Правда на заднем дворе. Как в США воспринимают картину, изображающую "современный" Ку-клукс-клан

22 июля 2018, 17:00
Сюжет

30-футовая (9,1 метра - ред.) панорамная картина, которая изображает членов Ку-клукс-клана современными людьми, оказалась в центре дискуссий о присвоении и использовании исторического насилия в искусстве, пишет The Guardian.

Когда Винсент Вальдес начал работать над картиной Город (The City), огромной панорамой, на которой дюжина членов Ку-клукс-клана изображена на фоне освещенного луной мегаполиса, Дональд Трамп недавно объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента.

Видео дня

В течение той осени, удалившись в свою студию в Сан-Антонио, расположенную в помещении 100-летней пожарной станции, он наблюдал, как Трамп превращается из шуточного кандидата в беспрецедентную политическую сенсацию, часто оставаясь безнаказанным за то, что он раздувает пламя расизма.

Вальдес не документировал поддержку американскими избирателями белого национализма в реальном времени, хотя время создания картины было зловещим.

Картина Винсента Вальдеса Город (The City) в Музее искусств имени Блантона / Фото: Peter Molick Photography / The Blanton Museum of Art

Он просто делал то, что он всегда делал: использовал холст, чтобы "засвидетельствовать", как говорит художник "реальность того, кем мы являемся по сравнению с тем мифом, которым мы себя считаем". Однако Вальдес не был заинтересован в том, чтобы изобразить сцены насилия, как он это делал в Очень странных фруктах (The Strangest Fruit), серии больших картин, на создание которых его вдохновили забытые случаи линчевания американцев мексиканского происхождения с конца 1800 до 1930-х.

Вместо этого он изобразил членов Ку-клукс-клана с iPhone и банками с пивом, которые стоят рядом с вышкой сотовой связи и автомобилем Chevy Silverado, чтобы предположить нынешнюю живучесть расовых линий разломов Америки.

Картина Город в Музее искусств имени Блантона

С 17 июля Город висит в Музее имени Блантона, расположенном в Техасском университете в Остине. Этот предмет искусства был приобретен в 2016 году, после того, как директор музея Симон Вича посетила мастерскую Вальдеса вместе со своими кураторами. Две работы Вальдеса выставлялись в Музее имени Блантона раньше, но эта была другой, и атмосфера тоже была другой.

Художник Винсент Вальдес работает над картиной Город в своей мастерской в Сан-Антонио / Фото: Michael Stravato / The Blanton Museum of Art

Студенческие городки, в течение трех лет с момента успеха Трампа стали эпицентрами партизанских дебатов о политической корректности и свободе слова. Тем временем, мир искусства тоже включился в споры о том, кто и что может изображать, которые стали особенно важными после Биеннале Уитни (выставка современного американского искусства, которая проводится раз в два года Музеем американского искусства Уитни в Нью-Йорке - ред.) 2017 года, на которой была выставлена картина белой художницы Даны Шульц Открытый гроб, на которой было изображено тело Эммета Тилла (14-летнего афроамериканского подростка, жестоко убитого в штате Миссисипи в 1955 году, после того, как белая женщина обвинила его в приставаниях. Тилла избили, выкололи ему один глаз, после чего выстрелили в голову и сбросили тело в реку. Тело нашли через три дня. Мать мальчика настояла, чтобы его хоронили в открытом гробу, убийство приобрело широкий резонанс - ред.). Дану Шульц раскритиковали за то, что она превращает страдания афроамериканцев в спектакль, будучи белой. Вича, готовясь приобрести работу Вальдеса, хотела подготовить Музей имени Блантона и общественность к обсуждениям, которые неизбежно вызовет картина.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

"Когда я и двое наших кураторов отправились, чтобы посмотреть на картину, нас поразило не только исключительное живописное качество и художественная целостность работы, но и ее сила и возможность для диалога, - говорит Вича, пригласившая преподавателей и студентов посмотреть на этот предмет искусства, прежде чем он будет выставлен публично, - Как университетский художественный музей, мы являемся ключевым ресурсом для сообщества и часто школьного округа. Поэтому важно было наладить позитивный диалог, чтобы мы учились, а не создавали среду, полную противоречий".

