Режиссер десятилетия. Пять лучших фильмов Дени Вильнева

20 апреля 2020, 08:33

На этой неделе были представлены первые кадры будущего фильма Дюна Дени Вильнева. В ожидании новой экранизации культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта предлагаем вспомнить лучшие работы режиссера.

В прошлом 2019-м году Голливудская ассоциация кинокритиков назвала канадца Дени Вильнева режиссером десятилетия. Конкуренция в случае с его профессией довольно высокая, но Вильнев кажется идеальным кандидатом на эту роль: визионер, снимающий медленные триллеры, в которых люди отчаянно ищут ответы на свои вопросы.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

В 2020-м мы все в той или иной мере стали персонажами его картин.

Начав с приземленных историй, режиссер в какой-то момент посмотрел ввысь, и теперь его не остановить. Вслед за удивительным Прибытием и красивейшим Бегущим по лезвию 2049 Вильнев решил отправиться дальше к звездам и снять новую версию Дюны Фрэнка Герберта — сложного, наполненного враждующими между собой людьми и масштабными событиями произведения. Предыдущая, не слишком удачная попытка экранизации была предпринята Дэвидом Линчем в 1988 году.

Политех (Polytechnique, 2009)

Парень без имени сидит в небольшой комнате и целится себе в голову из ружья. Раздается холостой щелчок. Через несколько секунд мы начинаем слышать его внутренний голос: будущий убийца рассказывает историю своей жизни и что-то похожее на сокращенный манифест одновременно. В этот же день он приедет в Монреальскую Политехническую школу и начнет стрелять по студенткам.

В черно-белом, снятом в основном на французском (Вильнев из Квебека) фильме Политех уже обозначились главные пункты его режиссерского почерка: вдумчивая медлительность, желание сделать красиво, сюжетная методичность и простота. Вильнев предпочитает не оставлять смысловых многоточий и вообще не любит перегруженных сценариев. Его фильмы всегда лаконичны и герметичны.

Политех тому яркий пример. В руках Вильнева основанная на реальных событиях история (массовое убийство в Политехнической школе Монреаля произошло 6 декабря 1989-го) становится не больше чем она есть: экранизацией трагического примера жизненного хаоса и его последствий.


Пожары (Incendies, 2010)

Герои фильма Пожары, брат с сестрой, наоборот, пытаются справиться с хаосом, ворвавшимся в их жизни вместе со смертью матери — женщины с секретом, которая в своем завещании, кроме наследства, оставила два письма: одно для отца Жанны и Симона (так зовут ребят), второе для их брата.

Их существование стало для обоих сюрпризом, и если Симон решает не участвовать в посмертной авантюре своей матери, то Жанна отправляется на ее родину, в одну из стран Ближнего Востока (предположительно, Ливан) в поисках не столько родственников, сколько ответов на вопросы о прошлом.

Фильм Пожары — более серьезный проект, в котором можно различить очертания если не Прибытия, то Убийцы или Пленниц точно. Здесь междустрочное молчание Вильнева впервые приобретает гравитационную тяжесть, а у героев появляется задача, которую жизненно необходимо решить.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу


Убийца (Sicario, 2015)

Третий англоязычный и второй голливудский проект режиссера после двух триллеров: напряженного Пленницы и сюрреалистичного Враг. Как несложно догадаться, фильм Убийца — триллер криминальный.

В центре истории агент ФБР Кейт Мэйсер (Эмили Блант), агент ЦРУ Мэтт Грэйвер (Джош Бролин) и мутный наемник с грустными глазами Алехандро (Бенисио Дель Торо). Все трое пытаются разобраться с наркокартелем под названием Санора, вот только методы у Кейт и двух остальных совершенно разные. Девушка действует в рамках закона. Поведение Алехандро же больше укладывается в понятие мести.

По ту сторону тьмы в итоге шагнут все трое. Чтобы в конце разойтись каждый со своей правдой в голове.

Фильм Убийца доказал, что Вильнев хорош не только в работе с актерами и умении рассказывать сложные и неторопливые истории, но ему подвластен и еще один важный навык: снимать экшн так, чтобы душа уходила в пятки.


Прибытие (Arrival, 2016)

Резкий курс в сторону фантастики в карьере Вильнева не должен удивлять. Режиссер некогда хотел связать свою жизнь с наукой — биологией (не зря рассказчиком в его втором фильме Водоворот была рыба), а одним из фильмов, которые вдохновили его на путь кинематографиста был Бегущий по лезвию 1982 года.

Свою невысказанную мечту снять продолжение сай-фай шедевра Ридли Скотта Вильнев реализует всего лишь через год, но пропуском к тому проекту стал фильм Прибытие — наверное, самая совершенная работа в карьере канадца.

В поставленной по мотивам новеллы американца Теда Чана картине рассказывается история женщины по имени Луис Бэнкс — лингвиста, которую американское правительство ангажирует для роли переводчицы с инопланетного. Дело в том, что в самом начале фильма в тринадцати случайных точках планеты из ниоткуда появляются корабли пришельцев. Те не спешат раскрывать причины своего визита, а ждут, когда люди начнут понимать их сложный, абсолютно непохожий ни на один земной, язык.

Паузы между строк здесь тоже серьезные, но напряжения в Прибытии хватит на десяток триллеров. Это научная фантастика высшего порядка, выдерживающая сравнение с Космической Одиссеей Кубрика (недаром Вильнева тоже номинировали на Оскар в категории Лучший режиссер: огромная редкость в истории жанра) и открывающая новые горизонты в сюжетах с инопланетянами. Плюс — тончайшая, сыгранная на одной ноте актерская работа Эми Адамс, сообщающая нам о стоицизме и жертвенности перед лицом науки.


Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049, 2017)

Последняя на данный момент работа режиссера и самая масштабная: бюджет первой части Дюны еще не озвучен, но вряд ли он приблизится к 200 млн долларов.

Действие в фильме Бегущий по лезвию 2049 происходит через 30 лет после событий первого Бегущего. Здесь ребята по-своему решили продолжить линию Рика Декарда: весь сюжет крутится вокруг его наследия, но сам Харрисон Форд появляется только в середине и играет второплановую роль. В центре сюжета другой офицер полиции Нью-Лос-Анджелеса — Кей (Райан Гослинг), который случайно натыкается на дело 30-летней давности и, расследуя его, приходит к революционным выводам, о которых лучше узнать самим.

Впечатляющая работа давнего соратника Вильнева, оператора Роджера Дикинса, наконец-то получившего за Бегущего по лезвию 2049 свой первый Оскар, превращает картину в визуальный пир. Громкая, манипулятивная музыка Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша приковывает к экрану. В то же время сюжет ленты оказывается гораздо слабее чем ожидалось вначале. Он построен на повторах пройденного и не сообщает этой вселенной ничего нового.

Продолжать чужой фильм практически 40-летней давности тяжело и впервые в карьере Вильнева баланс между картинкой и сценарием был нарушен. Поэтому Бегущий по лезвию 2049 так и останется попыткой, пусть и невероятно эффектной, приблизиться к фильму Ридли Скотта. Остается надеяться, что с Дюной ситуация сложится иная.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X