История из первых уст. Умер Энди Флетчер: выживет ли Depeche Mode — Stereoigor

28 мая, 10:25
Умер Энди Флетчер (Фото:@DepecheMode/Facebook)

Умер Энди Флетчер (Фото:@DepecheMode/Facebook)

В четверг, 26 мая, в своем доме в Великобритании «от естественных причин» умер Энди Флетчер. Ему было 60. Музыкальный журналист и DJ Stereoigor вспоминает свои интервью и встречи с Энди Флетчером во время его визитов в Украину.

Игорь Панасенко (Stereoigor)

Музыкальный журналист, DJ, ведущий аудиожурнала Stereobaza

В конце 70-х со школьным товарищем Винсом Кларком Энди основал группу No Romance in China. Вскоре к ним добавился Мартин Гор, ставший впоследствии ключевым сонграйтером группы, и самодеятельный коллектив переименовался в Composition of Sound. В 1980 на роль вокалиста был принят Дэйв Гаан, исполнивший на прослушивании песню Heroes Дэвида Боуи (ее же группа исполняла «на бис» в последнем турне Global Spirit Tour 2017−2018). Так началась история Depeche Mode.

Видео дня

С технической точки зрения роль Энди в успехе и вообще в функционировании Depeche Mode давно стала предметом шуток фанов «главной электронной группы планеты», особенно после того как нехитрые партии клавишных на концертах стало возможным заменять плейбеком. Изначально Флетчер, иронично называвший себя впоследствии «лучшим в мире клавишником, игравшим одним пальцем», был бас-гитаристом группы.

В конце 80-х сам музыкант так высказался о распределении обязанностей в Depeche Mode: «Мартин Гор — сонграйтер. Алан Уайлдер — хороший музыкант. Дейв Гаан — вокалист. Я — бездельник».

Группа, как известно, не может состоять только из фронтменов или только из сонграйтеров — собственно, в разности и есть сам смысл создания музыкального коллектива — потому я бы скорее сравнил «функционал» Флетчера с бэк-офисом. Наименее артистичный участник группы, зато собранный. Ироничный. Истинный джентльмен с прекрасным чувством юмора.

Мне посчастливилось несколько раз встречаться с музыкантом лично в формальной и неформальной обстановке, выпивать, выступать как суппорт-DJ в 2011 с Флетчером во время его мини-тура по Украине.

Интервью с Энди Флетчером, 2011 год

Выступление Флетчера и Stereoigor в Одессе, 2011

Пара наших бесед с Энди Флетчером «под запись» вышла потом как интервью, что стало первой в истории «официальной беседой» Depeche Mode с украинскими СМИ.

В этот драматический день вспомним ниже несколько фрагментов прямой речи как самого Флетчера, так и «о Флетчере» от его коллеги по Depeche Mode — Дэйва Гаана, поведанных лично вашему покорному слуге. Исторические факты несложно найти в открытых источниках. Мы же обратимся к живой нити мировой музыкальной истории, которая безвременно оборвалась вчера.

Энди Флетчер и StereoIgor, 2011 (Фото: @из архива StereoIgor)
Энди Флетчер и StereoIgor, 2011 / Фото: @из архива StereoIgor

Выдержки из интервью с Энди Флетчером разных лет

— Энди, представлял ли ты себе в начале вашей музыкальной карьеры, что Depeche Mode добьется настолько ошеломительного мирового успеха?

— Нет, нам просто всегда нравилось заниматься музыкой. Мы не думали о том, что спустя 37 лет после того, как начали, будем по-прежнему оставаться популярными. Это по-настоящему такое вот «осуществление мечты» для группы. То, насколько мы сейчас, похоже, популярны, делает нас счастливыми. Я не знаю, в чем тут секрет.

— В какой именно момент ты ощутил, что Depeche Mode стали культовой мировой группой? С каким альбомом, туром, или, может быть, синглом?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Тяжело сказать. Может быть, около альбома Music for the Masses (1987) — примерно в то время. Мы ощутили, что Depeche Mode становятся мировой группой.

Depeche Mode - Never Let Me Down Again

— Правда, что Black Celebration один из твоих самых любимых альбомов Depeche Mode?

— Я думаю, Black Celebration — замечательный набор песен. Но он не был по-настоящему успешен коммерчески. В то время как, я думаю, Violator, к примеру, безупречный альбом, потому что в нем есть большие хиты, чего нет у Black Celebration. Я также очень почитаю альбом Ultra. Потому что он появился тогда, когда мы пережили огромное количество проблем. И в этом смысле это наш лучший альбом.