Правда на заднем дворе

При этом Вича договорилась с рядом ресурсов, чтобы повысить эффективность этого предмета искусства. Прежде всего, это собственный веб-сайт, на котором читатели могут найти анализ картины, сделанный региональным директором Антидиффамационной лиги (американской неправительственной организации, созданной с целью борьбы с антисемитизмом и всеми формами нетерпимости по отношению к евреям - ред.) и преподавателями из Отдела исследований культуры Африки и африканской диаспоры Техасского университета.

В галерее размещено предупреждение о том, что этот предмет искусства "может вызвать сильные эмоции", и место для комментариев, где посетители могут поделится своими мыслями. После открытия должна состояться серия обсуждений и симпозиумов, посвященных картине и репрезентации расы в искусстве в более широком смысле. "Важно, - говорит Вича, - чтобы было ясно, что намерение является антирасистским".

Вдохновленный работой Филиппа Густона, который часто изображал членов Ку-клукс-клана в капюшонах, Вальдес работал в "направлении американских художников, которые обратились к белому превосходству и расизму". Это направление, работа в котором заинтересовала его как американца мексиканского происхождения, но так, чтобы она имела более современный резонанс, чем Герника Пикассо (картина на тему воздушного налета немецкого Легиона Кондор на город Герника в ходе Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года - ред.) или Третье мая Гойя (историческая картина о массовом расстреле испанских повстанцев французами 3 мая 1808 года - ред.).

Картина Гойя 3 мая

"У зрителей нет проблем, когда они смотрят на эти предметы искусства или даже на сцену распятия, потому что это можно воспринимать как что-то, что было 500 лет назад или 100 лет назад, - говорит 41-летний художник, - Труднее воспринять правду, когда она находится на нашем собственном заднем дворе".

Картина напоминает о прошлогоднем митинге в Шарлотсвилле, хотя многие его участники были одеты не в белое, а в армейский камуфляж и в свободные штаны с большим количеством карманов. На этом митинге белые сепаратисты, неонацисты и члены Ку-клукс-клана устроили жестокие столкновения со своими оппонентами, в результате чего один человек погиб.

"Это было жутко, в том смысле, что я начал эту работу с намерением пролить свет на то, что еще не обсуждали, - говорит Вальдес, - Но размышления о картине в 2018 году только доказывают то, что я пытаюсь сказать: что эти капюшоны и разные способы скрываться, которые видоизменялись в течение последних нескольких столетий, сейчас стали более явными".

Несостоявшийся протест

Но не все в Остине считают демонстрацию картины поводом для дискуссий о расизме. Студенты Техасского университета организовали акцию против этого предмета искусства под названием Вызов муралу Ку-клукс-клана в Музее искусств имени Блантона (Defying the KKK Mural at the Blanton Museum of Art), которая, однако, не была проведена. Среди жалоб группы такие как то, что картина "приукрашивает историческое насилие путем обоснования всемирным искусством", а также то, что она была создана Вальдесом. "Художник - мексиканец американского происхождения, и, тогда как мексиканцы сталкивались с расизмом на западе континента, Ку-клукс-клан исторически терроризировал и убивал афроамериканцев в больших масштабах", - говорится в описании протеста, в котором также содержится призыв убрать и уничтожить картину.

Фото: Michael Stravato / The Blanton Museum of Art

Вальдес опасается вызвать отрицательную реакцию, особенно если она будет исходить от сообщества, которое больше всего пострадало от Ку-клукс-клана. Но когда он работал над этой картиной, он был меньше обеспокоен тем, как ее воспримут, но был заинтересован тем, чтобы справиться с острой темой, и это отношение он сохраняет до сих пор.

"Есть множество художественных объединений, которые скорее отвернутся от мира, чем столкнуться с ним, - говорит он, - Я понимаю возмущение и тяжелое положение моих черных братьев и сестер и долгую, долгую жестокую реальность явного и скрытого расизма, с которым они сталкивались. Но моя работа как художника - это освещать эти вещи в пространствах, которые часто стерильны или безопасны".

Картина Город сейчас выставлена в Музее искусств имени Блантона.

Перевод НВ

Показать ещё новости
Радіо НВ
X