81 годовщина со дня рождения Ивана Миколайчука. Феномен символа украинского поэтического кино

15 июня, 19:40
Сегодня Ивану Миколайчуку исполнился бы 81 год (Фото:Кадр из фильма Белая птица с черной отметиной)

Сегодня Ивану Миколайчуку исполнился бы 81 год (Фото:Кадр из фильма Белая птица с черной отметиной)

Сегодня, 15 июня, исполняется 81 год со дня рождения легендарного киноактера, кинорежиссера, сценариста Ивана Миколайчука. Ему суждено было стать символом украинского поэтического кино и посмертно получить Шевченковскую премию.

Если бы в Украине в 1960-х годах была своя система звезд, как в Голливуде, то Иван Миколайчук точно бы ее возглавил. Его слава в Советском Союзе сравнима с популярностью голливудских секс-символов Алена Делона и Шона Коннери.

Видео дня

В чем феномен Ивана Миколайчука? Его считают гениальным актером, а как режиссер он и козла сумел на экране сделать кинематографичным. О нем писала стихи Лина Костенко, в его честь назван астероид, а при встрече с Вангой он спросил, как бы воспринял Шевченко свое воплощение актером на экране.

15 июня у киноактера, режиссера и сценариста, который стал лицом украинского поэтического кино и кумиром миллионов, день рождения. Ему бы исполнился 81 год. Попробуем разгадать тайну, как он стал символом украинского поэтического кино и почему о Миколайчуке не говорит весь мир. А посмотреть фильмы, которые показывают Миколайчука-актера и режиссера можно в онлайн кинотеатре украинского кино Takflix.

Поиски молодого Миколайчука: психиатрия и театр глухонемых

Родился будущий художник в маленькой деревне Чорторыя, в Черновицкой области, где все друг друга знают. В семье было 13 детей, судьба которых сложилась очень по-разному. Кто стал синоптиком, кто строителем. Один из младших братьев, Юрий, тоже пытался строить карьеру актера, однако решил остаться в родной Черторые. А самая старшая сестра, Фрозина, которую Иван за ее требовательность называл «мой Геббельс», работала санитаркой в психоневрологическом диспансере. Маленьким Миколайчук проводил там много времени, даже хотел стать психиатром. Но когда понял, что для этого нужно изучить всю медицину, быстро забрал документы из медицинского университета.

Еще в школе, в 10 лет, начал играть в деревенском драмтеатре. Как-то Иван, уже взрослым, попал в театр глухонемых и был поражен пластичностью актеров. Настолько поражен, что напросился туда руководителем танцевального кружка (умел и танцевать, и петь, и играть на нескольких музыкальных инструментах). Вспоминал, что «многому научился от своих воспитанников — прежде всего ощущению ритма, эмоциональной возбудимости». Возможно, именно отсюда берет начало уникальная актерская игра Миколайчука, который мог передать эмоцию одним взглядом или жестом.

Свадьба Миколайчука (Фото: mykolajchuk.com.ua)
Свадьба Миколайчука / Фото: mykolajchuk.com.ua

После школы учился в Черновицком музыкальном училище, затем поступил в театральную студию Черновицкого театра. Там он встретил любовь своей жизни — Маричку Карпюк. Первое знакомство с родителями любимой не обошлось без анекдотов: Иван впервые в жизни увидел мандарин, и начал его есть как яблоко. Мама Марички говорит: «Иванко, лучше, если его почистить», на что парень ответил, что всегда так ест мандарины.

Первые роли и слава

Иван мечтал о карьере в кино, и в выборе между Москвой и Киевом победил, конечно, последний. Именно туда переехали молодые люди и Миколайчук поступает на киноактерский факультет Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Первые роли в кино не заставили себя ждать: уже на втором курсе актер одновременно снимался в лентах Сон Владимира Денисенко и Тени забытых предков Сергея Параджанова (и экзамены в университете успевал сдавать). Эти два фильма были программными, приуроченными к 150-летию со дня рождения Шевченко и 100-летию Коцюбинского. Однако для Миколайчука они стали особенными. Во Сне он, начинающий актер, получил шанс воплотить символ украинской культуры и своего кумира — молодого Тараса Шевченко.

