Математика апокалипсиса. Рецензия на военную драму Кристофера Нолана - Дюнкерк

21 июля 2017, 16:30
В украинский прокат выходит новый фильм Кристофера Нолана Дюнкерк – первая военная драма в карьере прославленного режиссера, поэтому в некотором роде еще и проверка на вшивость

Мысль снять фильм про войну пришла к Нолану 25 лет назад во время морской поездки через Ла-Манш с конечной остановкой во французском городке Дюнкерк. Таким образом, автоматически было выбрано время (Вторая мировая война) и исторический момент (операция Динамо) будущей картины.

Видео дня

Сценарий Нолан написал быстро, но со съемками решил подождать: во-первых, у него не было опыта в постановке масштабных, населенных большим количеством персонажей блокбастеров, а, во-вторых, молодому режиссеру попросту никто бы не дал денег на дорогой военный фильм.

Спустя 25 лет Дюнкерк станет для Нолана новой точкой отсчета, разделит его фильмографию на условное до и после. Как это в свое время сделал Мементо или Бэтмен: Начало. Карьера режиссера все время шла четким, выверенным шагом: от недорогих, маленьких, но амбициозных проектов, по нарастающей – ко все более масштабным.

Дюнкерк – в некотором роде кульминация, подведение технических и концептуальных итогов развития одного отдельно взятого режиссера. И чего уж тут скрывать – один из лучших фильмов в карьере Кристофера Нолана.

© Warner Bros. Entertainment Inc.

© Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Сюжет

Несколько солдат идут по тихим и пустым улицам незнакомого города. Ищут воду, еду, курево. Сверху на них начинают падать листовки с немецкой пропагандой, призванной деморализовать войска Союзников и призвать их сдаться.

В листовках схематически указан город, в котором находятся солдаты – Дюнкерк, море, на берегу которого расположен город и немецкие войска, окружившие этот город со всех сторон. Время – май 1940 года.

Английское побережье. Отец и сын спешно выгружают лишние вещи из своего прогулочного катера: в лодке должно остаться как можно больше места для взятых в окружение солдат с противоположного берега. В последнюю минуту к ним на борт запрыгивает еще один мальчишка – друг сына: чтобы помочь.

Воздушное пространство над Ла-Маншем. Несколько самолетов английских ВВС ведут неравный бой с истребителями Люфтваффе. Каждый сбитый самолет противника – минус несколько сотен убитых солдат.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Сценарий и драматургия

Пляж, волны, пирс, эсминцы, истребители, баржи, катера, люди – много мертвых, еще больше пытающихся выжить, – все это чередуется с математической точностью и отстраненной безжалостностью, чтобы в итоге стать апокалиптичным импрессионистским полотном, демонстрирующим не эвакуацию трехсот тысяч несчастных, а битву за человечество и человеческое.

Разделить сценарий на три части: земля, вода, воздух, Нолан планировал сразу. Уже тогда на заре своей карьеры он был адептом чисел, концепций, любил игры с временными петлями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Во всех своих фильмах Нолан пытался обуздать жизненный хаос математическими расчетами и в Дюнкерке режиссер, кажется, изобрел приближенную к совершенству формулу.

Его лента лишена патриотического пафоса американских военных картин. Здесь нет Битвы и Победы. Если быть точнее, то все еще хуже: битва проиграна, а победа по состоянию на 1940-й – слишком отдаленная перспектива. В нее можно только верить.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Отношения между людьми всегда были ахиллесовой пятой режиссера. Это тот хаос, который подчинять бессмысленно: получится фальшиво. Но предыдущая работа Нолана – фантастический эпос Интерстеллар сигнализировал о некоторых позитивных сдвигах. Режиссер нашел в своем уравнении место для значка бесконечность.

Поэтому в Дюнкерке среди тысяч лиц массовки можно выделить несколько характеров. Здесь есть носители благородства, страха, хитрости, отчаяния. Режиссер все еще не позволяет людям управлять событиями в своих фильмах, но с другой стороны, вряд ли когда-нибудь позволит. Им навсегда уготована участь векторов. В данном и лучшем случае – осмысленных.

