Не молчат. Представители культуры возмутились сценами из фильма ДАУ и обеспокоены судьбой Бабьего яра — реакция на скандал

23 апреля 2020, 12:14

После публикации в свободном доступе фильмов из кинопроекта Ильи Хржановского ДАУ в Украине разгорелся скандал. Представители украинской культурной среды отреагировали на фильм в соцсетях.

Два фильма из 15, входящих в масштабный проект ДАУ, Наташа и Дегенерация, которые приняли участие на международном кинофестивале Берлинале, несколько дней назад были опубликованы в свободном доступе в Сети. Скандальные фильмы, один из которых, Наташа, получил Серебряный медведь за Выдающийся вклад, дизайн костюмов и сценографию (награда досталась оператору Юрген Юргенсу), вызвали огромный резонанс в украинском сегменте интернета.

Видео дня

Казалось бы, какое отношение к Украине имеет фильм российского режиссера. Самое, что ни на есть прямое.

Во-первых, на начальном этапе в 2011 году фильм получил финансовую поддержку от Госкино Украины, как классический байопик о советском режиссере-физике, Нобелевском лауреате Льве Ландау и в документах Берлинале был указан как фильм, созданный в ко-продукции России, Великобритании, Германии и Украины.

Во-вторых, основная часть фильма была снята в Харькове с участием харьковчан, как профессиональных, так и непрофессиональных актеров. Интересно, что в съемках приняли участие такие одиозные украинские политики, как Михаил Бродский, Нестор Шуфрич, Михаил Добкин, а также журналист Дмитрий Гордон и владелец агентства V.I.P.-знакомств Петр Листерман.

В-третьих, в декабре 2019 года режиссер фильма Илья Хржановский занял пост художественного руководителя Мемориального комплекса Бабий яр.

Учитывая эти три фактора реакция на фильмы не заставила себя долго ждать, а резонанс, который она получила стал поводом для обращения детского омбудсмена Украины Николая Кулебы в полицию с запросом расследовать возможное нарушение прав детей во время съемок кинопроекта.

НВ собрал реакцию представителей культуры, журналистов и кинокритиков в социальных сетях.

Иван Козленко, генеральный директор Довженко Центр

Иван Козленко посвятил проекту ДАУ несколько постов и три статьи. В самом первом из них он пролил свет на взаимоотношения Госкино Украины и компании Ильи Хржановского Феномен-Украина. Он реконструировал события с помощь открытых источников.

«19 декабря 2011 года состоялся объявлен Госкино тендер на одного участника на создание фильма Хржановского Дау на сумму 6 265 897 грн, который выиграло ООО Феномен-Украина. В этот же день с ним заключен государственный контракт № 55 на изготовление национального фильма Дау на тендерную сумму 6,26 млн, с выплатой подписки 5,17 млн грн», «Контрактом предусматривалось создание т.н. „материнского“ фильма-байопика на основе мемуаров Коры Дробанцевой-Ландау. Госкино не финансировали ни один из 14 фильмов цикла Дау, анонсированных на сайте проекта», — отмечает Иван Козленко.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«26 апреля 2018 года в кинотеатре Жовтень состоялся просмотр фильма ДАУ приемной комиссией Госкино. Трое участников просмотра подтвердили, что представленный фильм длился 5,5 часов и не содержал сцен изнасилования бутылкой или опытов над младенцами, использованных в ДАУ. Наташа и ДАУ. Дегенерация. Судя по всему, это и был прото-материнский фильм-байопик, более или менее нарративный, с масштабными постановочными сценами (вокзал, город). Большинство членов комиссии оценили ленту как выдающуюся. О контексте создания ДАУ они не знали».

«На 60% фильм состоял из истории Дау и Норы и разворачивался как классический байопик от молодости Ландау к старости, включая его работу в Институте (20% экранного времени) и развратные похождения с любовницами (10%). Комиссия отдельно отметила выдающуюся игру Радмилы Щеголевой. Хржановский пообещал подготовить прокатную версию фильма на 2,2 часа для проката в 2019 году и собирался привлечь Аду Роговцеву для ее дублирования».

«Фильм ДАУ, на производство которого Феномен-Украина получила более 5 млн грн бюджетных средств так и не был сдан Госкино. До сих пор продолжаются суды, которые начались в 2015 году», — добавил Иван Козленко.

Читайте полный пост Ивана Козленко и другие его посты.

Александр Ройтбурд, директор Одесского художественного музея

Александр Ройтбурд не высказывался о фильме на своей официальной странице в facebook, но активно комментировал посты Ивана Козленко. Он назвал Дегенерацию сильным кино, но отметил, что «многое в фильме не имеет отношение к реальности, но художник так видит и имеет право», а «манипуляция реальными людьми выходит за грань этики. И спроецировать этот подход Хржановского на музей холокоста даже боюсь».

Александр Ройтбурд о фильмах из проекта ДАУ (Фото: @скриншот/facebook)
Александр Ройтбурд о фильмах из проекта ДАУ / Фото: @скриншот/facebook

Янина Соколова, журналистка, телеведущая

Пост Янины Соколовой о съемках детей из детских домов, с чьей помощь демонстрировали весь ужас сталинских времен, имел в Сети огромный резонанс. По состоянию на вторник, 23 апреля, им поделились более 6 тыс пользователей facebook.

