«Все пазлы сходятся один к одному». Оксана Забужко отреагировала на фильм ДАУ, концепцию Бабьего Яра и «свое участие» в ее создании

29 апреля 2020, 16:07

Украинская писательница Оксана Забужко, а также поэт Борис Херсонский, режиссер Ирина Цилык и сценарист Наталья Ворожбит отреагировали на попадание в список «потенциальных авторов» Бабьего Яра.

Выложенные в свободном доступе два фильма из проекта российского режиссера Ильи Хржановского ДАУ - Наташа и Дегенерация, стали поводом для грандиозного скандала в украинском обществе. И для скандала есть как минимум две предпосылки - съемки в сценах экспериментов в фильме Дегенерация младенцев из Харьковского приюта (ювенальные прокуроры Харькова открыли уголовное производство "по фактам пыток, а также изготовлении и распространение произведений, пропагандирующих культ насилия"), а также тот факт, что режиссер фильма является художественным руководителем Мемориального комплекса Бабий Яр в Киеве и на днях в СМИ попали некоторое фрагменты концепции, которую команда, работающая над ее созданием, обещает обнародовать в середине июня.

Видео дня

В рассмотрении концепции Мемориала комплекса Бабий яр, обнародованном изданием Историческая правда, украинская писательница Оксана Забужко указана, как «потенциальный автор для Бабьего Яра». В публикации сказано, что издание взяло «информацию с презентации концепции будущего музея, над которой работает команда Хржановского».

Оксана Забужко резко отреагировала на эту информацию, а также на скандал вокруг проекта ДАУ на своей официальной странице в facebook. Вот, что она написала:

«О Хржановском: «Если это безумие, то в нем есть своя логика», как говорил Полоний у Шекспира... Как минимум наивно было бы считать, что в России Путина такой проект, как ДАУ, режиссер смог бы осуществить без санкции ФСБ. Больше всего весь этот адский реконструкторский трэш, обнародованный УП, для меня выглядит - как попытка под прикрытием музея Бабьего Яра легально завести в Киев московский чекистский застенок, ФСБшный «подвал», по сравнению с которым донецкая Изоляция еще покажется «с овчинку». Вот это было бы - и логично, и очень «по-сурковски»: тогда все пазлы одним кликом сходятся вместе, и «поражает величие замысла».

Нет ничего легче, чем, под видом реконструкции (среди потока экскурсантских «реконструкций»), незаметно и системно, из ночи в ночь, проводить НАСТОЯЩУЮ чекистскую «работу с местными населением»? Только имея в Киеве СВОЮ постоянно действующую Лубянку, Путин может рассчитывать на «окончательное решение украинского вопроса» (sic!), И если посмотреть на проект Хржановского под этим углом, тогда все в нем как раз выглядит очень хорошо продуманным  еще куча возможностей по такому «театру смерти» открывается, - но всем этим должны заняться СБУ и международные правоохранительные организации, рашизм Но пасаран!).

уголовное производство по харьковским съемкам ДАУ тоже открывать, по-моему, пора - пока ФСБ не начало зачистку тех харьковских свидетелей, давших «подписку о неразглашении».)"

И добавила, «О том, что в списке "потенциальных авторов", вроде как приглашенных к участию в проекте Хржановского, стоит и мое имя, я узнала, как и все, после публикации в УП, что и стало поводом для этого сообщения».

Напомним, в интервью Алексею Тарасову для радио НВ, вышедшем в эфир в понедельник, 27 апреля, Илья Хржановский сообщил, что сам не уйдет с поста художественного руководителя мемориального центра Бабий Яр.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Среди потенциальных авторов в публикации также указаны и другие представители украинской творческой среды, как Наталья Ворожбит, Максим Курочкин, Сергей Жадан, Юрий Андрухович, Андрей Курков, Артем Чех, Ирина Цылик, Борис Херсонский, Екатерина Бабкина, Ирэна Карпа, Андрей Любка, Виктор Неборак, Елена Гусейнова, Любко Дереш, Мария Матиос, Лесь Подервянский, Юрий Издрик, Лина Костенко.