Тени забытых предков, экранизация одноименной повести о гуцульских Ромео и Джульетте Михаила Коцюбинского, считается первой лентой, которая положила начало течению украинского поэтического кино. Операторская работа Юрия Ильенко, использование цветов для символизма и закодированные образы, которые глубоко укоренены в национальную культуру. Все это определило путь украинского кинематографа 1960-х годов.

Кадр из фильма Тени забытых предков
Фото: Кадр из фильма Тени забытых предков

Иван органично сыграл главного героя, и в моменты влюбленности, и в состоянии глубочайшей депрессии и отчаяния. Он понимал гуцульскую культуру, ведь вырос совсем недалеко от этого региона. И радостно рассказывал все, что знал о Карпатах, Параджанову, с которым подружился на съемках.

Эти две роли сделали актера известным. Его жена (с Маричкой они поженились во время съемок Теней) в одном из интервью вспоминает: «Письма приходили мешками. Женщины признавались в любви… Бывало, женщины и под окнами кричали: „Иван!“». Однако никакой «звездной болезни» у актера не было, так и остался простым добрым парнем из Черторыи. Даже несколько раз потом отдавал свою очередь на получение трехкомнатной квартиры друзьям.

Сценарист и музыкант: Белая птица с черной отметиной

Следующей интересной ролью для Ивана стал антагонист-белогвардеец в фильме Гадюка. Хотя роль была эпизодическая, она разрушила канон, что антигерои должны быть некрасивыми. После этого отрицательных персонажей имели шанс сыграть красивые актеры, пишет Лариса Брюховецкая в книге Иван Миколайчук.

В 1968 году на экраны выходит одновременно два фильма с Миколайчуком: история запретной любви Аннычка и трагедия об эмиграции Каменный крест. Оба фильма также используют приемы поэтического кино, однако актер все еще грезит Карпатами, хочет вернуться в ту атмосферу магического реализма Теней.

Он берет дело в свои руки и решает сам написать сценарий. В те времена для актера стать сценаристом было неслыханно, так что ему нужен был соавтор. Им становится Юрий Ильенко. Миколайчук с Ильенко «побратались», закрепили кровью клятву, и начали работу над сценарием к фильму Белая птица с черной отметиной. История фильма разворачивается вокруг четырех братьев, которых идеология и любовь разводит по разные стороны войны. Роль Ореста Миколайчук писал под себя, но цензура не разрешила, чтобы известный актер воплотил на экране бойца УПА. Роль досталась тогда еще неизвестному Богдану Ступке, а Иван сыграл более «правильного» персонажа, красногвардейца.

Миколайчук и Юрий Ильенко (Фото: предоставлено Takflix)
Миколайчук и Юрий Ильенко / Фото: предоставлено Takflix

Белая птица была для одаренного Миколайчука не только первой сценарной работой, он еще и подобрал музыку для фильма. Сам подобрал, какие фольклорные композиции должны стать частью произведения. В современном кинематографе его подборки вышли бы отдельным плейлистом, однако тогда это помогло сохранить народные песни в записи.

Успехи за границей

Миколайчук был предан своей профессии и являлся по-настоящему многоликим актером. И его могла бы ждать всемирная слава, ведь приглашения на работу неоднократно приходили из Голливуда. Однако все такие приглашения должны были пройти цензуру, из-за чего Миколайчук узнавал далеко не обо всех предложениях работы.

Две роли в иностранном кино ему все же удалось сыграть благодаря успеху Белой птицы: в фильмах Вопреки всему (Югославия) и Рождение человека (Болгария). Иван так увлекся фильмом Рождение человека, что для съемок в нем выучил болгарский язык и в кадре говорил на нем почти без акцента. На съемках этого фильма произошло еще одно интересное событие: встреча с Жаном Полем Бельмондо. Французский актер, недавно посмотревший Тени забытых предков, выразил свое восхищение Миколайчуку, конечно, с помощью переводчика. Бельмондо в тот день остался на площадке, чтобы посмотреть, как работает Иван. И в тот же вечер пошли в бар и от переводчиков отказались, ведь по словам Бельмондо «если двум актерам, чтобы понять друг друга, нужен кто-то еще, то актерское дело вообще ничего не стоит». Так они и провели вечер вдвоем, не произнеся ни слова.

