Интуитивное животное. Что такое ДАУ Ильи Хржановского и почему его не стоит бояться

26 апреля 2020, 08:40

С недавнего времени в медийное поле Украины ворвался проект под названием ДАУ и, что важно — два его осколка: ДАУ. Наташа и ДАУ. Дегенерация.

Оба вызвали яростные дискуссии некоторыми опубликованными кадрами (с младенцами), пересказами деталей сюжета (сцена с бутылкой) и слухами, которые, окружая проект все пятнадцать лет его существования, сейчас сильно обострились.

Видео дня

@НВ
Фото: @НВ

Как и любая яростная дискуссия случай с ДАУ заставляет человека принять ту или иную сторону, вовлекая многих в апокалиптический круговорот споров. Но всегда есть третий путь: чуть отойти в сторону и попытаться окинуть ДАУ взглядом целиком. По крайней мере, ту его часть, которая доступна сейчас, вкупе с историей создания проекта.

Ситуация, сложившаяся вокруг мемориала Бабий Яр, безусловно, важна и по-настоящему спорна, но чисто хронологически является вторичной по отношению к ДАУ и заслуживает отдельного разбирательства.

С чего все начиналось?

В тот момент, когда режиссеру Илье Хржановскому пришла в голову идея экранизировать мемуары вдовы великого физика Льва Ландау Конкордии Дробанцевой (книга называется Академик Ландау: Как мы жили) за его плечами был всего один фильм — малобюджетная сюрреалистическая драма по сценарию Владимира Сорокина 4. Лента вышла в 2004 году, получила множество призов и обратила внимание на своего создателя.

ДАУ Хржановский задумал через год или два, и с самого начала это должен был быть именно фильм. На главную роль был взят Теодор Курентзис (одно время рассматривались Максим Галкин и Эдриан Броуди) — он ныне считается одним из лучших дирижеров мира, на роль его жены Коры — Радмила Щеголева (Геля из СВ-шоу). Остальной кастинг представлял из себя смесь в гораздо меньшей степени профессиональных актеров и в большей — совершенно разных людей: от девушки, которая когда-то снималась в фильмах для взрослых, до известных ученых.

Съемки стартовали в 2008 году. Ориентировочный бюджет фильма варьировался в районе 3−4 миллионов долларов. Финансировали проект совместно Украина (Госкино), Германия, Франция, Швеция и Россия. Тем не менее, в процессе стало ясно, что, во-первых, в заявленный бюджет режиссер уложиться не сможет и, во-вторых, Хржановского перестала устраивать концепция стандартного фильма-байопика. Режиссер в силу неизвестных причин решил реализовать совершенно другую идею. Гораздо более масштабную.

Во что превратилось?

В 700 часов отснятого материала (что важно — пленочного материала) в стенах построенной с нуля в Харькове декорации в натуральную величину, так называемого, Института — собственно, места где на протяжении трех лет: с 2008 по 2011 жили участники проекта. В процессе (судя по всему, в первый же год) ДАУ перестал быть фильмом и эволюционировал в ДАУ — сложнейший, многогранный, антропологический проект. Курентзис и Щеголева при этом свои роли сохранили.

Участники проекта жили и работали в Институте в условиях строгих правил, которые сами добровольно приняли. События, согласно художественного замысла режиссера, происходили в период с 1938 по 1964. Декорации, обстановка, даже одежда (вплоть до нижнего белья) должны были соответствовать времени. Участникам придумывались новые биографии, которые основывались на взятых из их же реальных жизней фактах. А история Льва Ландау перестала быть биографической и стала одним из многих сюжетов, импровизационно возникших внутри проекта.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма ДАУ. Дегенерация (Фото: @Berlinale)
Кадр из фильма ДАУ. Дегенерация / Фото: @Berlinale

Импровизация — вообще главная движущая сила многочисленных «сценариев» ДАУ. По словам одного из основных участников Дегенерации известного математика Дмитрия Каледина, который и в рамках проекта был известным математиком просто со смещенной на 60 лет назад биографией: «Хржановский выработал режим работы, при котором он периодически чуть-чуть подталкивал [сюжет] в разные стороны, которые ему казались интересными, а дальше [действие] шло само по себе».