Из них Борис Херсонский, Наталья Ворожбит, Максим Курочкин и Ирина Цилык на своих страницах в facebook уже прокомментировали свое возможное привлечение к работе над концепцией мемориала.

Борис Херсонский, поэт:

Как уже многие мои коллеги, я неожиданно узнал, что вошел в список «перспективных авторов», или как оно там, для реализации проекта Бабий Яр Хржановского. Во-первых, я глубоко ранен опытом Холокоста, где моя семья понесла большие потери. Моя книга Семейный Архив с тематикой, связанной с трагедией еврейского народа, переведена на несколько иностранных языков. Сейчас в издательстве Дух і Літера готовится к печати книга Будемо теплом та попілом.

Именно поэтому я никак не буду сотрудничать с проектом Хржановского, а также с любым проектом, который будет включать в себя элементы перформанса. Считаю это аморальным. Был бы благодарен, если бы проект был вроде Яд Вашем. Идея музея - заслуживает рассмотрения и должна быть воплощена. Идея перформанса - отвергнута. Это все, что я хотел сказать.

Наталия Ворожбит, сценарист:

«Илья пригласил меня и Максима [Курочкина] прошлым летом на встречу, где предлагал возглавить группу, которая будет собирать интервью и свидетельства о Бабьем Яре. Ничего неприличного в том предложения не было, не было и конкретики, мы ни о чем не договорились, я более с ним не встречалась и не говорила. С проектом, конечно, не была знакома, потому что прошлым летом он был на пальцах».

@ Facebook / Наталья Ворожбит
Фото: @ Facebook / Наталья Ворожбит

Ирина Цилык, режиссер:

«Неожиданно было увидеть в презентации проекта мемориального центра Холокоста Бабий Яр собственное имя (еще и с ошибкой), я об этом впервые слышу».

«Наверное, это те, к кому они еще только планируют обращаться. И странно, кстати, что среди этих имен нет тогда Марианны Кияновской».

«Что же касается всей этой презентации, я прочитала и у меня очень смешанные чувства. С одной стороны, в чем-то он выглядит как современный и интересный концепт. С другой - здесь куда ни глянь, таааакой тонкий лед... Особенно учитывая, кто сейчас этим проектом руководит и кто, по моему мнению, не должен им управлять. От многих формулировок сильно передернуло».

О концепции Бабьего Яра высказался на своей странице в facebook основатель компании Артхаус Трафик Денис Иванов.

«Илья говорил о нравственном выборе, который должен будет делать посетитель центра. Вот только мне кажется, что нравственный выбор должен быть сделан до того, как существующая концепция будет доработана и воплощена в жизнь. Бабий Яр - место ужасного преступления и глубокой травмы. Сейчас Бабий Яр находится внутри мегаполиса, в котором живут миллионы людей. А этот мегаполис находится в стране, часть которой - оккупирована РФ.

И вот - есть место. Никому не пришло в голову сделать мемориал на месте Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке, где посетитель переживал бы опыт жертв трагедии. Потому что это - травма. Потому что это место находится внутри большого города, где живут люди. Никто не называет станцию метро именем трагедии. Это вопрос этики - в том числе.

Есть время. В Донецке существовал Центр современного искусства Изоляция, который в данный момент является отвратительной тюрьмой, где в эту самую минуту заключенных унижают, пытают и насилуют. Стэнфордский эксперимент нервно курит в сторонке. Да, уже нет в живых свидетелей трагедии Бабьего Яра. Но есть свидетели другого геноцида. И вот вопрос - насколько этично в данный момент, при существующей тюрьме на заводе изоляционных материалов в Донецке выстраивать парк тоталитарных аттракционов в столице.

Искусство пытается разрушать автоматизм восприятия, это нормально. Вот только я не уверен, что Мемориал памяти жертв Бабьего Яра должен быть таким искусством, здесь нужен совсем другой подход. Если передо мной будут ставить выбор - хочу я быть палачом или жертвой в Бабьем Яру, то я точно не буду играть в эту «игру».

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X