Битва за Америку: Рецензия на фильм Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия

12 июня, 12:30
В украинский прокат вышел новый эпизод приключений самого любимого волшебника Земли (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел новый эпизод приключений самого любимого волшебника Земли (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия — второй отдельностоящий эпизод приключений самого любимого волшебника Земли в исполнении Бенедикта Камбербэтча, приятным образом выделяющийся из общего потока фильмов Marvel.

За этот освежающий всплеск в первую очередь отвечают авторы: культовый режиссер Сэм Рэйми — снявший две важные для мировой поп-культуры трилогии: Зловещие мертвецы и Человек-паук, а также сценарист Майкл Уолдрон, работавший над великим мультсериалом Рик и Морти и над просто хорошим сериалом Локи. Специфика талантов Рэйми и Уолдрона совпала со спецификой сюжета В мультивселенной безумия.

Видео дня

1. Сюжет

Спустя некоторое время после событий фильма Человек-паук: Нет пути домой и что более важно — сериала Ванда/Вижн доктор Стивен Стрэндж отправляется на свадьбу Кристин Палмер — своей когда-то коллеги и до некоторого времени потенциальной возлюбленной. Потенциал этот реализован не был, о чем Стрэндж делает вид, что не жалеет.

За окном, прямо во время торжества, начинает происходить классический «марвеловский» кавардак: огромный осьминогоподобный монстр пытается схватить какую-то девушку. Та, как может, сопротивляется. Стрэндж надевает волшебный плащ, спешит на помощь, побеждает монстра и выясняет, что девушку зовут Америка Чавез. Она обладает силой путешествовать по мультивселенной, вот только контролировать ее не может.

Зато контролировать ее хочет окончательно сошедшая с ума на почве утраты Вижна и воображаемых детей Ванда. Она устала делать вид, что не о чем не жалеет, и теперь хочет одного — прорваться в другую реальность и украсть у другой версии себя семью.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

«Ты счастлив?» — неоднократно спрашивают Стрэнджа на протяжении всего фильма. И по мере продвижения сюжета этот вопрос становится тяжелым не только для него, но и для двух других ключевых персонажей В мультивселенной безумия: Америки Чавез и Ванды Максимофф.

Стойкий Стрэндж делает вид, что все хорошо. Хотя на самом деле нет. Из-за своей подкрепленной раздутым эго хаотичной, склонной к индивидуалистическим авантюрам натуры он теряет любовь всей своей жизни, плюс супергероя немножко мучают вопросы цены его поступков в прошлом. Можно ли все это было решить меньшими жертвами?

Девушка по имени Америка является жертвой собственных суперспособностей: в детстве она случайно забрасывает в неизвестную реальность своих мам и теперь травмированная винит во всем себя и как следствие окончательно теряет контроль над собственной силой.

Ванда же, так и не пройдя курс терапии в сериале Ванда/Вижн и получив в руки темную книгу Даркхолд, становится Алой ведьмой. Для нее цель уже важнее самых кровавых последствий.

Вот этот треугольник травм, утрат, боли — психологическая карта, которую будут исследовать персонажи фильма. Она довольно стандартна для Четвертой фазы Кинематографической вселенной Marvel, в сериалах и фильмах которой многие супергерои сталкиваются с последствиями своих поступков, своей силы. Это своеобразное супергеройской похмелье после лихой и воинственной Третьей фазы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но как в случае со многими другими фильмами Marvel, важен здесь путь. Его реализация привычно сводится к вилке: позволит ли продюсер Кевин Файги сделать что-то авторское или нас ждет пусть и задорный, но безликий эпизод этой не имеющей уже границ киновселенной. Выбор был сделан в пользу первого варианта.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

И если в начале фильма Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия зритель может задаваться вопросом, где то самое безумие из названия, то ближе к середине гений Сэма Рэйми начинает потихоньку проявляться, проступать из стерильных вод Marvel. Отличительные черты стиля режиссера: быстрая, комиксная динамика (хронометраж фильма — щадящие два часа, которые пролетают довольно быстро), олдскульный юмор и непривычная режиссерская изобретательность (в короткой сценке-оммаже появляется Брюс Кэмпбелл из Зловещих мертвецов, а одна из самых запоминающихся битв здесь ведется буквально нотами), гротескные, сразу же меняющие настроение ракурсы и конечно то, чего от Рэйми и ждали — элементы хоррора.

Последнее здесь не страшно, но удивленно поднять бровь заставляет.

А еще в фильме нету тяжеловесности. Сделать из Ванды злодея — затея рискованная: здесь можно провалиться в слезы, лишние сцены, никому не нужную рефлексию, но в руках Рэйми весь этот сложный эмоциональный конструкт ощущается как хороший, запоминающийся эпизод Рика и Морти. Коротко, калейдоскопично, смешно и по делу.

И понятно, что здесь делает единолично написавший сценарий Майкл Уолдрон. Он — один из главных специалистов по становящейся все популярнее в американском мейнстримном кино концепции мультивселенной. В этот тренд можно добавить не только Рика и Морти и созданный Уолдроном сериал Локи, но и, например, хит, который сейчас у всех на устах — Все везде и сразу и шедевр мультипликации Человек-паук: Через вселенные. Да и уже всю остальную марвеловскую эпопею.

У этой легкости подачи, впрочем, есть и обратная сторона. Главные макгаффины фильма: книги Даркхолд (злая) и Вишанти (добрая) ощущаются как нечто сильно второстепенное. И еще есть ощущение, что потенциал имени Америки Чавез, за которую тут все борются, реализован не до конца. Фильму Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия не хватает щепотки здорового нигилизма.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия — вердикт НВ

8/10

Тем не менее, по природе своей гротескному и не склонному к излишнему самокопанию авантюристу Стрэнджу такой формат приключений подходит отлично. Он здесь становится доброй версией Рика Санчеза — путешественником по мирам, который не пытается коррумпировать и использовать их, а наоборот — найти пусть рискованный, но путь к спасению тех, кто внезапно оказался ему дорог.


Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия

Doctor Strange in the Multiverse of Madness

2021 год

США

Режиссер — Сэм Рэйми

В главных ролях: Бенедикт Камбербэтч, Элизабет Олсен, Чиветел Эджиофор, Бенедикт Вонг, Сочил Гомес, Майкл Стулбарг и Рэйчел Макадамс.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X