«Да, это кино. Нет, на фото не манекен, ребенок настоящий. Так, его никто не спрашивал, хочет ли он пыток. Ребенок взят из харьковского приюта, где с его помощью демонстрировали кадры насилия, иллюстрируя пыточной характер сталинских времен.

Часть критиков на фестивале в Берлине и Париже отказались писать рецензии на это кино, мотивируя это нежеланием участвовать в пиаре фильма, который в документально художественной манере демонстрировал изнасилования, унижения и садизм".

Юлия Синькевич, генеральный продюсер ОМКФ

Юлия Синькевич посмотрела часть фильма ДАУ. Наташа на премьере на Берлинале, и в комментариях к посту Янины Соколовой, сказала, что ушла с сеанса, и назвать этот фильм искусством не может. И отметила, что в своих обзорах Берлинале она сознательно игнорировала фильмы ДАУ.

Юлия Синькевич о фильмах ДАУ (Фото: @скриншот/facebook)
Юлия Синькевич о фильмах ДАУ / Фото: @скриншот/facebook
Юлия Синькевич о фильмах ДАУ (Фото: @скриншот/facebook)
Юлия Синькевич о фильмах ДАУ / Фото: @скриншот/facebook

Елена Чиченина, культурный обозреватель телеканала Espresso

Елена Чиченина призналась, что посмотрела восемь часов проекта ДАУ, и в своем посте провела параллели между увиденным в фильме и художественным решением будущего Мемориала Бабий Яр в Киеве.

«Два слова об источнике моих предположений. Я посмотрела 8 первых часов нашумевшего фильма ДАУ Ильи Хржановского. Он же — недавно назначенный арт-директор Мемориала. После назначения часть людей успела оттуда уволиться в недоумении».

«Ходить музеем и читать инфу о погибших — это олдскул. Это привычно, скучно и, наконец, не дает посетителям настоящего понимания трагедии. Ну, да, мы можем себе представить, что было страшно, жестоко, блаблабла. Но самые страшные истории никогда не объяснят нам трагедии в Бабьем Яру. Объяснит только погружения и личный опыт. Что чувствовала жертва? Что чувствовал агрессор?»

«Поэтому представьте себе, что вас проводят серией перформансов. Каждый из которых все больше и больше вызывает у вас толерантность к насилию. С вами работают специальные люди (например, бывшие кагебисты, неонацисты, участники допросов на войне). Добавить информацию они умеют, в зависимости от психотипа посетителя. И вот, вы приходите к тому, что одеваете нацистскую форму, вам дают специальное оружие и пускают в некий арт-объект. Это мини-копия обрыва с „трупами“, вы ходите по ним и есть задача — застрелить тех, кто шевелится. А потом к вам подходит куратор, хлопает по спине и говорит: видите, как работает человеческая психология. Еще недавно вы и не подозревали, что такое сделаете. Теперь будете знать — человека можно принудить к чему угодно».

Янина Кучер, второй режиссер фильма Я. Ніна

«Короче, я тоже нарушила собственное табу, зашла по ссылке смотреть онлайн бесплатно“ и посмотрела минут 40. Это очень бездарно, гораздо бездарнее, чем я себе представляла… Люди, которым это нравится или идиоты, или извращенцы. Шальные деньги выброшены на помойку. Надеюсь, кто-то на этом проекте хотя бы заработал себе на квартиру или дом. Иначе, мне даже сложно представить себе, зачем и кому все это сумасшедший цирк был нужен…»

Янина Кучер о фильмах из проекта ДАУ (Фото: @скриншот/facebook)
Янина Кучер о фильмах из проекта ДАУ / Фото: @скриншот/facebook

Ольга Духнич, редактор журнала НВ

Ольга Духнич также проводит параллели между фильмами ДАУ и мемориальным комплексом Бабий Яр в Киеве.

«В истории с художественным руководителем мемориала Бабий Яр меня достаточно давно смущает факт, что посреди Киева возникнет мемориальный комплекс глобального масштаба, который фиксирует русскокультурный взгляд на трагедию.

Я как раз верю, что избежать этого практически невозможно. В том как будет собрана история, как она будет рассказана и как распознана. Более того, избегать этого вряд ли кто-то планирует. Мы иногда забываем, что мир говорит на языке масштабно рассказанных событий".

Напомним, в среду, 22 апреля, Мемориальный комплекс Бабий Яр выступил с официальным заявлением, в котором отметил, что не может давать оценку методам и приемам в работе над фильмами своему художественному руководителю Илье Хржановскому, и считает, что окончательные решения следует принимать после объективных выводов правоохранительных органов.

«Мы уверены, что любое насилие недопустимо: ни в былые времена, ни сейчас. Свобода и достоинство человека, его жизнь и его права являются наивысшими ценностями. Мемориальный центр защищал и будет защищать эти ценности и исповедует их в своей деятельности. В то же время отмечаем, что все обвинения, которые раздаются сейчас в адрес Ильи Хржановского, сделанные на основании эмоций и субъективных мнений, построенных на догадках и предположениях. Мы считаем, что окончательные решения следует принимать после объективных выводов правоохранительных органов».

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X