Первые две трети Дюнкерка – концептуальное совершенство. Режиссер дозировано нагнетает напряжение, умело чередует относительно спокойные моменты с катастрофическими и заселяет свой фильм правдивыми персонажами.

Ближе к финалу, когда времени остается меньше, а сюжетный узел затягивается: монтажные склейки становятся чаще, напряжение нарастает и стремится к катарсису – режиссер сбивается с ритма. Катарсис, надо отдать Нолану должное, все-таки случается, но в чуть скомканном виде.

Как будто троеточие и восклицательный знак борются за место в конце предложения. Это ни в коем случае не портит картину, но впечатление она производит не финалом.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Картинка

В холодном, кубрикианском мире фильмов Кристофера Нолана геометрия кадра и музыка всегда занимали то место, где в обычных фильмах находятся эмоции. Проще говоря, были сердцем картины.

Принцип в Дюнкерке тот же, но исполнение на порядок сложнее. Хойте ван Хойтема – оператор, сотрудничавший с Ноланом над Интерстелларом, не таясь, раскрывает сразу все свои карты. Фокус в том, что на руках у него роял-флэш.

Камера, раз захватив, не отпускает зрителя ни на секунду. Страх замкнутого пространства в подбитых эсминцах не уступает ужасу от просторного, но смертельно ограниченного пляжа Дюнкерка. Несмотря на разницу в кубических метрах, ощущение фатальной клаустрофобии присутствует и там, и там.

Любимый композитор Нолана Ханс Циммер исхитряется, накладывая звуковые конструкции одна на другую. Но главный звук фильма – тиканье секундной стрелки. Кристофер Нолан сделал запись своих карманных часов и отправил ее Циммеру, с легкой руки которого она стала звуковым фоном картины.

Саундтрек в Дюнкерке работает по принципу кувалды и, безусловно, манипулирует зрителем. Но самое главное – это не выглядит как шарлатанство.Картинка, звук, сценарий становятся в фильмах Нолана единым целым: вычтешь что-то одно, и вся конструкция рухнет.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Актеры

Как и у любого автора у Кристофера Нолана есть актеры, следующие за ним из фильма в фильм. Таких здесь двое – это Киллиан Мерфи и Том Харди. Как и любой автор, Нолан любит открывать новые таланты. Таких здесь тоже двое: новичок Фионн Уайтхед и певец Гарри Стайлз.

Дюнкерк – немногословный фильм, и в жестких сценарных конструкциях Нолана нет места для импровизации, но в руках режиссера актеры становятся идеальными инструментами для микросюжетов, разыгранных в каждом сегменте картины.

Невозможно снять военную историю, не проиллюстрировав ее героизмом, жертвой, сомнениями, страхом, подлостью. Эти понятия здесь существуют благодаря актерскому мастерству.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc.

Дюнкерк (2017) © Warner Bros. Entertainment Inc. Фото:

Дюнкерк – вердикт НВ

9/10

Легок соблазн назвать Дюнкерк лучшим фильмом в карьере Кристофера Нолана, но оставим выбор на суд времени. Слишком обширна и разнообразна фильмография режиссера. Это колоссальная картина и точно кульминация определенного этапа в его карьере и возможность Оскара.

Войну давно не показывали с такой стороны: единственный красный цвет здесь – клубничный джем на сэндвичах, вместо патриотизма – желание спастись, вместо победы – фатальные результаты поражения.

Режиссер смог продемонстрировать ценность жизни и ужасы войны, не прибегая к стандартному голливудскому инструментарию. Это дорогого стоит.

Дюнкерк

Dunkirk

Военная драма

2017 год

США

Режиссер – Кристофер Нолан

В ролях: Фионн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлз, Кеннет Брана, Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс, Том Харди и другие.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо NV
X