Depeche Mode - Personal Jesus

Выдержки из интервью с Дэйвом Гааном, Милан, 2017 года

— Stereoigor: Дейв, по слухам, во время рекорд-сессий для вашего альбома Black Celebration 1986 года, у вас там был такой полушуточный сайд-проект Toast Hawaii: вы там, вроде бы, записывали кавер-версии на песни других групп и музыкантов. Правда ли это, и где сейчас может находиться эта запись?

— Дейв Гаан: Этот легендарный Toast Hawaii! На самом деле, был один день или одна ночь, когда Флетч исполнил несколько кавер-версий, а кто-то это записал, с ужасно звучащими инструментами.

— Так, а кто там точно пел?

— Это был Флетч. Эта запись где-то есть, и я уверен, она ужасная.

StereoIgor и Дэйв Гаан (Фото: @из архива StereoIgor)
StereoIgor и Дэйв Гаан / Фото: @из архива StereoIgor

Выдержки из интервью с Энди Флетчером разных лет. Продолжение

— Наверное, обратная сторона вашего мирового успеха, это то, что вам не очень все-таки может удаваться жить «обычной» жизнью: фаны повсюду… Тяжело переносить такое постоянное внимание ко всем участникам Depeche Mode?

— Нет! Для нас — все в порядке. Мы же не какие-то «селебритиз», мы — музыканты. В Лондоне или на Бали мы ходим в пабы, ходим в кино. Если я встречаю фанов Depeche Mode, они ведут себя очень вежливо и корректно. Так что мы живем вполне обычной жизнью вне группы.

— Энди, насколько плотно вы общаетесь друг с другом вне Depeche Mode?

— Дэйв и Мартин сейчас живут в Америке, они женаты на американках. И, конечно, сейчас мы видимся не так часто, как раньше. При том что примерно два с половиной года мы видимся каждый день — когда пишем новый альбом и затем отправляемся в концертное турне.

— Исполнять кавер-версию Heroes Дэвида Боуи на бис в Global Spirit Tour — было идеей Дейва Гаана?

— Да, это идея Дейва. Он с давнего времени большой фан Боуи, и это он предложил.

Depeche Mode - Heroes - Live

— Энди, а какая из песен, исполняемых в Global Spirit Tour, технически «далась» вам труднее всего?

— Мне трудно сказать сейчас. Но, знаешь, когда мы репетировали, пожалуй, самой сложной оказалась Everything Counts. Мы придумывали новую аранжировку для нее, и это потребовало много времени, чтобы все в итоге сработало. Но сейчас, когда все готово, ее не так уже сложно исполнять. Но повозиться с ее подготовкой нам пришлось.

Depeche Mode - Everything Counts

— Какова активность твоего лейбла Toast Hawaii?

— Ноль.

— Ты закрыл его?

— Ну, не то что бы закрыл. Просто необходимо какое-то время передохнуть. Ведь мне нужно искать исполнителей, нужно развивать их. И у меня снова началась активность с Depeche Mode. Нужно постоянно искать новых артистов, над которыми и с которыми работать, а это требует времени. Поэтому это одна из причин, по которыми я стал ди-джеить. Мне захотелось сейчас немного испытания для самого себя, до того, как что-то начнется с Depeche.

Дебютный сингл CLIENT, «лейбло-образующая группы», выпустившей под патронатом Флетчера два первых альбома

— Осталось ли что-то, чего еще хотели бы «достичь» Depeche Mode? Осталась ли у тебя какая-то мечта? Может быть сейчас хотя бы что-то челленджем для Depeche Mode?

— Заветная мечта была. Ты знаешь, мы начинали группу очень молодыми, и мы были очень счастливы в тот момент, когда наши песни стали играть по радио. А сейчас Depeche Mode ставят в эфир по всему миру. Это большое достижение.

Сейчас, я думаю, челлендж для Depeche Mode — это продолжать играть отличные концерты и создавать хорошие записи.
Мы ведем полноценный образ жизни, у нас есть время отдохнуть. Ты знаешь, мы живем вполне нормальной жизнью — за нами не охотятся на улицах. Создавать хорошие записи и затем фантастически исполнять музыку на концертах — вот настоящие достижения.

— Твоя роль в истории великой группы Depeche Mode — как она менялась от первых дней группы до наших дней?

 — Я думаю, она меняется непрерывно. И я думаю, она важна сейчас, как была важна и тогда.

Depeche Mode - Where's the Revolution



Четырнадцатый лонгплей Spirit, последний на сегодня студийный альбом Depeche Mode вышел в марте 2017-го. Возможно, действительно последний студийный альбом Depeche Mode.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X