Козацкая комедия

Пропала грамота по мотивам произведения Гоголя стала единственной комедией в украинском поэтическом кино. Миколайчук в этом роуд- и бадди-муви имел возможность сыграть главную роль, вместе с Федором Стрыгуном. Актер снова покорил камеру, доказав, что он может быть органичен в любом жанре. Он снова подобрал музыку и, по словам коллег, может считаться сорежиссером фильма, так много помогал Ивченко на съемочной площади.

Однако все не было так просто. «Хрущевская оттепель» уже осталась в прошлом и тиски цензуры закручивались вокруг национальной культуры и ее художников. Миколайчука неоднократно обвиняли в национализме, а фильм Пропала грамота 15 лет пролежал на полке. Комиссии показалось, что слишком неуважительно показана в фильме царица Екатерина. Но немногие знают, что во время съемок в Петергофе Иван с Федором тихонько пробрались в спальню Екатерины и пили на ее кровати водку. «Это наша сатисфакция. Сколько ребят погибло здесь, строя это все», — говорил Иван.

Режиссерский дебют и неблагонадежность

Обвинения в национализме, которые начались после выхода Белой птицы, существенно повлияли на жизнь и карьеру Миколайчука. Единство, которое чувствовалось в кругах украинского искусства в начале 60-х, исчезло. Роли, которые получал актер, обычно были второстепенными, незначительными. Но о вопросах искусства речь уже не шла, нужно было еще как-то зарабатывать на жизнь. Иногда случалось что-то неожиданное, как роль Любомира в Захаре Беркуте, написанная специально для Миколайчука.

Миколайчук за написанием сценария (Фото: предоставлено Takflix)
Миколайчук за написанием сценария / Фото: предоставлено Takflix

Однако чудеса случаются. Таким чудом стал фильм Вавилон ХХ, где Миколайчук был сценаристом, актером, музыкальным оформителем и, наконец, режиссером. Вавилон ХХ напоминает фильм Александра Довженко Земля. В обеих картинах в центре событий село на грани коллективизации, однако у Миколайчука нет центрального персонажа, главный персонаж здесь — само село. Судьбы многих переплетаются в этой фреске украинского села 20-х годов. Единственный, кто отличается среди его обитателей — это народный философ-гробовщик Фабиан, который ходит по селу со своим козлом, которого также зовут Фабиан. Хотя его заработок напрямую зависит от смертей односельчан, он горячо обеспокоен каждой жизнью.

Сравнивая роли актера в Тенях и Вавилоне, можно проследить не только развитие ощущения кино Ивана, но и его самого. От пылкого юноши до взвешенного степенного философа, однако оба нераздельны со своей средой.

После Вавилона ХХ на экраны вышла еще одна работа Ивана — Такая поздняя, такая теплая осень. Однако эта картина успеха уже не имела. У Миколайчука был еще один сценарий Небылицы Ивана, возникший из сказок для племянницы. Но сам он поставить эту картину уже не смог из-за онкологии, от которой медленно угасал. Хотя, как актер и сценарист работал, сколько хватало сил. Скончался Иван Миколайчук 3 августа 1987 года.

Феномен украинского кино

Иван Миколайчук по праву считается символом украинского кино. Он создал образ Ивана Палийчука из Теней, которые начали это течение. А его режиссерская работа стала последним фильмом этого направления. В общем, он снялся, написал сценарий или поставил 7 фильмов из 11, относящихся к поэтическому кино. Самые выдающиеся фильмы можно посмотреть в подборке Украинское поэтическое кино на Takflix.

На съемках Тени забытых предков (Фото: mykolajchuk.com.ua)
На съемках Тени забытых предков / Фото: mykolajchuk.com.ua

Задумчивый, молчаливый и наблюдательный, «народный философ» Иван Миколайчук обладал естественным магнетизмом. От него невозможно оторвать глаз, когда он на экране, а в жизни вокруг него всегда собирались люди искусства. Он верил, что кино должно быть как музыка, полифонией из символов, кадров, актерского мастерства, и таким полифоническим был и его талант: актера, режиссера, сценариста, музыканта. Его творчество всегда было укоренено в украинской культуре, однако без архаичности, наоборот, освежая ее и вплетая в современность. Система Советского Союза не дала ему шанса создать карьеру за границей и он едва сводил концы с концами на родине, но не бросил кино. Поэтому сейчас, когда украинская культура снова на войне за свою самоидентичность, стоит говорить о художнике, который с таким рвением за нее боролся.

Александра Калиниченко

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X