От получившегося бы в таком случае реалити-шоу ДАУ отличает тот факт, что участники знали, когда снимали сцены с их участием. За это отвечал выдающийся немецкий оператор Юрген Юргес (Забавные игры Ханеке, Страх съедает душу Фасбиндера) и его команда.

При этом, по словам того же Каледина, участникам было строжайше запрещено считать себя актерами: надо было буквально жить в круглосуточной реальности Института.

Кадр из фильма ДАУ. Наташа (Фото: @Berlinale)
Кадр из фильма ДАУ. Наташа / Фото: @Berlinale

Отснятый материал (те самые 700 часов) монтировали почти десять лет: все-таки жизнь, пусть даже с приставкой квази, резать на связанные смыслом истории тяжело. В итоге у Ильи Хржановского и его соавторов (например, в случае с Наташей это была режиссер монтажа Екатерина Ортел) получилось по их же словам 16 фильмов, несколько сериалов, несколько документальных фильмов и цифровая платформа.

Важно понимать, что фильмами и сериалами в привычном понимании эти произведения не являются. Сам Хржановский ловко называет их продуктами ДАУ.

Откуда бралось дальнейшее финансирование проекта?

С такими темпами сохранить хоть какое-то понятие о сроках сдачи проекта было невозможно. В процессе съемок отпал Минкульт РФ (они вернули деньги через суд), а затем и Госкино Украины (суды о просроченных дэдлайнах длятся до сих пор; сумма пени около полутора миллиона гривен). Встал вопрос о дальнейшем финансировании ДАУ.

Подхватить такой странный и потенциально не окупаемый проект может человек с любовью к искусству, большим количеством денег и авантюристским складом ума, читай, олигарх. В случае с ДАУ этим человеком стал Сергей Адоньев — родившийся во Львове, российский бизнесмен. Начался путь Хржановского как соблазнителя миллиардеров.

Что из всего этого доступно сейчас?

Ранее в этом месяце в Сеть были выложены два продукта: ДАУ. Наташа и ДАУ. Дегенерация. 24 апреля вышел третий — ДАУ. Нора.

В первом рассказывается история буфетчиц Оли и Наташи, с акцентом на последней. Зрителю будут показаны их ссоры, пьянки, разговоры о счастье и любви, рабочие будни. Все это в стенах реально работавшего во время существования Института буфета, куда приходили то ученые, то начальники, то студенты. Под конец Наташу вызывают на допрос к генералу КГБ Владимиру Ажиппо и там происходит та самая сцена с бутылкой.

Кадр из фильма ДАУ. Наташа (Фото: @Berlinale)
Кадр из фильма ДАУ. Наташа / Фото: @Berlinale

В гораздо более подробной Дегенерации на протяжении шести часов показывается жизнь участников Института в самые последние годы (середина 60-х) его существования. Акценты здесь постоянно смещаются то на работников кухни и буфета, то на элиту — ученых, то на Первый отдел, то на талантливую молодежь, то на руководство. Все регулярно и много пьют. Сцена с младенцами находится ближе к середине хронометража, Максим «Тесак» Марцинкевич со своими неонацистами появляется во второй половине, свинья — в конце.

В ДАУ. Нора будет рассказана история девушки из провинции, которая вышла замуж за известного ученого и переехала с ним жить в секретный Институт. Впервые с момента свадьбы к Норе приезжает ее мать. Между женщинами происходит очень личный диалог, в ходе которого раскрываются их отношения друг к другу.

Какие это все вызывает ощущения?

Сложные. Но не из-за скандализированных сцен, а из-за самой природы проекта. В Институте люди существовали как бы в двух фазах: у них была вполне реальная жизнь за пределами учреждения и основанная на ней, но выдуманная — в его стенах. То есть главная героиня продукта ДАУ. Наташа Наталья Бережная могла спокойно поехать ночевать в свой настоящий дом где-то в Харькове, но каждый день приезжала на работу в Институт, где у нее была совершенно другая жизнь в другой реальности. Хржановский при этом чередовал наблюдение с тем самым интуитивным подталкиванием некоторых сюжетных поворотов. Таким образом в Институте люди жили внезапной, импровизационной жизнью в заданных рамках.

