовую эмоциональную палитру радужными вспышками.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Вот это непривычное сочетание холода и радуги некоторых может вытолкнуть из фильма (как многих опять-таки западных критиков). Однако, перед нами не экранизация сенсации, не взгляд на известную историю глазами папарацци. Ридли Скотт в фильме Дом Гуччи серьезен. Это фильм человека, который смотрит на людей взглядом ироничного энтомолога (тут ничего в философии режиссера не изменилось).

Благодаря этому внимательному и вдумчивому ракурсу, Ридли Скотт смог рассказать историю не про жадность, не про наступление эпохи корпораций, а про то, как под собственным весом разрушается то, что казалось незыблемым и вечным. Дом Гуччи — это экранизация сказки с несчастливым концом. Режиссер в который раз напоминает нам, что таких в мире тоже немало.

Убитый Маурицио в исполнении Адама Драйвера — самый неприятный персонаж фильма. Здесь злая ирония режиссера начинает граничить с цинизмом. Драйверу хорошо удаются роли нарциссов-интеллектуалов, и для Маурицио он нашел несколько амбивалентных движений подбородком и еще равнодушный и слегка высокомерный взгляд из-под очков.

Очки — отдельный персонаж картины. Их здесь носят все и понадобится некоторое время, чтобы начать критически оценивать людей с настолько красивыми аксессуарами на лице. Впрочем, то же самое касается и одежды, и сумок: Гуччи все-таки делают потрясающе красивые вещи. Кричаще роскошные, но не выходящие за рамки восприятия благодаря безупречному стилю.

Гага — отличная актриса. Пока не совсем ясен ее диапазон, но отдаваться своим персонажам она умеет, а еще артистка обладает харизмой и бессознательной способностью внушительно присутствовать в кадре. Ее вышедшая из народа Патриция иногда выступая дуэтом с потешной Сальмой Хайек (она играет гадалку) словно медведь в посудной лавке: грубо вмешивается в дела аристократов от моды и оставляет после себя погром. Тем не менее, Реджани — не оскаровская роль. Вернее, эта роль была оскаровской в трейлерах. В фильме фокус смещен, но номинацию Гага заслужила.

Джереми Айронс в образе Родольфо Гуччи появляется часто, но радует глаз только своей благородной внешностью. Аль Пачино тоже не забыт, и это, к слову, один из подарков фильма: здесь много святых старцев. Пожилой уже актер в роли Альдо Гуччи кричит, буянит, паникует, радуется, плачет; создает персонажа, которому сопереживаешь больше всех.

Чуть отстает от него неузнаваемо загримированный Джаред Лето. Иногда трактующий своих персонажей чересчур буквально и оттого скучно, в образе сына Альдо Паоло Гуччи — воплощения поговорки в семье не без урода — Лето находит комичные нюансы. Этот неспособный от природы на самореализацию человек тем не менее стремится быть реализованным, чем заслуживает если не уважение, то точно сочувствие. Их дуэт с Аль Пачино во многом ответственен за душераздирающий эффект, который производит фильм под конец.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Дом Гуччи — вердикт НВ

8/10

Двойной удар, которым Ридли Скотт наградил нас в 2021-м хоть и не отправил всех в нокаут, но дух из благодарного зрителя выбил. А еще продемонстрировал, что режиссер не утратил ощущения глобальности происходящего.

И Последняя дуэль, и Дом Гуччи держат руку на пульсе времени и даже больше — отображают это время, показывая, насколько катастрофически по-разному мы стали смотреть на вещи, как обострилось наше чувство несправедливости и накалилась наша борьба с ней, как отчаянно мы пытаемся найти свое место в мире и боремся за ограниченные ресурсы.

В этой вынужденной дилогии передано смутное, тревожное чувство окончания Истории — когда старое либо разрушено, либо не радует, а новое находится на стадии мучительного формирования.

Дом Гуччи

House of Gucci

2021 год

США

Режиссер — Ридли Скотт

В главных ролях: Леди Гага, Аль Пачино, Адам Драйвер, Джаред Лето, Джереми Айронс и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X