Вот что говорит по этому поводу Ольга Шакабарня — бывшая порноактриса в реальной жизни, буфетчица в ДАУ. Наташа, а потом жена (настоящая: ребята полюбили друг друга во время участия в проекте) математика Дмитрия Каледина: «Самое крутое в ДАУ — это развитие персонажа. Когда я вошла в институт, я совершенно не представляла, как сложится моя дальнейшая жизнь там. Из буфетчицы я выросла в заведующую, а потом стала женой Дмитрия».

Во время просмотра внимательный зритель может заметить переходы между этими фазами, удачные и не очень попытки импровизации, современные слова и фразы, которые были запрещены, но все равно пробивались. Понимание, что все участники добровольно жили в этой квазиреальности и переживали там сильнейший опыт, добавляет смотрящему амбивалентные чувства фейка-не фейка, чего-то настоящего и полностью выдуманного.

Что касается скандальных сцен, то каждую нужно разбирать отдельно и с пониманием, что самые энергетически сложные эпизоды долго готовились, а их взрослые участники снимались совершенно добровольно и могли остановить процесс в любой момент. В Наташе, например, допрос с бутылкой выглядит гораздо менее страшным, чем его рисует воображение читающего новости человека. Эта сцена разыграна не между жертвой и абьюзером, а между двумя участниками, которые вступили на неизведанную для себя территорию, но при этом контролируют события и даже боятся (это видно по отвечающему за генерала КГБ Владимиру Ажиппо) сделать неверное движение.

Кадр из фильма ДАУ. Наташа (Фото: @Berlinale)
Кадр из фильма ДАУ. Наташа / Фото: @Berlinale

Действия неонацистов регулировались жесткими внутренними правилами. За их выполнением тоже следили. Само наличие Марцинкевича и его банды в проекте может, безусловно, вызывать вопросы, но важно понимать несколько моментов: закрывать глаза на существование таких людей глупо, никакой пропаганды в Дегенерации нет просто потому, что ребята несут чудовищную ахинею и их действия отлично укладываются в смыслы, заложенные в названии данного «фильма»; и самое главное — природа ДАУ совершенно спонтанна и появление там Тесака предсказать было настолько же невозможно, насколько и Миуччи Прады, Марины Абрамович, Бориса Михайлова (его можно мельком заметить в одном из эпизодов Дегенерации), Романа Абрамовича и десятков других известных людей.

Самым спорным решением видится использование младенцев-сирот в лабораторной сцене. Понятно, что законные формальности были соблюдены (со слов Хржановского) и на площадке присутствовали няни и медсестры. Но дело в том, что участие настолько маленьких детей в любых съемках: ДАУ далеко не первый проект с детьми (можно вспомнить некоторые рекламные ролики и, например, популярнейший сериал Космос: Возможные миры, где была сцена с кричащим младенцем и бешенной собакой), как минимум, дискуссионно и, как максимум — предмет для уголовно наказуемого запрета.

О чем это все в итоге?

Если в двух словах, то о каждом, кто посмотрит. Проект ДАУ представляет из себя чрезвычайно сложную систему зеркал, где отражается опыт смотрящего, полученный до нажатия кнопки play на проигрывателе. А еще ДАУ — это поток личных историй и, если внешняя цель проекта — показать ужасы тоталитаризма, то внутренняя — это все-таки про людей-участников.

Говоря о продуктах ДАУ, Наташа кажется более импровизационной и отдаленно напоминает что-то, что мог бы снять Балабанов (всплывающий в связи с СССР и бутылкой — его Груз 200 в разы страшнее), Дегенерация же вначале больше похожа на советское оттепельное кино, решенное в жанре производственной драмы — на Девять дней одного года Михаила Ромма или Заставу Ильича Марлена Хуциева. Несмотря на хронометраж это «кино» благодаря превосходным декорациям, деталям интерьера и работе камеры втягивает в себя, создает иллюзию, которая разбивается о реальность с появлением Марцинкевича. Это сложно переживаемый эффект, потому что энергию насилия (не путать с реальным насилием) его банда транслирует огромную. Но и отрезвляющий: на бесов иногда полезно и посмотреть.

Также важно понимать, что Наташа, Дегенерация и Нора — всего лишь части этого архипроекта, его, по словам Хржановского, трейлеры. В своем полном объеме ДАУ воплотится в Сети через 2−3 года. Опять-таки, по словам его режиссера.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X